У книжной полки. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Тесный путь. Великим постом

19 февраля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Приближается Великий пост. Уже в прошедшую субботу мы услышали на Всенощном бдении слова покаянного песнопения, любимого многими верующими людьми: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». На воскресной Литургии снова вспомнили притчу о мытаре и фарисее. Эта евангельская притча, произнесенная Спасителем, учит нас смирению и дает образец молитвы, с помощью которой кающийся грешник привлекает к себе милость Божию. Впереди – Неделя о блудном сыне, Неделя о Страшном суде, затем Прощенное воскресение, сопровождаемое вспоминанием об Адамовом изгнании. Совсем немного времени осталось до Великого поста, и это время дано нам для подготовки к нему. А помогают нам в этом деле и богослужения Церкви, и чтение Священного Писания, и обращение к творениям святых отцов. В их ряду стоят сочинения святителя Игнатия (Брянчанинова), которого Святая Церковь называет учителем покаяния.

***

Сегодня на нашей книжной полке находятся два сборника, которые составлены на основе творений святителя Игнатия (Брянчанинова). Один из них под названием – «Тесный путь» уже был представлен в нашей программе в прошлом году, в день памяти святого архипастыря. «Учение о тесном пути, преподанное Священным Писанием, излагается святыми отцами весьма сильно, глубоко, ясно, убедительно, в изобилии, как такой род пищи, который имеет важнейшее значение на духовной трапезе духовного слова». Тесный путь, заповеданный нам самим Господом Иисусом Христом в Его Святом Евангелии, вводит идущего им в вечные райские обители, а путь широкий и пространный ведет к вечной погибели в безднах ада.  Спросим себя, а по какому пути идем мы? – а предлагаемые поучения святителя Игнатия, собранные в книге «Тесный путь», помогут каждому честно ответить на это вопрос.

Второй сборник, о котором мы расскажем более подробно, называется – «Великим постом». Великий пост, как говорят издатели, – это время, когда воздержание, покаяние и молитва должны стать главным средоточием жизни христианина. Проверить себя: так ли мы проводим это время, и приносим ли мы добрый плод, который есть покаяние, нам помогут также поучения святителя Игнатия, раскрывающие суть постного подвига и правила его прохождения. Открывает книгу поучение архипастыря о спасении. Обращаясь к народу, святитель в частности, отмечает: «Все мы кратковременные странники на земле. Каждый из нас погостит на ней, сколько ему назначено Богом, и потом умрет, умрет непременно. И дома наши, и сады, и поля, и имущество, и самое тело будут отняты у нас смертью. Душа, одна душа со своими делами, добрыми или злыми, пойдет в вечность, в вечности будет или постоянно блаженствовать и радоваться, или постоянно мучиться, плакать и стонать. Побеседуем же о том, как нам спастись, как благоугодить Богу, как избавиться от горького ада, как наследовать рай сладости».

Святитель Игнатий наставляя народ, убеждает их «тщательно внимать его словам, чтоб понять их и помнить». И далее он перечисляет те средства, которые помогают нам достичь спасения. «Кто верный сын Православной Церкви, - говорит святой отец, - кто ежедневно, а еще лучше, если ежечасно, на всяком месте владычества Божия, вспоминает Бога и просит у Него милости и помощи, кто по воскресным и праздничным дням тщательно посещает храм Божий, а дома молится каждое утро и вечер, кто милостив к нищим и странным, кто приносит раскаяние в своих грехах и приобщается святых Христовых Таин, кто терпит великодушно посылаемые ему Богом скорби, кто тщательно занимается изучением слова Божия, тот имеет у себя драгоценный залог спасения». Но, как отмечает святитель, «ему еще предлежит подвиг: он необходимо должен хранить свое сокровище - свое спасение - от грехов, особливо от грехов смертных».

Все мы знаем, что нет такого человека, который бы не грешил. Все мы, по словам святителя, «заражены суетными и греховными пристрастиями». Но даже тому, кто находится «в глубокой пропасти, во аде грехопадения», всегда придет на помощь – покаяние. По учению святителя Игнатия, покаяние – это единственно возможный путь, который ведет человека ко спасению, потому что «за покаяние Бог дарует прощение грехов». О покаянии святитель беседует с нами со страниц этой книги. Сначала две беседы в дни Богоявления, когда мы вспоминаем Крещение Господа нашего Иисуса Христа и то, что «Предтеча Спасителя и Сам Спаситель начали проповедь к падшему человечеству с призвания его к покаянию и с обетования Небесного Царства за удовлетворительное покаяние». «Покаяние, - по словам святителя, - есть первая новозаветная заповедь; покаяние есть начальная новозаветная добродетель, вводящая во все прочие христианские добродетели».

В первую подготовительную неделю к Великому посту мы, как уже отмечалось, слышали евангельскую притчу о мытаре и фарисее. «По какой причине Святая Церковь положила чтение этого Евангелия пред вступлением в поприще Великого поста?» Как говорит святитель Игнатий, - «с целью охранить нас от самомнения и уничижения ближних, при которых чувство покаяния никак не может усвоиться сердцу. Если ж пост не украсится плодом покаяния, то и постный подвиг останется тщетным. Этого мало: он принесет нам вред, усилив в нас самомнение и самоуверенность». Чтобы этого не случилось, Господь на примере мытаря и фарисея показывает нам, что нужно «неусыпно следить за собою, замечать свои недостатки и погрешности», научиться «богоугодному предстоянию пред Богом, за которое похвален Евангелием смиренный мытарь. Молясь Богу из глубины и искренности сердечного сознания в греховности, мы наверно получим прощение грехов и обилие истинных благ, временных и вечных: «яко всяк смиряяй себе, вознесется» всесильною и всеблагою десницею Господа Бога, Творца и Спасителя нашего».

Обратившись к поучению святителя Игнатия, которое он преподал народу во вторую подготовительную неделю к Великому посту, Неделю о блудном сыне, - мы увидим, что он снова напоминает нам о том, «в чем заключается подвиг святой Четыредесятницы? Это - подвиг покаяния. В настоящие дни, - говорит святитель, - мы стоим пред временем, преимущественно посвященному покаянию, как бы пред вратами его, и воспеваем исполненную умиления песнь: «покаяния отверзи» нам «двери, Жизнодавче!» Что наиболее обнаруживает ныне слышанная нами во Евангелии притча Господа нашего? Она обнаруживает непостижимое, бесконечное милосердие Отца Небесного к грешникам, приносящим покаяние. «Радость бывает пред ангелы Божиими о едином грешнице кающемся» (Лк. 15, 10), - возвестил Господь человекам, призывая их к покаянию, и, чтоб эти слова Его сильнее запечатлелись в сердцах слышателей, благоволил дополнить их притчею».

Евангельская притча, - как отмечает святитель, - это Божественное учение! Оно глубоко и возвышенно, несмотря на необыкновенную простоту человеческого слова, в которую благоволило облечься Слово Божие! Премудро установила Святая Церковь всенародное чтение притчи (о блудном сыне) пред наступающею Четыредесятницею. Какая весть может быть более утешительною для грешника, стоящего в недоумении пред вратами покаяния, как не весть о бесконечном и неизреченном милосердии Небесного Отца к кающимся грешникам? Это милосердие так велико, что оно привело в удивление самих святых Ангелов - первородных сынов Небесного Отца, никогда не преступивших ни единой Его заповеди. Светлыми и высокими умами своими они не могли постичь непостижимого милосердия Божия к падшему человечеству. Они нуждались относительно этого предмета в откровении Свыше, и научились из откровения Свыше, что им подобает «радоваться и веселиться, яко меньший брат их - род человеческий – был мертв и ожил: пропадал и нашелся» при посредстве Искупителя (Лк. 15, 32).

В следующую Неделю о Страшном суде святитель Игнатий напоминает нам, что «неизвестны день и час, в которые Сын Божий прекратит жизнь мира пришествием на суд. Неизвестен день и час, в которые по повелению Сына Божия прекратится земная жизнь каждого из нас, и мы будем призваны к разлучению с телом, к отданию отчета в земной жизни, к тому частному суду, прежде общего суда, который ожидает человека после его смерти». Поэтому святой отец призывает нас «бодрствовать и приготовляться к страшному суду, ожидающему нас на гранях вечности для невозвратного решения нашей участи навеки». Всему этому способствует время Великого поста, в последнюю подготовительную неделю которого Святая Церковь призывает нас: «отпустите, простите ближним согрешения их пред вами». И как говорит святитель Игнатий: «Все, желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все, желающие пожать обильные плоды от своего покаяния! Услышьте слово Божие, услышьте завет Божий: «Аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный. Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» (Мф. 6. 14-15).

***

Неустанно к покаянию призывает нас святитель Игнатий своими трудами, своими проповедями и словами, главное содержание которых – ревностное желание помочь христианам возгореться духом к искоренению порока и насаждению внутреннего благочестия в их сердцах. И сегодня, когда до Великого поста осталось совсем немного времени, услышим слова святителя, обращенные ко всем нам: «Употребим время, назначенное святою Церковию для приуготовления к подвигам святой Четыредесятницы, сообразно его назначению. Употребим его на созерцание великого милосердия Божия к человекам и к каждому человеку, желающему посредством истинного покаяния примириться и соединиться с Богом. Время земной жизни нашей бесценно: в это время мы решаем нашу вечную участь. Да даруется нам решить вечную участь нашу во спасение наше, в радование нам! Да будет радование наше бесконечно!» Этими словами святителя Игнатия (Брянчанинова) мы и завершаем нашу программу. 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы