Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Жизнь человека состоит из его поступков, мыслей, стремлений, и каждое из этих его деяний, как бы ни были они противоречивы, имеет свое значение в его судьбе, неразрывны с ней, определяют и объясняют его жизнь — и прошлую, и будущую. Так и Святое Евангелие — это цельная и неразрывная книга земной жизни Христа Спасителя, из которой невозможно, не искажая этого единства, вырвать по своему желанию и прихоти только то, что нам нравится. И, как говорил архимандрит Кирилл (Павлов), «по Евангелию будет судить нас Господь в день Страшного Своего Суда, и от того, исполняли ли мы написанное в нем или небрегли о том, будет зависеть наша вечная участь». Слова Священного Писания мы слышим за богослужением в храме, после чего священник объясняет нам значение сказанного. Нередко бывает так, что проповеди эти записываются и со временем становятся достоянием не только прихожан одного определенного храма, но более широкой аудитории. Так и сегодня на нашей книжной полке представлены проповеди одного из священников Сретенского монастыря, которые составили книгу – «Взирая на Крест Христов».
***
Книга – «Взирая на Крест Христов» представляет собой сборник проповедей иеромонаха Никона (Париманчука), насельника Сретенского ставропигиального мужского монастыря. По словам издателей, сборник охватывает весь годовой круг богослужений: в него включены проповеди на Господские и Богородичные двунадесятые праздники, в дни Великого поста, на воскресные евангельские чтения. Говорится в книге и святых угодниках Божиих, через которых, по словам отца Никона, нам открывается и наша жизнь, и Промысл Божий о всем человечестве. «Раскрытие Промысла Божия в судьбе одного человека, - говорит священник, - это его биография, а раскрытие Промысла Божия в судьбе народов — это история. Всё связано, и мир жизней человеческих, хоть и разделенных во времени веками, связан единым, для всех общим, законом Божиим».
Дни памяти святых приходятся на каждый день церковного года. По словам прп. Иустина Поповича: «мы каждый день празднуем память какого-то святого — и они словно передают нас друг другу с рук на руки. Для того чтобы мы возрастали в Боге, от силы в силу, восходили по духовной лестнице». Но кроме того, существуют и праздники, которые посвящены наиболее значимым событиям из жизни Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, или святых. Самым главным из них является день Воскресения Христова, который не сравним ни с какими другими праздниками, и в то же время является, по словам отца Никона, «только образом иного, торжественного и нескончаемого дня духовной радости, предтеча Пасхи Вечной».
Как достичь нам этого дня, торжественного и нескончаемого? Что ждет нас на этом пути. В одной из своих проповедей отец Никон приводит слова святителя Григория Богослова, которые тот сказал на склоне лет. «Много путей многобедственной жизни, — писал святой отец, — и на каждом встречаются свои скорби; нет добра для людей, к которому бы не примешивалось зло; и хорошо еще, если бы горести не составляли большей меры! Богатство неверно; престол — кичение сновидца; быть в подчинении тягостно; бедность — узы; красота — кратковременный блеск молнии; молодость — временное воскипение; седина — скорбный закат жизни; слова летучи; слава — воздух... супружество — иго; многочадие — необходимая забота; бесчадие — болезнь... Смертным все трудно; все здешнее... — тень, призрак... ветер, прах, круг, вечно кружащийся, возобновляющий всё, подобное прежнему, и неподвижный и вертящийся, и разрушающийся и непременный — во временах года, днях, ночах, трудах, смертях, заботах, забавах, болезнях, падениях, успехах».
И вот «это непостоянство, призрачность всего земного, как говорит нам святитель, не случайны — всё это есть дело премудрости Божией и дано нам для того, чтобы мы сохраняли в себе любовь к постоянному, к Богу. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6,19-21). Такими вот словами Своего Евангелия Христос Спаситель напутствует нас, к примеру, на несение постного подвига. Но готовы ли мы услышать эти слова? В одном из своих поучений праведный Иоанн Кронштадтский вопрошал: «Кто из людей не грешен против этого завещания?.. Чье сердце не привязано... к земному, к земным сокровищам, какого бы рода они ни были?
Кто, например, говорит отец Никон, - не пристрастен к своей плоти, к земной чести и славе, к земному богатству, к земной красоте, к земным удовольствиям разного рода, вообще к земным всячески предметам, иногда до забвения Бога и Его святых заповедей... до забвения небесной природы своей души, ее образа и подобия Божия, ее назначения к вечной жизни в Бог и с Богом?.. У кого сокровище — один Бог и Его святые законы — святая добродетель, а плоть с ее страстями и похотями в презрении и уничижении?.. У кого нет разных идолов сердца, поставленных на этом месте святом, которое должно быть всегда престолом Господа Вседержителя?» У кого из нас нет идола гордости в сердце, не позволяющего склонить голову в смирении и прощении ближнего своего?»
Мы все, по словам отца Никона, должны сознаться, что собираем не истинные, а мнимые сокровища. Долго ли им обманывать нас? Скоро, может быть не сегодня-завтра, а спустя неведомое нам, но недолгое время, наше тело разрушится от болезней или старческой немощи, и всё, что мы накопили за жизнь, весь этот хлам вместе с телом оставит нас; что же останется нашей душе? Ничего. «А ведь она вечна, — упрекает нас праведный Иоанн, — и ей понадобятся в том веке вечном и сокровища вечные, ей свойственные, как то: о Христе упование и любовь к Богу и ближнему, милосердие, смирение, чистота, правота, незлобие». Поэтому и дает нам Господь «время для собирания этих сокровищ», время, для того, чтобы «вырастить на поле своей души райский сад из этих добродетелей», время, чтобы «запастись духовным елеем, и пока еще есть время дней жизни нашей, познаем грехи свои, покаемся и исправимся».
Взирая на Крест Христов, мы, по словам отца Никона, - вспоминаем слова Спасителя: кто хочет идти за Мною, отвергнисъ себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34). Эти слова не пугают нас, но укрепляют и утешают и помогают переносить все неустроенности, всё несовершенство нашей жизни. И вспоминая свои скорби, болезни, измены, с которыми нам пришлось встретиться в жизни, от Христа, распятого на Кресте, получаем помощь и верим, и знаем, что мы не одни, не брошены, не забыты на дорогах этой жизни, ибо благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей. У подножия Креста, на который человеческий грех вознес Святая святых — Сына Божия, мы оплакиваем свои грехи и свою неверность, свои измены Христу, отдавшему за нас жизнь тогда, когда мы Его еще не знали, когда мы были слабы и нечестивы.
Когда мы видим Крест Христов, мы вспоминаем житие и подвиги тысяч и тысяч святых подвижников, которым несть числа, известных и безымянных для нас мучеников, преподобных, блаженных, святителей, вспоминаем их решимость последовать за Христом, отказавшись от своего греховного себялюбия, и обращаемся к ним за помощью. Мы вспоминаем их радость и сияние духовное в самых невыносимых телесных страданиях. Когда мы видим Крест Христов, мы вспоминаем знак креста, вознесенный над храмом, над святым домом, где совершается круг нашего духовного бытия: рождение к жизни вечной в крещении, участие в Таинствах Святой Соборной и Апостольской Церкви, мы вспоминаем крест на могиле наших родных, дорогих людей, всех почивших христиан, и видим в нем знак нашего упокоения во Христе, знак нашего грядущего воскресения. От святого Распятия мы видим протянутые к нам руки Божественной любви, протянутые для спасения, для обретения счастья в вечности». Такие чувства и мысли, по мнению проповедника, рождаются в душе человека, взирающего на Крест Христов. Об этом и многом другом он говорит с нами со страниц этой книги.
***
В книге «Взирая на Крест Христов» иеромонах Никон (Париманчук) объясняет прихожанам, а теперь и читателям значение того или иного праздника, смысл евангельских слов, читаемых в этот день. Говорит о том, для чего нужно поститься и как верующие должны воспользоваться временем, отпущенным для поста, чтобы принести достойный плод покаяния. Он советует «как можно чаще пользоваться благодатью, даруемой приобщением Святых Христовых Таин», которая «так велика, что как бы недостоин и грешен не был человек, лишь бы только в смиренном сознании великой греховности приступил он ко Господу», и тогда, он «будет очищаться благодатью Христовой все более и более, будет светлеть, совсем просветлеется и спасется. «Спасение - говорит отец Никон— это не сказочный терем со всем готовым для беспечной жизни, не рог изобилия, нет! Спасение — это труд, тяжелый повседневный труд следования за Господом через исполнение Его заповедей…». А об этом снова и снова нам напоминает Спаситель через Свое святое Евангелие.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 26 апреля 2024
КАЛИКИ ПЕРЕХОЖИЕ: Агния Совостенкова — участница крестного хода СВЯТАЯ РУСЬ. 1 часть
ЧЕТВЕРТЬ ЧАСА. Вифания: воскрешение Лазаря и Русская школа
Вопросы веры. 25 апреля 2024. Новости Пензенской митрополии
У книжной полки. Простые чудеса
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!