Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«Воистину, нам досталась нелегкая доля, но все же мы - счастливые люди. Это так потому, что: во славу Божию жить для России - наша забота и цель; во славу Божию бороться с ее врагами - наш священный сыновний долг; во славу Божию умереть за Россию - наше святое право!». Так в 1993 году говорил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), занимающий особое место в судьбе Русского Православия второй половины XX века и в судьбе нашего народа. Его служение людям началось в годы хрущевских гонений, а закончилось в перестроечный период нашей страны. Каким оно было, что пришлось пережить владыке Иоанну за это время, рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет при содействии двух издательств – Синопсис и Хронограф и называется – «Всех хочу обнять Христовою любовию. По материалам дневников».
***
Эта книга посвящена 90-летию со дня рождения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва), которое отмечалось 9 октября 2017 года. В издание вошли «Автобиографические записки» Владыки и значительная часть его Дневников. По ним можно проследить духовное становление и рост будущего выдающегося архипастыря, оценить его требовательность к себе, исключительное благочестие и целомудрие, всецелую горячую любовь к Богу, чуткое внимание к людям. Несомненную пользу могут принести свидетельства его неустанных трудов над собой, осуществлявшихся под окормлением опытного духовного руководителя, митрополита Мануила (Лемешевского), личность которого также нашла в настоящем издании подробное освещение. В Дневниках отражены испытания, выпавшие на долю нашей страны в трагическом XX веке и тяжелейшие условия, в которых находилась на протяжении многих лет Русская Православная Церковь.
Как уже отмечалось, начало пастырского и архипастырского пути владыки Иоанна пришлось на годы неистовых хрущевских гонений против веры и Церкви. В те годы одна за другой закрывались монашеские обители, было взорвано множество храмов, а вокруг оставшихся часто стояли милицейские кордоны, не допускавшие крестить и причащать детей, препятствовавшие молодым людям праздновать Рождество и Пасху. На венчающиеся пары, на постоянных прихожан, на тех, кто интересовался духовной литературой, историей христианства и Церкви, писались доносы и составлялись досье. Подобных людей могли лишить возможности учиться в вузах, увольняли с работы, а за чтение и хранение книг, которые сегодня находятся в свободном доступе в церковных лавках и магазинах, в те времена арестовывали и ссылали.
Наиболее жестоким преследованиям и каждодневным унижениям и угрозам подвергались священники, особенно самые яркие и авторитетные среди них. Это были горячие проповедники, пастыри добрые, готовые, по слову Спасителя, жизнь положить за своих овец. К таким пастырям в полной мере относился митрополит Иоанн. Где бы он ни служил — в городах или дальних деревеньках, на берегах Волги или Невы — люди повсюду безошибочно угадывали в нем не только мудрого, попечительного батюшку, а затем строгого и справедливого архиерея, но и духовно опытного старца, избранного Богом, чтобы вести вверенных ему чад прямым путем к спасению. И потому эти чада — и стар и млад — со всех сторон устремлялись к нему, по-детски доверяли и раскрывали до дна свои сиротливые и грешные, но жаждущие очищения и обновления души.
По словам автора предисловия, Ольги Борисовны Сокуровой, Владыка всегда был доступен и прост. Чистота и прямота его сердца, скромность в жизненном укладе и абсолютное бескорыстие мыслей и дел, кротость нрава, мужество духа и слова были очевидны всем. И не только горячо любящей пастве, но и врагам — прежде всего «хвостинскому», как называл в своем дневнике Владыка этого персонажа с его многотысячелетним опытом зла, а также тем, кого названный персонаж умело направлял, — так называемым «уполномоченным» и другим представителям безбожной власти. Удары, неприятности сыпались со всех сторон.
«Что ни день, то новые скорби, новые испытания», — читаем мы в дневниковой записи владыки Иоанна. Конкретных примеров таких скорбей и испытаний в его дневнике, как убедится читатель, множество. При этом, как отмечает Ольга Сокурова, поражают спокойное мужество, бесконечное терпение и удивительная внутренняя просветленность автора. Вызывает преклонение его твердая готовность отстаивать жизнь Церкви перед сильными мира сего и ни за что не уступать их разрушительным требованиям: «Уступка в одном, уступка в другом — и, в конечном счете, докатимся до самого края пропасти, куда легко будет ниспровергнуть нас на самое дно. К этому все клонится...» «Все это только начало, — прозорливо предсказывал будущий Владыка. — Придумают еще что-нибудь для уничтожения христианства».
Да, - пишет Ольга Борисовна, - времена менялись. Вместе с ними менялись формы и методы борьбы с Православной Россией и ее Церковью. И когда после празднования 1000-летия Крещения Руси народ с радостью ощутил небывалый духовный подъем, чудесное возрождение и расцвет церковной жизни, возможность свободно исповедовать свою веру — неожиданно вскоре он столкнулся с тем, что под угрозой оказалось само существование нашей страны, являющейся оплотом вселенского Православия. Прекратились физические расправы и идеологические гонения, но рыночный беспредел поставил людей на грань «выживания». Рынок накинул экономическую удавку также на многие храмы, обители и приходы. Но гораздо более серьезными были духовные опасности.
Под лозунгами свободы множились ядовитые секты, целые стадионы отдавались в распоряжение заграничным «проповедникам», происходило невиданное растление нравов, разрушались образование и культура, подвергалась ревизии, искажению и поруганию история нашего Отечества. Именно тогда, по Божьему Промыслу, Петербургскую кафедру возглавил митрополит Иоанн (Снычев). Пять лет святительского служения в граде святого Петра стали наиболее трудными и в то же время самыми плодотворными в его жизни. Он освящал новые и восстановленные из руин храмы и монастыри, издавал полезнейшую духовную литературу по самым доступным ценам, активно и успешно боролся с сектами и ересями, и многое другое.
Главным же его подвигом в Петербургский период были бесстрашные выступления в прессе, в книгах, на многолюдных собраниях. Его тихий, но твердый голос зачастую воспринимался как глас вопиющего в пустыне — он был одинок, но тем более необходим растерянным, униженным и оскорбленным соотечественникам и воспринимался ими как целебный источник воды живой, ободряющий, вдохновляющий, укрепляющий душу, веру и волю.
***
По словам издателей, о митрополите Иоанне лучше всего свидетельствуют его многочисленные труды, в том числе Автобиографические записки и Дневники, которые он вел со времени своего обращения к вере до самых последних дней. Эти записи особенно ценны тем, что в них, наряду с биографией Владыки, отражена биография страны, те тяжелейшие условия, в которых находилась на протяжении многих лет Русская Православная Церковь, и те испытания, которые выпали на долю нашего народа в трагическом XX столетии. Владыка с начала своего служения и до самого его конца нес со своим народом великий Русский крест, о чем и свидетельствует эта книга.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 29 марта 2024 года
Профессор А.И. Осипов. Первые плоды духовной жизни
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 2
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 1
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!