Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Наступил Великий пост. Для православных христиан – это долгожданное и благоприятное время, специально установленное Церковью для покаяния, для очищения наших душ от грехов, для исправления нашей жизни, для благодатного возрождения. Во время Великого поста мы, пусть не на много, но всё же отвлекаемся от повседневной жизни с ее постоянной суетой и рассеянностью, углубляемся вниманием в наши души и, осознав наши грехи, горько оплакиваем их, просим прощения пред Богом и обещаем исправиться. Конечно, всё это мы совершаем и вне Великого поста, однако Святая Четыредесятница - это особенное время, когда всё Богослужение, все песнопения и молитвы, - настраивают душу на покаянный лад. Так уже с первого великопостного дня мы спешим в храм, чтоб услышать Великий канон преподобного Андрея Критского, который призывает нас к спасительному покаянию. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию две книги, в которых представлены сам канон и его объяснение.
***
Итак, сегодня мы предлагаем вашему вниманию новое издание «Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского с параллельным переводом», которое выпущено в свет Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом. Это издание сопровождается переводом «Великого канона» на русский язык, призванным помочь внимательному прихожанину в разъяснении трудностей его понимания. Также в издании помещено Житие прп. Марии Египетской, которое читается при полном исполнении канона в четверг пятой недели Великого поста. Вторая книга называется - «Уроки покаяния по библейским сказаниям». Она была написана духовным писателем епископом Виссарионом (Нечаевым) и является прекрасным толкованием Великого покаянного канона святого Андрея Критского. Книга неоднократно переиздавалась в России до революции, а в настоящее время вышла в свет в издательстве Сибирская Благозвонница.
Новое издание канона издатели предваряют такими словами: ««Преизряднейший таинник покаяния», каковым именем Святая Церковь достойно ублажает творца Великого Канона, преблаженного пастыря Критской Церкви святого Андрея. Собрав в этом каноне воедино события ветхозаветной и новозаветной истории, от падения праотца Адама до Вознесения Христова, он излагает их в духе глубокого сердечного сокрушения, с необыкновенным искусством прилагая каждое из них к состоянию души грешной. Из священной сокровищницы Писания он извлекает сильнейшие побуждения к покаянию и нравственному исправлению. По всей справедливости бессмертному творению Критского пастыря приличествует также в равной мере наименование — «канон покаянный» или «умилительный».
В нем предлагаются христианам многоразличные образцы жизни добродетельной для подражания и примеры жизни нечестивой для предостережения себя от них, равно как и спасительные уроки покаяния и деятельного восхождения к Богу. Здесь собрано все с целью пробуждения души от греховного усыпления и расположения ее к самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию. Перед взором грешника проходят лица, деяния и события мира ветхозаветного и новозаветного, в которых с особой силою отразились значение и сила греха, а также равно достоинство жизни праведной; его вниманию предлагается вся священная история в главнейших представителях благочестия и нечестия, обращения к Богу и нераскаянности во грехе. Помимо примеров из священной истории, творец канона указывает на живой пример самого крайнего падения и восстания в лице святой подвижницы Марии Египетской, достигшей высокой степени совершенства».
Издатели напоминают, что «покаянный, или Великий канон читается по частям на великом повечерии в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого поста, и потом полностью на утрени в четверг пятой седмицы. По своему внешнему составу Великий канон преподобного Андрея Критского во всем, кроме обширности, сходен с другими. Впрочем, он имеет еще и ту особенность, что заключает в себе девять песней (обыкновенно богослужебный канон не имеет второй песни) и к каждому тропарю его прилагается псаломский припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Сначала он имел только 210 тропарей, но со временем Церковь присоединила к его составу еще 40 в честь его составителя и в память Марии Египетской.
Таким образом, заслуживая наименование «великого» произведения по своему содержанию, высоте мыслей и силе выражений, канон преподобного Андрея называется также великим и по своей обширности (все другие подобные произведения заключают в себе около 30-ти песнопений или немногим более). Но при всем своем неизъяснимом, полном духовного умиления достоинстве Великий канон прп. Андрея Критского, тем не менее, содержит в себе весьма немало трудностей для понимания. Трудность для понимания, свойственная всем вообще церковным канонам (в славянском их переводе), а в частности и канону Великому, зависит главным образом от того, что обилие мыслей выражается в них немногими словами, а с другой стороны, от дословного и притом не всегда точного их перевода на славянский с греческого. В устранение означенного недостатка в этом издании предлагается, помимо славянского текста, также параллельный русский перевод.
Кроме того, собранные в Великом каноне прп. Андрея и заимствованные творцами его из библейских сказаний «уроки покаяния» изъяснены в прекраснейшей книге преосвященного Виссариона, епископа Костромского (в издании 1897 года). Здесь читатель найдет объяснение многих непонятных выражений, слов и образов, лучше узнает Священную историю Ветхого Завета, сможет настроить свою душу на деятельную жизнь по заповедям Христовым. Эта книга нарисует для нас целый ряд портретов, и, кроме известных пророков и святых, мы узнаем, кто такие были Ровоам, Офни, Зан и многие другие, и почему о них поет святой Андрей. Знание это не является сухим и отвлеченным, оно может стать и живым и поучительным, а примеры жизни указанных в каноне людей, их обращения к кающейся душе, послужат и нам прекрасными уроками самоиспытания и покаяния.
Автор книги - епископ Виссарион (в миру Василий Петрович Нечаев) родился 13 марта 1822 года в селе Каледине Тульской губернии в семье диакона. В 1848 году он окончил Московскую духовную академию в числе лучших студентов, после чего преподавал в духовных учебных заведениях Священное Писание, греческий язык, церковную и библейскую историю, церковную археологию, психологию и другие дисциплины. В декабре 1853 года профессор Духовной Академии Василий Нечаев был рукоположен в сан священника. Спустя два года он оставил преподавательскую деятельность и всецело посвятил себя пастырскому служению. Получив назначение в московский храм Николы в Толмачах, батюшка прослужил там свыше 30 лет.
С 1859 года отец Василий взял на себя заботы об издании журнала «Душеполезное Чтение», определив главной его задачей «служить духовно-нравственному наставлению христиан, удовлетворять потребности общеназидательного и общенародного духовного чтения». В 1877 году, после смерти супруги, он был пострижен в монашество с именем Виссарион, возведен в сан архимандрита, а в возрасте 67 лет, рукоположен во епископа Дмитровского, викария Московской митрополии. Еще спустя два года - назначен правящим архиереем Костромской епархии. Во время архиерейской хиротонии в адрес владыки были произнесены слова, где в частности отмечалось, что епископ Виссарион является талантливым церковным проповедником, истолкователем слова Божия, и вообще плодовитым сочинителем, «яко маслина плодовита в дому Божии, в вертограде Христовом».
И один из самых известных его трудов – это «Уроки покаяния». В предисловии к своему творению автор отмечал, что «применение библейских сказаний к нравственному состоянию и потребностям души выражается в Великом каноне святого Андрея Критского большей частью так сжато, что не всегда вдруг и легко можно понять, в чем состоит соответствие одних другим. Отсюда открывается нужда в объяснении того, в чем именно надобно видеть это соответствие. Принимая на себя труд этого разъяснения», автор желал сообщить ему «беседовательный характер», главным образом для того, чтобы «споспешествовать покаянному и молитвенному настроению души чрез духовно-назидательные размышления, вводящие в дух великого творения Критского святителя».
***
В течение первых 4-х великопостных вечеров верующие люди приходят в храм на Чтение великого покаянного канона, который дает нам примеры ветхозаветных праведников и грешников. По словам епископа Виссариона, «христианской душе дана возможность сличить свое нравственное состояние с этими примерами, чтобы видеть, каким путем она идет, путем ли ревнителей праведности, неуклонно исполнявших ее требования, – либо падавших, но каявшихся, – или пагубным путем грешников, не заботившихся о покаянии и спасении души. Быть может, - отмечает Владыка, - беспристрастное сличение оставит в нас горькое убеждение, что мы идем больше последним, чем первым путем, что подражаем больше ветхозаветным грешникам, чем праведникам». Разобраться в этом, сойти с неверного пути, покаяться и призывает нас Великий канон прп. Андрея Критского.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!