У книжной полки. Протоиерей Николай Агафонов. Заступница усердная

4 ноября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

«В год от сотворения мира семь тысяч восемьдесят седьмой (1579) конец мая и весь июнь на среднем Поволжье не выпало ни одного дождя. Казань, изнывающую от жары, не спасало даже наступление сумерек. Полуденный зной сменялся лишь ночной духотой. Даже дворовые собаки перестали брехать. Почуют чужака за оградой, приподнимут голову, порычат для острастки, и не  более того. На торгу разговоры всё об одном: «Наши-то попы почитай каждый день молебствуют, а всё едино вёдро. Прогневали мы Бога, жди теперь беды»». Так начинает свой рассказ протоиерей Николай Агафонов о явлении иконы Божией Матери в городе Казани. Как известно из истории, 28 июня 1579 года страшный пожар истребил часть этого города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Именно тогда Божия Матерь не замедлила послать Небесную помощь народу православному, явив Свою чудотворную икону. О том, как это было и рассказывает протоиерей Николай Агафонов в книге «Заступница усердная».

***

Книга «Заступница усердная» представляет собой сборник исторических повестей известного православного писателя, лауреата Патриаршей литературной премии протоиерея Николая Агафонова. В основу первой из них легло известное чудесное событие, произошедшее в московском храме перед иконой Божией Матери "Утоли моя печали". Повесть "Заступница Усердная" рассказывает об обретении Казанской иконы Божией Матери. Повесть "Ермоген" - о том времени жизни будущего священномученика Патриарха Ермогена, когда он, еще будучи Казанским митрополитом, подвергся гонениям от Лжедмитрия I за обличения самозванца. Еще одна повесть рассказывает о подвиге протопопа новгородского Софийского собора Амоса, «последнего великого Новгородца». Заключительная история "Красное Крещение" напоминает о совсем недавнем страшном времени советских гонений на Православие.

Об исторических повестях, собранных на страницах этой книги, писатель Алексей Солоницын пишет следующее: «Федор Достоевский, когда ему не было и двадцати лет, писал брату Михаилу: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели бу­дешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что поте­рял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть че­ловеком». Он учился в инженерном училище, но уже тогда ре­шил стать писателем. Еще юношей хорошо понимал, что, отправляясь в плавание по морю житейскому, предстоит стать опытным моряком, чтобы разгадать тайну, которую являет собой человек. И чтобы достичь желанного бере­га, предстоит пережить многие бури, и даже если будет кораблекрушение, надо суметь выбраться из морской пу­чины и найти в себе силы вновь отправиться в плавание».

Как отмечает Солоницын, «тайны встают перед нами разные. Например, пушкинский Герман из «Пиковой дамы» все пытает­ся разгадать тайну трех карт, которая сулит выигрыш и богатство. Чем кончается эта погоня за призрачным счастьем, мы хорошо помним. Есть другие тайны, неизбежно встающие перед нами, если ставишь перед собой задачу обогатиться не деньгами, а сердцем, душой, узнать, чем действительно жизнь может стать богаче». Книга «Заступница усердная», по мнению Алексея Алексеевича, как раз и движет наш ум именно в этом направлении, к этим целям. И первая тайна, которую раскрывает перед чита­телем протоиерей Николай Агафонов, не может не волновать сердце каждого, кто вступил на путь веры, путь познания Бога. Это тайна любви народной к Божией Матери.

Почему у нас в России так любят Богородицу, так почитают Ее, как нигде в мире? Почему Она и Пресвя­тая, и Неувядаемый Цвет, и Милующая, и Всех Скорбя­щих Радость? Еще много иных у Нее имен, данных народом на­шим, безгранично любящим Ее, верящим, что Она Заступница Усердная, Которая обязательно придет к нам на помощь даже на краю, даже у последней черты. Множество икон, посвященных Богородице, назва­ны по месту, где они были обретены. Эти названия тоже сокровенные, тайные, как и со­бытия, которые произошли, когда икона Пресвятой яви­лась кому-то из людей, выбранных для того, чтобы икона была именно обретена. То есть явилась, словно спустив­шись с небес.

И разве не следует нам знать, почему именно так, а не иначе назвали иконы Богородицы? Как именно эти события произошли? И почему стоит считать такие события именно исто­рическими, а не придуманными? Почему чудесные исцеления по молитвам к Богоро­дице — явь, факт, а не только, к примеру, сон девочки Матроны из города Казани? Какие исторические персонажи и в какое время присутствовали в эти одновременно счастливые и траги­ческие дни, когда весь народ в Казани шел, ликуя, неся икону, найденную на пепелище после опус­тошительного пожара? И кто нес эту икону, названную по месту обретения Казанской, той самой, что спасала Россию не раз и не два, вплоть до последней, самой страшной войны, Отечественной. Отец Николай и это нам рассказывает.

И, читая книгу, мы с ра­достью узнаем, что священник Ермолай, который нес Казанскую, оказывается, напишет тропарь, который начинается словами «Заступница усердная, Матерь Господа Всевышнего, за всех молишь Ты Сына Твоего, Христа Бога нашего, и содействуешь спасению всех, под мощный Твой покров прибегающих…». Он же составит всю службу, посвященную Ей, Чудотворной, Защитнице и Спасительнице и душ наших, и страны нашей. Он же напишет повесть о Ней. И этот же самый просвещенный, умный, свято веру­ющий в Господа человек станет митрополитом Ермогеном — тем самым, что поднимет голос во спасение Рос­сии от иноземных захватчиков. В огне страшного пожара 1579 года, когда выгорела почти вся Казань, впервые высветилась для истории личность великого столпа Православия. Тогда Ермогену, еще приходскому священнику, Бог судил принять в свои руки обретенный на пепелище чудотворный образ Божией Матери. Когда же другой пожар, устроенный поляками в Москве, освещал последние дни священномученика, народное ополчение, шедшее по его призыву освобождать Москву, возглавила Она – Пречистая в своем чудотворном образе Казанском. Все это, а также тайна восшествия человека на подвиг, откроется нам при чтении повести отца Николая – «Ермоген».

«...Природа, душа, Бог, любовь... познаются сердцем, а не умом», — писал Федор Достоевский. Эта тайна познания, тайна чуда открывается нам и при чтении повести - «Утоли моя печали». Как отмечает сам отец Николай, «название иконы «Утоли моя печали» звучит молит­венной музыкой, а от ее удивительной иконографии захватывает дух. Пресвятая Богородица склонилась к поднятой руке, от чего создается впечатление, будто Она вниматель­но слушает обращенные к Ней мольбы, а может быть, смахивает набежавшую слезинку, скорбя вместе с нами. Поражает и то, что рука, поднятая к лицу, не поддерживает Богомладенца, и Он словно парит в воздухе. В руках Младенца Христа свиток, на котором можно прочесть сло­ва из книги пророка Захарии: «Суд праведен судите, и ми­лости и щедроты творите кийждо ко искреннему своему, и вдовицы и сира и пришельца и убога не насильствуите, и злобы брата своего не вспоминайте» (Зах. 7; 9-10).

Появление этого образа в Москве связано с истори­ей войны России и Польши в XVII веке. В 1655 году войска государя Алексея Михаиловича овладели городом Шкловом, где временно разместилась царская ставка. Среди ценностей, вывезенных из Шклова в Мо­скву, был и необычный для Великороссии образ, именуе­мый «Утолимыя Пресвятыя Богородицы». «Утолимая» означает «утоляющая», «укрощающая» т.е утоляющая не только печали и болезни, но и людское жестокосердие. На одной гравюре того времени, изобра­жающей данную икону, название поясняется так: «Образ Пресвятыя Богородицы Утолимыя утоляет жестокия раны и правит сердца человеческия». Известны и другие варианты названия: «Утоли печали», «Утолимыя печали». От этого и пошло позднейшее название иконы — «Утоли моя печали». Эту необычную икону казаки передали в церковь святителя Николая, что на Пупышах в Садовниках (в Замоскворечье). Вскоре образ стал широко известен в Москве многими чудесами, записи о которых бережно хранились в храме. Наиболее известным явля­ется случай, произошедший в 1760 году, который и лег в основу повести «Утоли моя печали».

***

Художественная литература, по словам Алексея Солоницына, призвана показывать в живых образах, в бытовых реалиях, как и кому является Господь. И чем смелее, чем талантливее сказано это писате­лем, тем сильнее воздействие на сердце читателя, что и доказала классическая русская литература в лучших своих образцах. По выражению Федора Михайловича Достоевского, есть огонь небесный, который является примером для всех, кто зовет читателя в Храм, но не в самой Церкви, а на паперти, кто отчетливо понимает, что «... мысль зарож­дается в душе. Ум — орудие, машина, движимая огнем душевным». Отцу Николаю дано проповедовать и в храме, и вне стен его. Он служит вдохновенно, с пониманием и сокровен­ных чувств, и священнодействий, свершаемых за Боже­ственной Литургией, другими службами. Каждое его слово звучит осмысленно, внятно. Также дано звучать и его словам в рассказах, пове­стях, романах на исторические и современные темы.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать