Аудио |
|
Скачать .mp3 |
История Исхода евреев из Египта и сорокалетнего странствования по пустыне занимает одно из центральных мест в Священной истории Ветхого Завета. Начинается она в Египте, в то время, когда сыны Израилевы уже стали забывать веру своих праотцев и подпали под влияние египетской языческой религии. Утратив духовную свободу, они потеряли и гражданскую, приобретя рабский статус. К ним были приставлены надсмотрщики, которые заставляли их работать до изнеможения на строительстве, замешивая глину и изготавливая кирпичи. Со временем трудность этой рабской жизни стала столь невыносимой, что вопль сынов Израилевых дошел до Господа (Исх. 3,9). И Он послал того, кому суждено было спасти Его народ от рабства, вывести из Египта, провести через бедствия и искушения в пустыне, дать Закон и образовать из него Церковь Ветхого Завета, - Моисея. О нем и его миссии рассказывает книга, вышедшая в свет в издательстве Сибирская Благозвоница. Она называется – «Святой пророк Моисей: жизнь и история в прообразах и святоотеческих толкованиях».
***
Эта книга издана на основе магистерской диссертации, защищенной автором Павлом Игоревичем Мурилкиным в Московской Духовной Академии в 2013 году. В предисловии автор пишет: «Исход» означает «выход». Этим словом традиционно обозначается история выхода евреев из Египта. Последующее сорокалетнее странствование перед обретением новой родины, обещанной Богом, — Земли обетованной — тот период, который неотрывно связан с ним. И центральной фигурой здесь оказывается, несомненно, пророк Моисей, вождь и законодатель, дарованный избранному народу Богом. В Исходе берет свое начало история не только сынов Израилевых как народа, но и самой духовной общности, которую мы теперь называем Ветхозаветной Церковью. И Христианская, Новозаветная Церковь — исполнение ее обетовании, благословений и чаяний.
Как отмечает автор, ветхозаветный закон, который был основан в этот период, согласно христианскому учению, не был самодостаточным и имел, по слову апостола Павла, лишь тень будущих благ, а не самый образ вещей (Евр. 10, 1), то есть служил лишь приготовлением к Новому Завету, который установил Господь Иисус Христос. «Вся ветхозаветная история была направляема к указанию на Христа и Его великое дело спасения». Сам Спаситель неоднократно указывал на неразрывную связь двух Заветов и свидетельствовал о том, что Он пришел исполнить Ветхий Завет: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф. 5, 17), - говорил Христос. Кроме того, многие установления и события Ветхого Завета таинственно указывали на дело Домостроительства спасения человеческого рода, совершенное Искупителем с Его Пришествием в мир: «Действия, совершившиеся в Ветхозаветной Церкви, часто служили прообразами событий Церкви Новозаветной».
Эта тема взаимоотношения Ветхого и Нового Завета была объектом пристального внимания святоотеческой мысли с самого возникновения христианства. Ведь центральным моментом Ветхого Завета было ожидание Мессии — Христа, и христианские авторы, основываясь на Священном Писании и Предании Церкви, стремились показать, что исполнение этого ожидания было реализовано в Иисусе Христе. Важно было подчеркнуть объективную связь между двумя Заветами, происходящими от одного Божественного Откровения. Также огромную роль в деле раскрытия этого аспекта учения Церкви сыграл полемический момент. Необходимо было доказать перед лицом иудеев, отрицавших Божество Христа и приуготовительное значение Ветхого Завета по отношению к Новому, что первый нельзя рассматривать вне контекста второго и что Иисус из Назарета есть действительно Тот Мессия, о Котором говорили Закон и пророки.
Кроме того Церковь в ранние века имела еще одну проблему в лице набиравших тогда силу и влияние гностиков и манихеев, которые сильно извратили истинное христианское учение, представив его в совершенно ложном смысле. Они отрицали богодухновенность Ветхого Завета, его статус Божественного Откровения. Поэтому перед Церковью стояла задача защитить «тождество происхождения Закона и Евангелия как получивших начало от одного и того же Бога». Множество святых отцов и церковных писателей первых веков посвятили этим важным вопросам свои многочисленные творения. Это и глубочайшие толкования на целые Книги или отдельные места Священного Писания Ветхого Завета, и богословские трактаты, а также письма и творения иного жанра, в которых так или иначе рассматривается эта тема. С их помощью Христианская Церковь смогла осмыслить Священную историю Ветхого Завета, выработать свое отношение к различным ее действующим лицам, разработать церковное учение по важнейшим вероучительным вопросам.
Главный прием, которым пользовались при этом церковные авторы, — усмотрение в реальных исторических лицах, вещах, событиях и действиях понятий о высших духовных предметах. При этом «события и конкретные личности Священной истории Ветхого Завета имели типологическое (прообразовательное) значение. Они были типосами, которые указывали на Мессию и Его время». Неудивительно, что при выявлении таинственного смысла Священного Писания в центре внимания оказались именно события Исхода. В действиях, событиях, отдельных подробностях, даже числах, встречающихся в повествовании, святые отцы и церковные писатели усматривали таинственное указание на события Нового Завета, а в пророке Моисее, центральной фигуре начального периода истории Ветхозаветной Церкви, видели прообраз Самого Христа.
Большое дерево берет свое начало в маленьком семечке. Точно так же грандиозные события истории целого народа порой начинаются с действий одного человека. Для еврейского народа таким человеком стал Моисей. Неудивительно, что его личность служила объектом такого пристального внимания у святых отцов и церковных писателей начиная с самых первых веков существования Христианской Церкви. Святые отцы, как убедятся читатели, особо отмечают, что пророк Моисей был значимой фигурой не только для израильтян, но самое главное — величественным орудием в руках Божия Промысла, как человек, получивший от Самого Бога великую миссию быть подателем Закона, предваряющей ступени к христианству — спасительной религии, установленной Господом Иисусом Христом.
Но на этом очевидном историческом значении церковные авторы не останавливаются. Читая эту книгу, вы узнаете, что многие моменты и события жизни пророка Моисея были, по умозрению святых отцов и церковных авторов, прообразами определенных реалий новозаветной истории. Этот важный факт еще более возвышает пророка в общем представлении его служения в рамках дела Божественного домостроительства. Церковные авторы проявляли живой интерес и уделяли пристальное внимание преобразовательному значению пророка Моисея, так как эта тема находится в контексте более широкого вопроса о месте, смысле и значении Ветхого Завета как приуготовительной стадии перед установлением христианства, как времени пророческого предвозвещения великих тайн, открытых людям в полной мере Господом Иисусом Христом.
И что особенно важно, по мнению автора, — такая роль Моисея была важна не столько для древних израильтян, сколько для христиан, ведь весь подлинный сокрытый смысл событий ветхозаветной истории стал ясен только с пришествием Сына Божия во плоти. Понимал ли сам Моисей ту великую роль и свое преобразовательное значение, а также прикровенный типологический смысл всех событий, которые совершались с ним и его соотечественниками? Мы не можем утверждать, в какой степени, но нам кажется, что в определенной мере, при Господнем содействии, — да, в силу того, что он был святым человеком, богодухновенным и праведным, на что определенно и неоднократно указывали церковные писатели. И христианские авторы видели в событиях ветхозаветной истории реальное прообразовательное значенине, которое им в каждый конкретный исторический момент придавал Сам Бог.
***
Святые отцы и церковные писатели, истолковывая каждую подробность, о которой повествует нам автор Книг Исход, Левит, Числа и Второзаконие, строили поразительные и глубоко содержательные рассуждения нравственного характера, умозаключения, обнимающие собой множество уровней смыслов вплоть до символического и аллегорического. Ввиду невозможности охватить их все в этой книге, автор остановился лишь на самых значимых моментах истории Исхода и жизни пророка Моисея, уделяя пристальное внимание тем прообразам, которые в них видели церковные писатели первых веков христианства. Кроме того, автор выражает надежду, что этот скромный труд прольет еще больший свет на жизнь и значение пророка Моисея как почитаемого Православной Церковью святого.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!