Аудио |
|
Скачать .mp3 |
9 июня 2011 года отошел ко Господу настоятель Кокалянского мужского монастыря в Болгарии – архимандрит Назарий (Терзиев). По завершении земного пути своего наставника духовные чада старца захотели написать воспоминания о любимом батюшке. Одним из ориентиров в этой работе были слова преподобного Паисия Святогорца: «Записывайте всё, что услышите о духовной жизни и опыте, почерпнутом у других. Потому что придёт время, когда этот опыт будет исчерпан, и у вас возникнет духовный дефицит». Таким образом, было составлено жизнеописание отца Назария, одного из последних старцев-наставников старшего поколения Рилского монашества. Будучи наставником в следовании тесным путём веры, батюшка учил духовных чад многому, и их скромный опыт, а скорее просто воспоминания о старце, был изложен на страницах книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательстве Русский Хронограф и называется – «Встречи со старцем Назарием». ***
1. Итак, эта книга болгарского журналиста Велизара Пейкова посвящена современному подвижнику благочестия, болгарскому старцу архимандриту Назарию, игумену Кокалянского монастыря святого Архангела Михаила. Авторитет старца Назария был настолько велик, что к нему стремились православные всей Болгарии и болгары, живущие за рубежом. «Oтец Назарий, если можно так сказать, был болгарским старцем Паисием. У него была очень простая, но очень образная речь. Причем все это было абсолютно естественно, он ничего из себя не изображал, а был таким, каким был. Но в этой его естественности и простоте было столько глубины, духовной мудрости, меткости! Слушать его можно было бесконечно, и это было очень назидательно, очень полезно», – так вспоминает о старце митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.
2. Как отмечают издатели, со дня окончания социализма в России на книжных прилавках магазинов и в церковных лавках книги болгарских авторов не появлялись. Надо признаться, и в советское время, в эпоху, когда мы считались «самым читающим народом в мире», имена даже классиков болгарской литературы были мало известны нашим читателям. Знакомство с жизнью близкого нам народа происходило в основном благодаря телевидению, фильмам и потому всегда было усечённым. И уж совсем неизвестной во все времена оставалась для нас жизнь церковного народа Болгарии. Можно предположить, что её, церковной жизни, не было вовсе или что она существовала в тех же пределах что и у нас вплоть до 1988 года.
3. Оказывается, - по словам издателей, - так оно и есть. Это наше предположение вполне согласуется с содержанием книги Велизара Пейкова «Встречи со старцем Назарием». Автор не углубляется в анализ основ нашего единства, он вообще как бы даже не замечает того исторического факта, что народы, исповедующие одну веру, переживают схожие судьбы. Именно веру — подлинное богатство наших народов во все времена постоянно пытается разрушить общий враг всего рода человеческого. Как и в советской России, Церковь в Болгарии была гонима: власти Болгарии до недавнего времени не только «исповедовали» атеизм, но насаждали его всеми способами. Как и у нас, храмы и монастыри Болгарии подверглись разрушению и поруганию, как и у нас, в Болгарской Церкви есть свои исповедники, даже мученики за веру. Но, как и у нас, в последнее время жизнь на болгарских приходах постепенно восстанавливается. Об этом Велизар Пейков рассказывает на примере жизни одной общины — братства Кокалянского монастыря святого Архангела Михаила.
4. Однако главным содержанием книги остаётся личность игумена монастыря, архимандрита Назария. Помимо жизнеописания подвижника, в издании представлены воспоминания знавших его людей, а также наставления и примеры чувства юмора старца. Как пишет автор, «светское имя архимандрита Назария было Никола Стойков Терзиев. Родился он 27 ноября 1933 года в городе Несебр в семье Стойко и Марии Терзиевых – домохозяйки и виноградаря. Беззаботное детство маленького Николая закончилось в шесть лет со смертью его мамы, и приходом в дом мачехи. Тогда начался самый трудный период жизни двух сирот — Николая и его старшей сестры Велички. Но, как отмечает автор, сиротство освящено христианством. Сироты не ощущают своей оставленности, а пребывают в непосредственной Божией милости. Отец Назарий говорил, что ещё в пору своего сиротства был избран самим Архангелом Михаилом и жил под его защитой. Своим родным домом он называл церковь Архангела Михаила.
5. Трудности сиротской жизни укрепили любовь между ним и старшей сестрой Величкой. В 1948 году она вышла замуж за доброго человека. Перед венчанием она поставила жениху условие, что её младший брат будет жить с ними, сказала, что иначе не оставит родной Несебр. Так после окончания средней школы Никола переехал в Софию. Свекровь Велички была женщиной верующей и приняла Николая как собственного сына. И в дальнейшем их отношения были самыми тёплыми, с ней первой он поделился сокровенным желанием монашества. В армии отец Назарий служил в пехоте в городе Смолян. О том времени, о своей службе он рассказывал некоторым своим чадам, прежде всего тем, кому предстояло идти служить. Повестка в армию застала его в паломнической поездке в Рилский монастырь. Скорое перемещение из монастыря в армейские казармы, из «дома молитвы» в «армейский амбар», как он говорил, подействовало на него очень сильно. Но Господь и там устроил молитвенную жизнь будущего монаха.
6. После службы в армии Никола вновь отправился в паломничество в Рилский монастырь. Святая Рилская обитель, - отмечает автор, — мать наших монастырей — всегда, даже в годы социализма в Болгарии, была источником подлинного монашества. Рассказы о подвизавшихся там святых старцах вызывали трепет в сердцах многих стремящихся к Богу. Во время своего паломничества Никола встретил там отца Евлогия — своего будущего духовника — и заговорил с ним. Через какое-то время снова приехал сюда, даже остался на послушание, но скоро вернулся в Софию. Причиной тому была болезнь сестры. На самом деле она «разболелась» только для того, чтобы отговорить брата от монашества, в чём потом чистосердечно признавалась и сожалела.
7. Вернувшись в Софию, Никола скоро нашёл работу, и жизнь потекла в прежнем, доармейском русле. Работал помощником повара, официантом в заводской столовой. Дольше всего, шесть лет, проработал в управлении «Геодезия и картография», обзавёлся редкой профессией, был мастером по изготовлению глобусов. Всюду работал добросовестно, но душу его раздирали сомнения: надо помогать сестре, её семье, в то же время внутренний голос призывал его на служение Богу. Как отмечает автор, для будущего монаха стремление к Богу становится его сущностью, так точно описанной Псалмопевцем: Имже образом желает еленъ на источники водныя: сице желает душа моя к Тебе, Боже (Пс. 41, 1). Но только Сам Господь сообщает сердцу искренне верующего человека день и час его перехода в иное качество бытия, когда ему предстоит отречься от себя, взять свой крест и следовать за Ним. Поводом к тому шагу для Николы послужил неприятный инцидент на работе, благодаря чему 25-летний Никола Терзиев поступил послушником в Рилский монастырь.
8. Два года провёл отец Назарий в Рилском монастыре в послушании у старца Евлогия, а 9 июля 1960 года был пострижен в иноки и причислен к братии. При пострижении ему было наречено имя Назарий. Интересно, - пишет автор, - что ещё в Ветхозаветные времена тех, кто давали обет строгой жизни, называли назореями (см. Чис. 6), а имя Назарий с еврейского переводится как «посвященный Богу». В 1961 году Рилский монастырь был закрыт. Отец Назарий после этого жил в Банковском, Преображенском и Гложенском монастырях. А после всех испытаний, выпавших ему в этих обителях, стал настоятелем Каколянского монастыря. «Верующей душе всё поспешествует ко благу, — говорил приснопамятный старец Назарий. — В мире нет места случаю. Всё от Бога». Так оценивал он своё водворение в Кокалянской святой обители. О подвижнической жизни, проведенной в этом монастыре, и рассказывает автор книги.
*** В монастыре Архангела Михаила отец Назарий прожил более 45 лет, из них лет двадцать он жил там один. Делал все сам, начиная от ежедневных хозяйственных забот, и заканчивая регулярным богослужением. При этом он никогда не терял необыкновенно добродушного, очень открытого устроения, и был готов в любую минуту принять человека, оставив абсолютно все свои дела. Один из чад старца Назария сказал: «Такой праведник, как отец Назарий, не родится в Болгарии и через сто лет. Если бы можно было взять от всех его монахов, которых он воспитал, взять всё то доброе, что в них есть и свести воедино, всё равно не получится такой человек, как старец. Потому что старец был простосердечен, милосерд, излучал благость и мир, и всё у него было наполнено любовью к ближнему. Достаточно просто сказать: «По молитвам старца Назария, Господи, помилуй и спаси нас!», и Он не оставит нас без ответа!»
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 апреля 2024 года
Благая часть. 20 апреля 2024
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 3
Канон. Оперная певица Светлана Феодулова. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!