У книжной полки. Святитель Лука Крымский. Толкование на молитву святого Ефрема Сирина

17 апреля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Великий Пост для православных христиан - это особый период в жизни, так как в это время мы пытаемся, насколько это возможно, избавиться от наших дурных привычек, прилагаем все свое старание, чтоб духовно очиститься и обновиться в покаянных трудах. На протяжении всего поста, в церкви и дома, во время каждого молитвенного правила читается покаянная молитва прп. Ефрема Сирина. Эта молитва своим покаянным духом и способностью приводить человека в сердечное сокрушение превосходит многие другие молитвословия. Почему и принято ее читать Великим постом, когда Церковь зовет нас к обновлению души, к подвигу самоиспытания, к усиленной молитве и покаянию, к очищению своих грехов, к возрастанию в добродетели. Слова молитвы прп. Ефрема многие православные христиане знают наизусть, но не все ее прошения понятны современным верующим. Разобраться в этом поможет - «Толкование на молитву святого Ефрема Сирина», составленное свт. Лукой Войно-Ясенецким, величайшим хирургом и исповедником 20 столетия.

***

Книга святителя Луки (Войно-Ясенецкого) посвящена творению великого святого Ефрема Сирина - молитве "Господи и Владыко живота моего...". Святитель дает толкование на каждое из 10 прошений прп. Ефрема, так что, прочитав книгу, глубже понимаешь значение этой молитвы. И молящемуся открывается то, что всякому из нас необходимо испрашивать вновь и вновь - избавление от стремления к праздности и пустословию, от желания начальствовать над другими и преодолеть уныние, неверие в милость Божию к нашему многострадальному Отечеству и каждому из нас. Все мы нуждаемся в терпении и любви, в способности увидеть свои пороки, и не осуждать ближнего своего. И этому нас учит молитва прп. Ефрема Сирина.

Когда-то эта молитва вдохновила Александра Сергеевича Пушкина на создание прекрасного стихотворения: «Отцы пустынники и жены непорочны, Чтоб сердцем возлетать во области заочны, Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв, Сложили множество божественных молитв; Но ни одна из них меня не умиляет, Как та, которую священник повторяет Во дни печальные Великого поста; Всех чаще мне она приходит на уста И падшего крепит неведомою силой: Владыко дней моих! дух праздности унылой, Любоначалия, змеи сокрытой сей, И празднословия не дай душе моей. Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья, И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи».

Каждое слово молитвы прп. Ефрема Сирина находит отклик в душе не только великого поэта, но и всякого православного человека, и помогает осознать свои пороки и возжелать добродетели, и располагает к молитвенному обращению к Богу о помощи в борьбе со своими страстями. Она, по словам святителя Луки, «проникает в сердце, как никакая другая, вы чувствуете особую, исключительную, божественную силу ее. Отчего это? – спрашивает святитель. - Оттого, что излилась она из сердца совершенно очищенного, совершенного, святого, из ума, просвещенного Божией благодатью, который стал причастником ума Христова. Поэтому такая власть, такое таинственное действие на сердце христианское этой удивительной молитвы». Сам ее составитель, преподобный Ефрем Сирин, всю жизнь плакал о грехах своих, и потому его слова исполнены такого глубокого покаянного назидательного чувства и утешения.

Как отмечает святитель Лука, «чрезвычайно важен сам факт, что святой Ефрем просит Бога, чтобы избавил его от всего порочного, что противно Богу, чтобы Господь сподобил его добродетелей, важнейших великих добродетелей. Почему просит об этом? Есть люди, и в особенности были такие в прежние языческие времена, которые во всем полагались на себя, думали, что все достижимо силами их ума, их чувства. Есть и теперь люди, которые не понимают, что многое, и притом самое важное, самое драгоценное, самое сокровенное нашему уму и чувству недоступно. Люди, понимающие это, помнят, что сказано святым апостолом Павлом: «Не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7, 15). Так говорит величайший верховный апостол, сознавая свое бессилье идти по пути добра, глубоко понимая, что плоть его, которая тянет вниз и не пускает сердце высоко к Богу, имеет огромную власть над ним. Он тосковал, мучился душой, что не творил того доброго, чего жаждала душа его, а творил то злое, чего не хотел.

Святой Ефрем, глубоко сознавая это, молил Бога, чтобы Он избавил от пороков, чтобы дал силу творить добро. Силу творить добрые дела получаем только от Бога, силу избавиться от пороков получаем только от Бога. Это смутно сознает душа каждого христианина, и потому так трогает молитва святого Ефрема Сирина. Читая ее, благочестивый человек, словно по ступеням познания, восходит от «духа праздности» к «духу любви». Каждое прошение здесь - отдельное моление, исполненное сокровенного смысла, который постепенно и раскрывает архиепископ Лука. Вот, например, одно из первых молений: «Дух праздности не даждь ми!» Святитель предлагает нам задуматься: «Почему прп. Ефрем начинает свою молитву с прошения избавить от праздности, как будто нет более тяжких пороков, чем праздность?» По мнению архипастыря, святому Ефрему «виднее, чем нам, что важнее, что гибельнее, какой порок сильнее, опаснее» И, если он «начинает свою молитву с моления не дать духа праздности, значит, праздность есть весьма опасный порок.

Наблюдая праздность с обычной, житейской точки зрения, видим, что праздность презренна, заслуживает всеобщего осуждения. Смотрите, - говорит святитель, - как низки праздные люди, не хотящие работать, проводящие свою жизнь в полной праздности и доходящие до многих-многих пороков. Праздность является матерью огромного количества пороков. Лежат праздные люди, ничего не делая, сидят и мечтают. О чем? … Ни о чем серьезном, не сосредотачиваются мыслью своей на глубокой серьезности жизни, на огромной ответственности, которая лежит на каждом не только пред людьми, но и пред Самим Богом». «А что скажем, - спрашивает владыка Лука, - если будем говорить о праздности в духовной жизни нашей? Неужели она заслуживает меньшего осуждения, чем в области жизни нашей материальной? Еще гораздо более гибельна она в жизни духовной.

Всякая способность наша, остающаяся без упражнения, по словам святителя, - теряется. Если музыкант, достигший совершенства в игре, перестает упражняться, на долгие годы оставит совсем музыку, он теряет свое совершенство в игре. Также и способности души: всякая духовная способность, оставленная без упражнения, теряется. Если человек не молится, то теряет способность молиться. Человек, который всегда отвергает пост, не заставит себя молиться. Кто не следит за духом, за сердцем своим, становится распущенным в духовном отношении, никогда ни за чем не следит». Но «гораздо большая беда, по словам святителя, заключается в том, что мы теряем дни духовного делания – краткие дни своей жизни. А они даны от Бога для того, чтобы достичь великой и святой цели, чтобы подготовиться к Страшному Суду, чтобы стали мы достойными в очах Божиих, чтобы не поставил Он нас в левую сторону и не сказал: «Идите..., проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его»

В конце толкования первого прошения автор отмечает, что при чтении молитвы прп. Ефрема Сирина надо «внимательно вслушиваться в каждое слово, запоминать, вникать в смысл этих слов и запечатлеть их навсегда в сердце своем». И своим произведением, разъясняя прошение за прошением, Владыка Лука помогает нам в этом непростом деле.  Особая значимость данной молитвы для верующих людей состоит в том, что в ней перечисляются самые важные положительные и отрицательные составляющие покаяния, указывается, что конкретно нужно делать, к чему прилагать усилия. Цель этих усилий, этих подвигов заключается в том, чтобы освободить себя прежде всего от основного недуга, препятствующего нашему общению с Богом. И увидеть этот недуг нам помогает молитва преподобного Ефрема Сирина, читаемая в дни Великого поста.

***

Великопостная молитва была написана прп. Ефремом много лет назад, в 4 веке, и из такой глуби веков она дошла к нам благодаря тому, что из года в год повторялась за церковным богослужением. Как бороться со страстями, научиться любить ближнего и перестать осуждать? Как обуздать свой язык и стяжать совершенства? Как избавиться от стремления властвовать и стяжать смирение? Что нужно знать об унынии каждому христианину? Почему нужно молиться о целомудрии, смиренномудрии, терпении и любви? Об всем этом читатель может узнать, прочитав небольшую книгу святителя Луки Войно-Ясенецкого, посвященную молитве прп. Ефрема Сирина – «Господи Владыко живота моего…».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы