Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«В год от сотворения мира семь тысяч восемьдесят седьмой (1579) конец мая и весь июнь на среднем Поволжье не выпало ни одного дождя. Казань, изнывающую от жары, не спасало даже наступление сумерек. Полуденный зной сменялся лишь ночной духотой. Даже дворовые собаки перестали брехать. Почуют чужака за оградой, приподнимут голову, порычат для острастки, и не более того. На торгу разговоры всё об одном: «Наши-то попы почитай каждый день молебствуют, а всё едино вёдро. Прогневали мы Бога, жди теперь беды»». Так начинает свой рассказ протоиерей Николай Агафонов о явлении иконы Божией Матери в городе Казани. Как известно из истории, 28 июня 1579 года страшный пожар истребил часть этого города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Именно тогда Божия Матерь не замедлила послать Небесную помощь народу православному, явив Свою чудотворную икону. О том, как это было и рассказывает протоиерей Николай Агафонов в книге «Заступница усердная».
***
Книга «Заступница усердная» представляет собой сборник исторических повестей известного православного писателя, лауреата Патриаршей литературной премии протоиерея Николая Агафонова. В основу первой из них легло известное чудесное событие, произошедшее в московском храме перед иконой Божией Матери "Утоли моя печали". Повесть "Заступница Усердная" рассказывает об обретении Казанской иконы Божией Матери. Повесть "Ермоген" - о том времени жизни будущего священномученика Патриарха Ермогена, когда он, еще будучи Казанским митрополитом, подвергся гонениям от Лжедмитрия I за обличения самозванца. Еще одна повесть рассказывает о подвиге протопопа новгородского Софийского собора Амоса, «последнего великого Новгородца». Заключительная история "Красное Крещение" напоминает о совсем недавнем страшном времени советских гонений на Православие.
Об исторических повестях, собранных на страницах этой книги, писатель Алексей Солоницын пишет следующее: «Федор Достоевский, когда ему не было и двадцати лет, писал брату Михаилу: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Он учился в инженерном училище, но уже тогда решил стать писателем. Еще юношей хорошо понимал, что, отправляясь в плавание по морю житейскому, предстоит стать опытным моряком, чтобы разгадать тайну, которую являет собой человек. И чтобы достичь желанного берега, предстоит пережить многие бури, и даже если будет кораблекрушение, надо суметь выбраться из морской пучины и найти в себе силы вновь отправиться в плавание».
Как отмечает Солоницын, «тайны встают перед нами разные. Например, пушкинский Герман из «Пиковой дамы» все пытается разгадать тайну трех карт, которая сулит выигрыш и богатство. Чем кончается эта погоня за призрачным счастьем, мы хорошо помним. Есть другие тайны, неизбежно встающие перед нами, если ставишь перед собой задачу обогатиться не деньгами, а сердцем, душой, узнать, чем действительно жизнь может стать богаче». Книга «Заступница усердная», по мнению Алексея Алексеевича, как раз и движет наш ум именно в этом направлении, к этим целям. И первая тайна, которую раскрывает перед читателем протоиерей Николай Агафонов, не может не волновать сердце каждого, кто вступил на путь веры, путь познания Бога. Это тайна любви народной к Божией Матери.
Почему у нас в России так любят Богородицу, так почитают Ее, как нигде в мире? Почему Она и Пресвятая, и Неувядаемый Цвет, и Милующая, и Всех Скорбящих Радость? Еще много иных у Нее имен, данных народом нашим, безгранично любящим Ее, верящим, что Она Заступница Усердная, Которая обязательно придет к нам на помощь даже на краю, даже у последней черты. Множество икон, посвященных Богородице, названы по месту, где они были обретены. Эти названия тоже сокровенные, тайные, как и события, которые произошли, когда икона Пресвятой явилась кому-то из людей, выбранных для того, чтобы икона была именно обретена. То есть явилась, словно спустившись с небес.
И разве не следует нам знать, почему именно так, а не иначе назвали иконы Богородицы? Как именно эти события произошли? И почему стоит считать такие события именно историческими, а не придуманными? Почему чудесные исцеления по молитвам к Богородице — явь, факт, а не только, к примеру, сон девочки Матроны из города Казани? Какие исторические персонажи и в какое время присутствовали в эти одновременно счастливые и трагические дни, когда весь народ в Казани шел, ликуя, неся икону, найденную на пепелище после опустошительного пожара? И кто нес эту икону, названную по месту обретения Казанской, той самой, что спасала Россию не раз и не два, вплоть до последней, самой страшной войны, Отечественной. Отец Николай и это нам рассказывает.
И, читая книгу, мы с радостью узнаем, что священник Ермолай, который нес Казанскую, оказывается, напишет тропарь, который начинается словами «Заступница усердная, Матерь Господа Всевышнего, за всех молишь Ты Сына Твоего, Христа Бога нашего, и содействуешь спасению всех, под мощный Твой покров прибегающих…». Он же составит всю службу, посвященную Ей, Чудотворной, Защитнице и Спасительнице и душ наших, и страны нашей. Он же напишет повесть о Ней. И этот же самый просвещенный, умный, свято верующий в Господа человек станет митрополитом Ермогеном — тем самым, что поднимет голос во спасение России от иноземных захватчиков. В огне страшного пожара 1579 года, когда выгорела почти вся Казань, впервые высветилась для истории личность великого столпа Православия. Тогда Ермогену, еще приходскому священнику, Бог судил принять в свои руки обретенный на пепелище чудотворный образ Божией Матери. Когда же другой пожар, устроенный поляками в Москве, освещал последние дни священномученика, народное ополчение, шедшее по его призыву освобождать Москву, возглавила Она – Пречистая в своем чудотворном образе Казанском. Все это, а также тайна восшествия человека на подвиг, откроется нам при чтении повести отца Николая – «Ермоген».
«...Природа, душа, Бог, любовь... познаются сердцем, а не умом», — писал Федор Достоевский. Эта тайна познания, тайна чуда открывается нам и при чтении повести - «Утоли моя печали». Как отмечает сам отец Николай, «название иконы «Утоли моя печали» звучит молитвенной музыкой, а от ее удивительной иконографии захватывает дух. Пресвятая Богородица склонилась к поднятой руке, от чего создается впечатление, будто Она внимательно слушает обращенные к Ней мольбы, а может быть, смахивает набежавшую слезинку, скорбя вместе с нами. Поражает и то, что рука, поднятая к лицу, не поддерживает Богомладенца, и Он словно парит в воздухе. В руках Младенца Христа свиток, на котором можно прочесть слова из книги пророка Захарии: «Суд праведен судите, и милости и щедроты творите кийждо ко искреннему своему, и вдовицы и сира и пришельца и убога не насильствуите, и злобы брата своего не вспоминайте» (Зах. 7; 9-10).
Появление этого образа в Москве связано с историей войны России и Польши в XVII веке. В 1655 году войска государя Алексея Михаиловича овладели городом Шкловом, где временно разместилась царская ставка. Среди ценностей, вывезенных из Шклова в Москву, был и необычный для Великороссии образ, именуемый «Утолимыя Пресвятыя Богородицы». «Утолимая» означает «утоляющая», «укрощающая» т.е утоляющая не только печали и болезни, но и людское жестокосердие. На одной гравюре того времени, изображающей данную икону, название поясняется так: «Образ Пресвятыя Богородицы Утолимыя утоляет жестокия раны и правит сердца человеческия». Известны и другие варианты названия: «Утоли печали», «Утолимыя печали». От этого и пошло позднейшее название иконы — «Утоли моя печали». Эту необычную икону казаки передали в церковь святителя Николая, что на Пупышах в Садовниках (в Замоскворечье). Вскоре образ стал широко известен в Москве многими чудесами, записи о которых бережно хранились в храме. Наиболее известным является случай, произошедший в 1760 году, который и лег в основу повести «Утоли моя печали».
***
Художественная литература, по словам Алексея Солоницына, призвана показывать в живых образах, в бытовых реалиях, как и кому является Господь. И чем смелее, чем талантливее сказано это писателем, тем сильнее воздействие на сердце читателя, что и доказала классическая русская литература в лучших своих образцах. По выражению Федора Михайловича Достоевского, есть огонь небесный, который является примером для всех, кто зовет читателя в Храм, но не в самой Церкви, а на паперти, кто отчетливо понимает, что «... мысль зарождается в душе. Ум — орудие, машина, движимая огнем душевным». Отцу Николаю дано проповедовать и в храме, и вне стен его. Он служит вдохновенно, с пониманием и сокровенных чувств, и священнодействий, свершаемых за Божественной Литургией, другими службами. Каждое его слово звучит осмысленно, внятно. Также дано звучать и его словам в рассказах, повестях, романах на исторические и современные темы.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 апреля
День ангела. 20 апреля
Церковный календарь 20 апреля. Мученик Каллиопий Помпеопольский
Евангелие 20 апреля. Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его
Читаем Апостол. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!