Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Введение во храм Пресвятой Богородицы — один из двунадесятых праздников Православной Церкви. В этот день 3-летняя Мария, дочь праведных Иоакима и Анны, была посвящена Богу и вошла в Иерусалимское святилище. Здесь Она жила до своего 12-летия, посвятив себя молитве, изучению Священного Писания и рукоделию. По преданию, Приснодева возлюбила всем сердцем Храм и Того, Кому он был посвящен. Мария готовилась стать Богородицей, Матерью Иисуса Христа, Творца, Владыки и Спасителя вселенной. Христианские богословы, поэты и зодчие на протяжении столетий вдохновлялись величием и тайной этого события. От 9 века до нас дошли и первые изображения Введения Богородицы во храм. Данному иконописному сюжету, его истории, любопытным вариациям и богословским смыслам посвящена книга из серии «Русская икона: образы и символы». Она так и называется – «Введение во храм Пресвятой Богородицы».
***
Перед нами образ Введения Младенца Марии во храм. Справа мы видим первосвященника, замершего в поклоне. Напротив него праведные Иоаким и Анна — родители Пресвятой Богородицы. Между ними видны благочестивые девы. Между этими склонившимися как своды здания взрослыми — маленькая, хрупкая, едва достающая до пояса родителям фигура младенца Марии. Сразу же бросается в глаза, что девочке всего три года, но на ней одеяния Пресвятой Богородицы: мафорий вишневого цвета, темно-красные сандалии. Внимательно присмотревшись, в правом верхнем углу мы замечаем еще одну фигуру Девы Марии в тех же одеяниях. Она восседает, как на троне, а рядом парящий в воздухе Ангел протягивает Ей что-то...
Атмосфера иконы праздничная, радостная: перед нами изображение торжества, собравшего множество народа. Что это за храм, в который входит маленькая Дева Мария? Почему вход в него так торжественно отмечается Ее близкими? И что это за праздник, который до сих пор отмечается христианами как двунадесятый, как один из главных праздников Церкви? Какое значение он имеет для христианской культуры? Как на протяжении веков он изображался, и с помощью каких художественных символов иконописцы раскрывали его смысл? Обо всём этом вы узнаете из этой книги. Авторам Валерию Владимировичу Лепахину и Марии Георгиевне Давидовой, удалось написать ее увлекательным, живым, доступным языком и при этом не отступить от научной достоверности и богословской точности. Издание будет полезным и специалистам, и тем, кто только приступает к постижению истории русской духовности.
В первой главе авторы рассказывают историю праздника. Здесь они отмечают, что само его именование раскрывает суть события: родители Иоаким и Анна привели Дочь в храм. Казалось бы, это обычное дело для религиозной семьи того времени. Но вступление Девы Марии в Иерусалимский храм приобрело вселенские масштабы, а Церковь учредила еще один двунадесятый праздник. Что же стоит за этим событием, в чем его особый непреходящий смысл? Подробный рассказ об этом событии Валерий Владимирович Лепахин сопровождает объяснением праздничных тропаря и кондака. «Смысл Праздника Введения, - пишет автор, - раскрывается в святоотеческих толкованиях, а также в тексте службы праздника, в его тропаре и кондаке (кратких праздничных молитвах).
Поскольку тропарь призван наиболее полно и точно выражать смысл праздника, приведем его целиком. Тропарь праздника: «Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение». Итак, - пишет Лепахин, в тропаре поется, что сегодня празднуется «предображение» благой воли Божией о человеке и проповедь спасения. Это слово можно истолковать как прообраз, как изображение чего-либо грядущего. Изобразить ведь можно не только линиями и красками, но и словом, и зодчестном. «Предызобразить» какое-либо событие можно и с помощью другого события. А кроме того, само событие может проповедовать.
И вот так Введение во храм Богородицы становится прообразом, изображением, предвестием и проповедью приближающегося Рождества Христова. Известный исследователь истории Церкви М. Скабалланович пишет, что тропарь праздника Введения Богородицы во храм «не менее посвящен Рождеству Христову, чем Введению». Неслучайно тропарь и кондак Введения поются на четвертый глас так же, как тропарь Рождества Христова. Таким образом, Дева Мария явным открытым явлением в Храме «предвозвещает» — предсказывает, приносит весть — о грядущем пришествии Христа Спасителя. Поэтому заключительные строки тропаря называют Ее исполнительницей Промысла Творца.
Кондак развивает основную тему праздника, дополняет тропарь. Прочитаем его также целиком: «Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии; Сия есть селение небесное». В кондаке, как пишет Лепахин, Богородица именуется и храмом, и чертогом, и сокровищницей, и селением. Все четыре слова, как и другие Ее прообразы связаны с неким вместилищем, ибо главное в событии состоит в том, что Богородица станет храмом Спасовым. Она вводится в храм, в дом Господень, чтобы освятить его и освятиться Самой. Будущая Матерь Божия не просто вводится в храм, но «совводит» с Собой в него благодать Святого Духа.
В следующей главе книги Мария Георгиевна Давидова рассказывает об иконографии праздника. Как отмечает автор, изображения, повествующие о детстве Богоматери, о Ее пребывании в Иерусалимском храме, появляются раньше, чем был установлен праздник Введения. Так, например, наиболее ранним изображением, которое можно связать с сюжетом Введения Богородицы во храм, является рельеф V века на саркофаге христианки Адельфии, обнаруженном в Сиракузах. Этот рельеф был создан за три века до официального учреждения самого празднества. На саркофаге изображена Дева Мария и пять избранных дев, спутниц Богородицы — Реввека, Сепфора, Сусанна, Абигея и Закхел.
Другое древнее изображение дев, шествующих к трону Богоматери, сохранилось на стенах базилики Сант Аполлинаре Нуово в Равенне. Иконография же собственно Введения со всеми привычными иконографическими чертами складывается только в IX-X вв. Она включила в себя две основных темы древних образов — шествие иерусалимских дев и образ Богородицы во Святая Святых. Подробнее об образах и символах рассказывает далее автор на страницах этой книги.
***
Праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - это первый великий зимний праздник христианского года. Он совершается через неделю после начала Рождественского поста, освящая весь долгий период подготовки к Рождеству Спасителя, и служит напоминанием о святости Девы Марии, ставшей Матерью Господа Иисуса Христа. Чтобы нам глубже пережить это событие, нужно попытаться проникнуть в его духовный смысл, узнать, что мы сегодня торжествуем, что мы празднуем. Помочь в этом благом деле сможет и данная книга.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 апреля 2024 года
Благая часть. 20 апреля 2024
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 3
Канон. Оперная певица Светлана Феодулова. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!