У книжной полки. Святой преподобноисповедник Гавриил (Игошкин). Загробная жизнь

29 ноября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

На этом свете, в нашей земной жизни, нет ничего прочного, веч­ного, постоянного, всё течёт и меняется. Одни явления исчезают, на их месте появляются другие. Земля каждой весной покры­вается роскошной растительностью, но настаёт осень, и вся растительная красота разрушается, пропадает, чтобы уступить место другим растениям, которые появятся будущей весной. Так же происходит и в жиз­ни людей: одно поколение сменяется другим. Умирают отцы, на их место приходят дети, которые, в свою очередь, оставляя после себя потомство, исчезают с лица земли, уступают место другим и так да­лее, без конца. Точно так же, как и всё земное, тело человека после своей смерти разрушается, но дух человека, оживлявший его тело и сознание, душа человека остается жить вечно. О вечной жизни души сви­детельствует Слово Божие и явления душ умерших людей. Какова же жизнь души, перешедшей в духовный, загробный мир? Ответить на этот вопрос призвана книга преподобноисповедника Гавриила (Игошкина), которая так и называется – «Загробная жизнь».

***

Автор этой книги - преподобноисповедник Гавриил (Игошкин) - в годы гонений, когда про­исходили массовые расстрелы духовенства, принял священный сан, а затем и монашеский постриг. В 1922 году был назначен вторым свя­щенником Покровского храма Марфо-Мариинской обители милосердия, основанной в 1908 году Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной. С 1928 по 1934 год являлся настоятелем храма Святителя Николая в Пыжах. В июле 1934 года храм захватили «обновлен­цы». Это вынудило отца Гавриила перейти в храм Воскресения Христова в Кадашах.

В связи с известными «революционными» обстоятельствами батюшка постоянно переводился из храма в храм. Но самое главное в его «странничестве» было то, что служение в храме неоднократно прерывалось арестами и концлагерями. Отцу Гавриилу обещали свободу, если он откажется от священнического сана, его избивали на допро­сах, но батюшка отказался изменить Богу и Церкви. Трижды судимый, отец Гавриил пробыл в лагерях в общей слож­ности 15 лет, но никогда не жаловался на суровые условия лагерной жизни. О себе он почти ничего не рассказывал, хотя все знали, какая у него была страшная судьба. Все свои беды он воспринимал как испы­тание его веры и любви к Богу. Часто повторял: «На всё воля Господня, слава Богу за всё!»

Отец Гавриил непоколебимо верил в Благой Промысл Божий о каждом человеке, в Покров Царицы Небесной над каждым из людей. Безропотно и мужественно перенося страдания, он говорил: «Я рад, что Господь сподобил меня пострадать вместе с моим народом и претер­петь сполна все скорби, которые не единожды выпали на долю право­славных. Испытания посылаются человеку от Бога и необходимы для его очищения и освящения». Так, в тяжелейшее для Церкви время отец Гавриил ревностно совершал свое пастырское послушание. Огромное значение он всегда придавал духовному просвещению. Из сохранившихся его писем видно, что «литературное творчество» было важнейшим делом его жизни. Он посвящал этому много сил и времени, «приобретал кровавым потом и с большими трудностями» книги, необходимые для его труда.

Но в сочинениях преподобноисповедника для нас, несомненно, важнее всего не их литературные достоинства, а та духовная реальность, которую они открывают. По словам издателей, архимандрит Гавриил был истинным просветителем! Как известно, во времена гонений не было никакой духовной литературы, Слово Божие, Святое Евангелие считались антисоветской литературой. Если эти великие книги обнаруживали, обладатель их строжайше наказывался. Но батюшка не мог примириться с тем, что величайшие сокровища Слова Божия спрятаны от людей, недоступны им. Ещё находясь в ла­гере, он придумывал повести, рассказывал их в свободные мину­ты своим товарищам по несчастью, пытаясь просветить несчастных узников, дать им надежду на спасение главного — души человеческой. И первое, что сделал, когда оказался на свободе - он начал писать!

За пять лет отец Гавриил сумел оформить на бумаге практически всё, что продумывал, находясь в заключении. Это огромный духовный труд архимандрита, и многое из него уже издано, рассказы, повести, проповеди, много­численные письма. И, пожалуй, самое задушевное его произведение – это повесть «Загробная жизнь». Конечно, нас сейчас сложно удивить чем-то новым, так много всего напечатано! Но взгляды старца Гавриила, например, на воспита­ние детей, на необходимость целомудренного отношения родителей к вопросу рождения ребёнка, не только не устарели, но они чрезвычайно важны в наше крайне распущенное в нравственном отношении време­ни. И конечно, главное открытие, ожидающее читателя, это рассказ о загробной жизни.

Эта  повесть, по словам издателей, не является догматическим трудом, это художественное произведение. В нем, как отмечает сам автор, «шаг за шагом, страница за страницей раскрываются и даются доказательства бытия души человеческой, её бессмертия, вечного бла­женства или вечных мучений за гробом». «Описывая блаженства Святых угодников и красоты Рая Божия, я, - говорит отец Гавриил, - не предполагал поразить боголюбивых читателей чем-то новым, невиданным и неслыханным. Для описания блаженства Святых в нашем бедном человеческом языке нет подходящих слов, и в уме нашем нет соответствующих этому понятий. Они неописуемы словами, их можно только ощутить, почувствовать сердцем, и это только в зависимости от степени духовного развития познающего».

По словам автора, «настоящее описание Райских блаженств и попытка их объяснить есть слабое и бледное отражение подлинного блаженства, уготованного праведникам. Оно подобно лучу животворного солнца, отражающе­гося в капле утренней росы. Это рассказ о том, что видела и слышала душа» героини повести – монахини Екатерины, «во время своего пребывания в загробном мире». Но зачем нам это надо знать? На этот вопрос отец Гавриил отвечает так: «Дело в том, что искусительный дух времени стремится увлечь че­ловека соблазнами к плотским наслаждениям всякого рода, материаль­ным благам и к полному забвению о душе и её потребностях.

Описание Райских блаженств, как их увидела монахиня Екатерина, дают понятие всякому человеку о том, что есть другой прекрасный мир, в нём обитают души праведных. Моя цель – пишет отец Гавриил, - привести читателя к чувству раскаяния в грехах своих пред Богом и подготовить его к вечному блаженству. Если под влияни­ем прочитанного человек придёт к осознанию своих грехов, раскается и, возгоревшись желанием вечного блаженства, исправит свою жизнь, начнёт творить добрые дела и жить во славу Божию, цель моя будет достигнута.

***

Как отмечают издатели, вся жизнь отца Гавриила была посвящена служению Господу и Матери Церкви в трудные богоборчес­кие времена. Батюшка был не просто одарённым проповедником, но молитвенником, чудотворцем. Множество чудес творил он при жизни, и до сего времени тво­рятся им чудеса. Его молитвами Господь утешает, ублажает и исцеляет всех приходящих к нему. Это великий све­тильник Божий, который светит всем. Архимандрит Гавриил (Игошкин) отошёл ко Господу 18 октября 1959 года. В 2000 году, на Юбилейном Архиерей­ском Соборе, он был причислен к лику святых. Для назидания современного поколения старец оставил большое духовное наследие, среди которого повесть «Загробная жизнь».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы