Аудио |
|
Скачать .mp3 |
На этом свете, в нашей земной жизни, нет ничего прочного, вечного, постоянного, всё течёт и меняется. Одни явления исчезают, на их месте появляются другие. Земля каждой весной покрывается роскошной растительностью, но настаёт осень, и вся растительная красота разрушается, пропадает, чтобы уступить место другим растениям, которые появятся будущей весной. Так же происходит и в жизни людей: одно поколение сменяется другим. Умирают отцы, на их место приходят дети, которые, в свою очередь, оставляя после себя потомство, исчезают с лица земли, уступают место другим и так далее, без конца. Точно так же, как и всё земное, тело человека после своей смерти разрушается, но дух человека, оживлявший его тело и сознание, душа человека остается жить вечно. О вечной жизни души свидетельствует Слово Божие и явления душ умерших людей. Какова же жизнь души, перешедшей в духовный, загробный мир? Ответить на этот вопрос призвана книга преподобноисповедника Гавриила (Игошкина), которая так и называется – «Загробная жизнь».
***
Автор этой книги - преподобноисповедник Гавриил (Игошкин) - в годы гонений, когда происходили массовые расстрелы духовенства, принял священный сан, а затем и монашеский постриг. В 1922 году был назначен вторым священником Покровского храма Марфо-Мариинской обители милосердия, основанной в 1908 году Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной. С 1928 по 1934 год являлся настоятелем храма Святителя Николая в Пыжах. В июле 1934 года храм захватили «обновленцы». Это вынудило отца Гавриила перейти в храм Воскресения Христова в Кадашах.
В связи с известными «революционными» обстоятельствами батюшка постоянно переводился из храма в храм. Но самое главное в его «странничестве» было то, что служение в храме неоднократно прерывалось арестами и концлагерями. Отцу Гавриилу обещали свободу, если он откажется от священнического сана, его избивали на допросах, но батюшка отказался изменить Богу и Церкви. Трижды судимый, отец Гавриил пробыл в лагерях в общей сложности 15 лет, но никогда не жаловался на суровые условия лагерной жизни. О себе он почти ничего не рассказывал, хотя все знали, какая у него была страшная судьба. Все свои беды он воспринимал как испытание его веры и любви к Богу. Часто повторял: «На всё воля Господня, слава Богу за всё!»
Отец Гавриил непоколебимо верил в Благой Промысл Божий о каждом человеке, в Покров Царицы Небесной над каждым из людей. Безропотно и мужественно перенося страдания, он говорил: «Я рад, что Господь сподобил меня пострадать вместе с моим народом и претерпеть сполна все скорби, которые не единожды выпали на долю православных. Испытания посылаются человеку от Бога и необходимы для его очищения и освящения». Так, в тяжелейшее для Церкви время отец Гавриил ревностно совершал свое пастырское послушание. Огромное значение он всегда придавал духовному просвещению. Из сохранившихся его писем видно, что «литературное творчество» было важнейшим делом его жизни. Он посвящал этому много сил и времени, «приобретал кровавым потом и с большими трудностями» книги, необходимые для его труда.
Но в сочинениях преподобноисповедника для нас, несомненно, важнее всего не их литературные достоинства, а та духовная реальность, которую они открывают. По словам издателей, архимандрит Гавриил был истинным просветителем! Как известно, во времена гонений не было никакой духовной литературы, Слово Божие, Святое Евангелие считались антисоветской литературой. Если эти великие книги обнаруживали, обладатель их строжайше наказывался. Но батюшка не мог примириться с тем, что величайшие сокровища Слова Божия спрятаны от людей, недоступны им. Ещё находясь в лагере, он придумывал повести, рассказывал их в свободные минуты своим товарищам по несчастью, пытаясь просветить несчастных узников, дать им надежду на спасение главного — души человеческой. И первое, что сделал, когда оказался на свободе - он начал писать!
За пять лет отец Гавриил сумел оформить на бумаге практически всё, что продумывал, находясь в заключении. Это огромный духовный труд архимандрита, и многое из него уже издано, рассказы, повести, проповеди, многочисленные письма. И, пожалуй, самое задушевное его произведение – это повесть «Загробная жизнь». Конечно, нас сейчас сложно удивить чем-то новым, так много всего напечатано! Но взгляды старца Гавриила, например, на воспитание детей, на необходимость целомудренного отношения родителей к вопросу рождения ребёнка, не только не устарели, но они чрезвычайно важны в наше крайне распущенное в нравственном отношении времени. И конечно, главное открытие, ожидающее читателя, это рассказ о загробной жизни.
Эта повесть, по словам издателей, не является догматическим трудом, это художественное произведение. В нем, как отмечает сам автор, «шаг за шагом, страница за страницей раскрываются и даются доказательства бытия души человеческой, её бессмертия, вечного блаженства или вечных мучений за гробом». «Описывая блаженства Святых угодников и красоты Рая Божия, я, - говорит отец Гавриил, - не предполагал поразить боголюбивых читателей чем-то новым, невиданным и неслыханным. Для описания блаженства Святых в нашем бедном человеческом языке нет подходящих слов, и в уме нашем нет соответствующих этому понятий. Они неописуемы словами, их можно только ощутить, почувствовать сердцем, и это только в зависимости от степени духовного развития познающего».
По словам автора, «настоящее описание Райских блаженств и попытка их объяснить есть слабое и бледное отражение подлинного блаженства, уготованного праведникам. Оно подобно лучу животворного солнца, отражающегося в капле утренней росы. Это рассказ о том, что видела и слышала душа» героини повести – монахини Екатерины, «во время своего пребывания в загробном мире». Но зачем нам это надо знать? На этот вопрос отец Гавриил отвечает так: «Дело в том, что искусительный дух времени стремится увлечь человека соблазнами к плотским наслаждениям всякого рода, материальным благам и к полному забвению о душе и её потребностях.
Описание Райских блаженств, как их увидела монахиня Екатерина, дают понятие всякому человеку о том, что есть другой прекрасный мир, в нём обитают души праведных. Моя цель – пишет отец Гавриил, - привести читателя к чувству раскаяния в грехах своих пред Богом и подготовить его к вечному блаженству. Если под влиянием прочитанного человек придёт к осознанию своих грехов, раскается и, возгоревшись желанием вечного блаженства, исправит свою жизнь, начнёт творить добрые дела и жить во славу Божию, цель моя будет достигнута.
***
Как отмечают издатели, вся жизнь отца Гавриила была посвящена служению Господу и Матери Церкви в трудные богоборческие времена. Батюшка был не просто одарённым проповедником, но молитвенником, чудотворцем. Множество чудес творил он при жизни, и до сего времени творятся им чудеса. Его молитвами Господь утешает, ублажает и исцеляет всех приходящих к нему. Это великий светильник Божий, который светит всем. Архимандрит Гавриил (Игошкин) отошёл ко Господу 18 октября 1959 года. В 2000 году, на Юбилейном Архиерейском Соборе, он был причислен к лику святых. Для назидания современного поколения старец оставил большое духовное наследие, среди которого повесть «Загробная жизнь».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!