У книжной полки. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Русская икона: образы и символы

4 декабря 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Введение во храм Пресвятой Богородицы — один из двунадесятых праздников Православной Церкви. В этот день 3-летняя Мария, дочь праведных Иоакима и Анны, была посвящена Богу и вошла в Иерусалимское святилище. Здесь Она жила до своего 12-летия, посвятив себя молитве, изучению Священного Писания и рукоделию. По преданию, Приснодева возлюбила всем сердцем Храм и Того, Кому он был посвящен. Мария готовилась стать Богородицей, Матерью Иисуса Христа, Творца, Владыки и Спасителя вселенной. Христианские богословы, поэты и зодчие на протяжении столетий вдохновлялись величием и тайной этого события. От 9 века до нас дошли и первые изображения Введения Богородицы во храм. Данному иконописному сюжету, его истории, любопытным вариациям и богословским смыслам посвящена книга из серии «Русская икона: образы и символы». Она так и называется – «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

***

Перед нами образ Введения Младенца Марии во храм. Справа мы видим перво­священника, замершего в поклоне. На­против него праведные Иоаким и Анна — родители Пресвятой Богородицы. Между ними видны благочестивые девы. Между этими склонившимися как своды здания взрослыми — маленькая, хрупкая, едва достающая до пояса родителям фигу­ра младенца Марии. Сразу же бросает­ся в глаза, что девочке всего три года, но на ней одеяния Пресвятой Богородицы: мафорий вишневого цвета, темно-красные сандалии. Внимательно присмотревшись, в правом верхнем углу мы замечаем еще одну фигуру Девы Марии в тех же одеяниях. Она восседает, как на троне, а рядом парящий в воздухе Ангел протягивает Ей что-то...

Атмосфера иконы праздничная, ра­достная: перед нами изображение торже­ства, собравшего множество народа. Что это за храм, в который входит малень­кая Дева Мария? Почему вход в него так торжественно отмечается Ее близкими? И что это за праздник, который до сих пор отмечается христиа­нами как двунадесятый, как один из глав­ных праздников Церкви? Какое значение он имеет для христианской культуры? Как на протяжении веков он изображался, и с помощью каких художественных символов иконописцы раскрывали его смысл? Обо всём этом вы узнаете из этой книги. Авторам Валерию Владимировичу Лепахину и Марии Георгиевне Давидовой, удалось написать ее увлекательным, живым, доступным языком и при этом не отступить от научной достоверности и богословской точности. Издание будет полезным и специалистам, и тем, кто только приступает к постижению истории русской духовности.

В первой главе авторы рассказывают историю праздника. Здесь они отмечают, что само его именование раскрывает суть события: родители Иоаким и Анна привели Дочь в храм. Казалось бы, это обычное дело для религиозной семьи того времени. Но вступление Девы Марии в Иерусалимский храм приобрело вселенские масштабы, а Церковь учре­дила еще один двунадесятый праздник. Что же стоит за этим событием, в чем его особый непреходящий смысл? Подробный рассказ об этом событии Валерий Владимирович Лепахин сопровождает объяснением праздничных тропаря и кондака. «Смысл Праздника Введения, - пишет автор, - раскры­вается в святоотеческих толкованиях, а также в тексте службы праздника, в его тропаре и кондаке (кратких праздничных молитвах).

Поскольку тропарь при­зван наиболее полно и точно выражать смысл праздника, приведем его целиком. Тропарь праздника: «Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение». Итак, - пишет Лепахин, в тропаре поется, что сегодня празднуется «предображение» благой воли Божией о человеке и проповедь спасе­ния. Это слово можно истолковать как прообраз, как изображение чего-либо грядущего. Изобразить ведь можно не только  линиями и красками, но и словом, и зодчестном. «Предызобразить» какое-либо событие можно и с помощью другого события. А кроме того, само событие может проповедовать.

И вот так Введение во храм Богородицы становится прообразом, изображением, предвестием и проповедью приближаю­щегося Рождества Христова. Известный исследователь истории Церкви М. Скабалланович пишет, что тропарь празд­ника Введения Богородицы во храм «не менее посвящен Рождеству Христову, чем Введению». Неслучайно тропарь и кондак Введения поются на четвертый глас так же, как тропарь Рождества Христова. Таким образом, Дева Мария явным открытым явле­нием в Храме «предвозвещает» — предсказывает, приносит весть — о грядущем пришествии Христа Спасителя. Поэто­му заключительные строки тропаря на­зывают Ее исполнительницей Промысла Творца.

Кондак развивает основную тему праздника, дополняет тропарь. Прочитаем его также целиком: «Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии; Сия есть селение небесное». В кондаке, как пишет Лепахин, Богородица именуется и храмом, и чертогом, и сокровищницей, и селением. Все четыре слова, как и другие Ее прообразы связаны с неким вместилищем, ибо главное в событии состоит в том, что Богородица станет храмом Спасовым. Она вводится в храм, в дом Господень, чтобы освятить его и освятиться Самой. Будущая Матерь Божия не просто вводится в храм, но «совводит» с Собой в него благодать Святого Духа.

В следующей главе книги Мария Георгиевна Давидова рассказывает об иконографии праздника. Как отмечает автор, изображения, повествующие о детстве Богоматери, о Ее пребывании в Иерусалимском храме, появляются раньше, чем был установлен праздник Введения. Так, например, наиболее ранним изображением, которое можно связать с сюжетом Введения Богородицы во храм, является рельеф V века на саркофаге христианки Адельфии, обнаруженном в Сиракузах. Этот рельеф был создан за три века до официального учреждения самого празднества. На саркофаге изображена Дева Мария и пять избранных дев, спутниц Богородицы — Реввека, Сепфора, Сусанна, Абигея и Закхел.

Другое древнее изображение дев, шествующих к трону Богоматери, сохранилось на стенах базилики Сант Аполлинаре Нуово в Равенне. Иконография же собственно Введения со всеми привычными иконографическими чертами складывается только в IX-X вв. Она включила в себя две основных темы древних образов — шествие иерусалимских дев и образ Богородицы во Святая Святых. Подробнее об образах и символах рассказывает далее автор на страницах этой книги.

***

Праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - это первый великий зимний праздник христианского года. Он совершается через неделю после начала Рождественского поста, освящая весь долгий период подготовки к Рождеству Спасителя, и служит напоминанием о святости Девы Марии, ставшей Матерью Господа Иисуса Христа. Чтобы нам глубже пережить это событие, нужно попытаться проникнуть в его духовный смысл, узнать, что мы сегодня торжествуем, что мы празднуем. Помочь в этом благом деле сможет и данная книга. 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​