Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Автора книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию, монаха Меркурия (Попова) многие, вероятно, помнят по захватывающим «Запискам пустынножителя» — остросюжетному дневнику инока-отшельника, совершавшего свой уединенный подвиг в горах Кавказа с 60-х по 90-е годы прошлого века. Отец Меркурий прожил тяжелую жизнь, на его долю и долю его братьев по кавказским скитаниям выпали многие испытания, исторически связанные и с судьбой Церкви, и с судьбой страны. Самому тяжелому из них посвящена вторая книга дилогии о. Меркурия - «Записки монаха-исповедника». В этом году книга вышла в свет в издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, и сегодня находится на нашей книжной полке.
***
Прежде чем рассказать о книге, скажем несколько слов об ее авторе. Родился он в 1919 году возле города Ижевска. В 1938-м году окончил среднюю школу, и за неосторожно высказанное словоизречение, что он не верит в построение коммунизма, был арестован и осужден спецколлегией на шесть лет заключения в концлагерь, затем отправлен на строительство города Комсомольска-на-Амуре. По окончании срока заключения жил на положении ссыльного. В 1949 году снова был подвергнут аресту и осужден на десять лет за контрреволюционный саботаж. В 1953-м году, после смерти Сталина, амнистирован, однако жил еще на положении ссыльного до 1956-го года, затем выехал в Россию с надеждой поступить на жительство в какой-либо из монастырей. Однако везде где он только ни был, ему в приеме в число монастырского братства было отказано ввиду того, что в паспорте имелась отметка означающая: — «он принадлежит к числу социальноопасных людей». В том же 1956-м году уехал на Кавказ, где пробыл 34 года, подвизаясь в отшельничестве вместе с подобными себе подвижниками.
В 1993-м году по причине войны, вылетел с Кавказа самолетом через линию фронта в Москву. Впоследствии устроился на постоянное жительство в одной незначительной монастырской обители в селе Флорищи близ города Кольчугино Владимирской области. Упокоился он в 1996 году в Свято-Лукиановой пустыни, недалеко от Александрова, где проживал чуть менее двух лет с 1994 по 1996 год. По признанию собратьев монастыря, о. Меркурий был очень сильным человеком: ревностным, деятельным, по-житейски и в духовном отношении проницательным, в одно и то же время внутренне сосредоточенным и открытым, не лишенным пытливого внимания к людям и к Божию творению. Все упомянутые качества, как в зеркале, отразились в его книгах.
Некоторые нынешние насельники Свято-Лукиановой пустыни по сей день помнят наставления и рассказы отца Меркурия. Один из них представляется особенно трогательным. Арестованный по доносу будущий монах Меркурий в то время был комсомольцем и не считал себя верующим. Колонна заключенных шла третьи сутки через тайгу к месту, где ей предстояло строить для себя лагерь. Последним, далеко отстав от колонны, брел старенький священник. Силы покидали его, и, несмотря на то что конвойный пригрозил расстрелом, иерей не мог уже сделать ни шага. Колонна ожидала услышать привычный выстрел. Но произошло удивительное: чтобы подкрепить священника, конвоир отдал ему свою буханку хлеба! И тут произошло второе чудо: батюшка бросился догонять колонну и всем заключенным дал по маленькому кусочку той буханки. Достался такой кусочек и комсомольцу Попову. Так советский комсомолец стал верующим, а впоследствии — монахом.
Вот лишь несколько строк о жизни монаха Меркурия. В 2016 г. издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета выпустило в свет «Записки пустынножителя» — «абхазский дневник», хронику тридцатичетырехлетней отшельнической жизни о. Меркурия и монахов-пустынников в горах Абхазии начиная с 1956 и кончая 1993 годом. Теперь же выходит вторая часть его дилогии, «колымский дневник». Как и первая книга, она публикуется в том варианте, в каком была создана автором. Мы, - отмечают издатели, позволили себе лишь некоторые необходимые сокращения и минимальную стилистическую правку. Хронологически вторая книга, «Записки монаха-исповедника» предшествует «Запискам пустынножителя», основанным исключительно на личном опыте, житейском, но прежде всего — духовном, ради которого о. Меркурий и оказался кавказским пустынником.
Как отмечают издатели, главной из двух написанных им книг автор считал «Записки пустынножителя». Политизированному сознанию некоторых людей трудно принять, что в оценке жизни человека годы духовного становления, монашеского трудничества могут обладать большим весом, нежели годы колымских лагерей. Но для о. Меркурия лагерные годы были тем испытанием, которое вывело его на дорогу духовных исканий. А эта дорога привела его на Кавказ и обогатила его душу «наукой из наук» и «художеством из художеств», о которых он пишет в письмах. Приобретенный в молитве и подвижнических трудах духовный опыт он считал своим главным, основным достижением, ценностью, стремиться к которой необходимо каждому, ищущему пути к Богу; этим опытом мечтал делиться с нуждающимися, о нем не уставал напоминать.
Историческое пространство книги значительно: она начинается 1924-м годом и завершается 1945-м, победой над Японией, захватывая, таким образом, самые тяжелые и самые страшные годы советской жизни — Большой террор и войну. На этом фоне разворачивается личная драма о. Меркурия и его собеседника-монаха, условно названного Иоанном. Как и сотни тысяч ни в чем не повинных людей, он был вырван из нормальной жизни и обречен на каторжный труд. Но он выжил, и мы можем только догадываться, как помогла ему в этом медленно открывающаяся вера во Христа и надежда на Его милость и сострадание. Мы можем предположить, что именно в лагере он нашел первых духовных учителей, наставивших и укрепивших его в вере, открывших ему Евангелие. Во всяком случае, известно, что из лагеря он приехал прямо в Троице-Сергиеву лавру. А оттуда, еще мирянином, отправился в горы Кавказа.
Шестнадцать лет провел на Колыме о. Меркурий, добывая золото, и книга его, погружая в этот кажущийся сегодня нам нереальным лагерный мир, рассказывает о силе человеческого духа, способного противостоять даже такому испытанию. По словам издателей, в книге много действительно страшных страниц. И за ними стоит не только интерпретированный, обобщенный, опосредованный, но и личный опыт — психический, физический, тактильный. Детали, ощущения, реалии, подробности разговоров, масса попутных вставных «новелл» о судьбах несчастных, попавших в это узилище, понимание поведения людей, «кодекса» уголовников, описание тюремных камер, а главное — мгновенные движения души, всепоглощающий, липкий, неодолимый ужас в ожидании неотвратимого расстрела — все говорит о личном, пережитом самим автором трагическом опыте.
И далее, когда рассказ идет об этапе, о колымских лагерях и подробностях лагерной жизни — все убеждает в том, что описаны они не только с чужих слов, но и очевидцем, лично пережившим дикие, спонтанные лагерные расправы, катавшим тачку с породой, знавшим не по рассказам процесс золотодобычи и организации труда на лагпунктах. И хотя многие уже знакомы с лагерной литературой и, казалось бы, удивляться ничему не могут, бесхитростный рассказ монаха-лагерника о беспредельном зле, которое может учинить человек человеку, невозможно читать без содрогания. «Мы не знаем, - говорят издатели, - но можем предположить, что именно свой и чужой опыт тяжелого психического и физического потрясения, насилия над личностью побудил о. Меркурия вести опасные тайные записи. Историческое ли чутье сказалось в этом решении, традиция ли монашеского летописания или начитанность в святоотеческой литературе, научившей его ценности злостраданий - трудно сказать. Но бытует также мнение, что у о. Меркурия было послушание — собрать и описать историю страшных лет. И если это так, то он исполнил его максимально полно.
***
Отец Меркурий, - по словам издателей, - не был профессиональным литератором, не был светски образованным человеком, не было у него и систематического духовного образования. Но он обладал несомненным литературным даром. Он сумел прозреть в своей судьбе и в судьбе окружавших его людей катастрофу огромного исторического масштаба и счел своим долгом описать ее по возможности достоверно и объемно. И выбрал жанр записок — как художественно наиболее приемлемый. Увлечение подробностями, повторы и местами искусственный, нарочитый стиль и слог выдают в нем писателя-самоучку, но поразительно его умение «держать сюжет», не терять из виду масштаб — историческое соизмерение судьбы одного человека с судьбой страны. Он оставил нам уникальное свидетельство, которое не теряется даже в ряду всей известной нам ныне «лагерной» литературы. Эту книгу, по словам издателей, тяжело читать, но читать необходимо: голос прямого свидетеля тех страшных лет должен быть услышан.
У книжной полки. Миром правит Бог. Старцы Псково-Печерского монастыря о Промысле Божием
У книжной полки. Екатерина Каликинская. Один в поле воин. Историческая повесть о святителе Луке
Церковный календарь 27 апреля. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Антипасха
Этот день в истории. 27 апреля
День ангела. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!