Аудио |
|
Скачать .mp3 |
В Евангелии от Марка повествуется о том, как некий отец привел к Господу своего сына, с детства одержимого злым духом, который бросал отрока то в огонь, то в воду, чтобы погубить его. Если что можешь, сжалься над нами и помоги нам, - просит несчастный отец. Господь говорит ему: Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тогда отец уже со слезами, почти в отчаянии восклицает: Верую, Господи! Помоги моему неверию! И Господь исцеляет сына (см. Мк. 9:17-27). Желание уверовать было принято Господом как вера, которая так необходима каждому человеку для спасения. «Верую, Господи, помоги моему неверию. Помощь в духовной жизни» - так называется книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию.
***
Книга «Верую, Господи, помоги моему неверию» вышла в свет в издательстве Данилова мужского монастыря. В ней собраны писания святых отцов и известных духовных писателей и наставников: святого праведного Иоанна Кронштадтского, преподобного старца Паисия Святогорца, Николая Евфграфовича Пестова, а также главы из книги протоиерея Евгения Попова «Нравственное богословие для мирян» на тему веры и неверия. В этой книге читатель найдет ответы на волнующие его вопросы: о вере в Бога и доверии Ему, о богопознании и богообщении, об опасности теплохладности и внешнего христианства, о грехах неверия и суеверия, о том, как бороться со своими сомнениями и маловерием, как обрести веру и как ее не потерять.
В предисловии книги составитель Татьяна Петрова предлагает задуматься над вопросом, который касается приведенного в начале программы евангельского рассказа о бесноватом юноше. Почему его не смогли исцелить апостолы, на что пожаловался Господу отец юноши? По мнению святых отцов, по его слабой вере. Ведь он сказал Господу: «Если что можешь...» И Господь прикровенно упрекает отца за его неверие: «Если сколько-нибудь можешь веровать...» - то есть, можешь ли ты хоть сколько-нибудь веровать? Отец понял этот упрек и признался в своем маловерии. Когда он воскликнул: «Верую!» - это еще не вера, но это желание верить: «Я хочу верить! Помоги мне, Господи, обрести веру, справиться со своим неверием!»
Как отмечает составитель книги, когда у людей спрашивают, какой самый страшный грех, то, как правило, все называют убийство, воровство или предательство. На самом деле самый страшный грех - это неверие. Человек не верит в Бога, не верит Богу, не любит Бога всей душой. Поэтому и проявляются все остальные грехи. Всё зло в мире сегодня происходит от неверия. Как обрести крепкую веру? Можем ли мы, современные христиане, сказать, что мы по-настоящему верим? Почему тогда мы так страшимся всего - болезней, страданий, лишений? Почему мы так много тревожимся, унываем и все чаще только своими силами стараемся обезопасить себя от бедствий, а когда нам это не удается - ропщем или впадаем в отчаяние? «Мы большей частью живем в сомнениях, маловерии, неверии, очи имуще и не видяще, уши имуще и не слышаще... сердце окаменено имуще (Мк. 8:17-18). Надо беречься одебеления сердца», - предостерегает нас святой праведный Иоанн Кронштадтский.
По словам святого отца, «в сердце человека происходит то приближение его к Богу, то отдаление от Бога, и вместе с этим - то покой и радость, то смятение, страх, теснота, то жизнь, то смерть духовная. Приближение большею частью бывает в скорби, когда никто не может избавить нас кроме Господа, к Которому мы обращаемся всем сердцем и таким образом сердечно приближаемся к Нему, а удаление - в довольстве и изобилии благ земных, которые надмевают плотского ветхого человека и именно тогда, когда человек жаждет богатства, славы, знатности и когда, достигая этого, он теряет веру из сердца и забывает о Боге, Судии и Мздовоздаятеле, о бессмертии души своей, о своем долге - любить всем сердцем Бога и каждого человека, как самого себя». Как отмечает отец Иоанн, «тесноты и скорби болезней опять обращают нас к Богу».
Еще один из авторов этой книги - преподобный Паисий Святогорец, отвечая на вопросы своих духовных чад, безусловно, многое объясняет каждому из нас. «Ты свои собственные планы, - говорит старец, - поставляешь впереди планов Божиих, потому страдаешь. Доверием Богу и смирением решаются все проблемы. Делай то, что можешь сделать, а далее предоставляй себя Божественному Промыслу и воле Божией. Надежда на Бога - это усиленная, укрепленная вера, это для человека самая надежная гарантия». «Надеяться на Бога, - отмечает святой Иоанн Кронштадтский, – значит поручить Ему свою жизнь, свою судьбу, всю свою будущность и с уверенностью ждать исполнения Его обетования. Надежда происходит от веры, как растение из семени, как ручей из источника». Но какой при этом должна быть вера?
Господь ждет от человека твердой, горячей веры. По слову Исаака Сирина: «Никто не восходил на небо, живя прохладно». «Неизмерима любовь Бога к падшему человеку. За него Он отдал на позор, тягчайшие мучения и крестную смерть Своего возлюбленного Сына. И Бог не хочет мириться с половинчатостью и теплохладностью в отношении к Нему человека. Он не будет жить в том сердце, которое в какой-то мере отдано миру, подвластному сатане. Бог требует всего человека, всего его сердца, исполнения всех Его заповедей, ибо кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царствии Небесном (Мф. 5:19)» - пишет в своей книге «Современная практика православного благочестия», основанной на святоотеческой мудрости, Николай Евграфович Пестов.
Там же духовный писатель приводит следующие слова святителя Феофана Затворника, которые тот писал одной девушке: «Из вас может выйти ни то, ни се – ни духовная, ни мирская, ни христианка, ни язычница. Это будет, когда вы, храня благочестивые порядки, в которых выросли, не будете, однако, блюсти сердца своего от сочувствия к порядкам светской жизни. Я разумею сочувствие, а не участие, которое бывает иногда необходимо. Что же вам за это будет? То же, что присудил уже Господь ангелу Лаодикийской Церкви: «Извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3, 16). Надо быть горящей к Богу и всему Божественному и холодною ко всему светскому и мирскому». И действительно, - отмечает Николай Евграфович, - Священное Писание предупреждает о невозможности для христианина срединного состояния в мире – между добром и злом, между жизнью безбожного мира и жизнью в истинной вере, между святостью и грехом, между Христом и сатаною. Нельзя остановиться на программе маленькой обывательской жизни с максимумом развлечений и минимумом духовной жизни.
Господь не терпит теплохладности и предупреждает христиан: Ты ни холоден, ни горяч... Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Откр. 3:15-16). Как взрастить в себе такую искреннюю горячую веру? Вновь обратимся к советам старца Паисия: «Вера усиливается молитвой. Человек, не возделавший в себе веру измлада, но расположенный к этому, может возделать ее молитвой, прося у Христа прибавить ему веру. Будем просить Христа прибавить нам веру и умножить ее. Чего попросили у Христа апостолы? «Приложи нам веру». Если ты говоришь «приложи», это значит, что ты вверяешь себя Богу. Ведь если человек не вверит себя Богу, то что Он приложит этому человеку? Мы просим у Бога прибавить нам веру не для того, чтобы творить чудеса, но для того, чтобы больше Его возлюбить». Безмерно высока ценность дара спасительной веры, которая приоткрывает душе человеческой дверь в Царство Небесное. О том, как возрастить в себе веру, как укрепить ее, и что может быть помехой в этом, говорят авторы данной книги.
***
По словам апостола Павла, «вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Таким образом, «вера есть, во-первых, та духовная сила в христианине, которая может обеспечить ему достижение желаемого, и, во-вторых, – уверенность в том, что не дано ему познавать непосредственно, через его внешние органы чувств». Мы познаем Бога, наблюдая за природой, читая Священное Писание, обращаясь к Создателю в молитве, размышляя о своей жизни. Так, шаг за шагом мы приближаемся к Господу. И здесь главное – не остановиться на полпути в своем духовном развитии, в своем познании Бога, не отойти, по нашему нерадению, от веры. Мы должны, говорят издатели, беспрестанно бороться со своим маловерием и беспрестанно призывать помощь Божию: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!»
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!