Аудио |
|
Скачать .mp3 |
14 августа 1836 года, т.е. 183 года назад, в селе Егорье на Березе Смоленской губернии появился на свет Божий будущий просветитель Японии - Иван Дмитриевич Касаткин. Он родился в семье бедного сельского диакона, и когда пришло время для поступления в семинарию, ему пришлось пройти 150 верст пешком, т. к. денег на подводу не было. Да и после поступления он годами терпел лишения и голод. Получив духовное образование в Петербургской Духовной Академии, и приняв монашеский постриг с именем Николай, он решил посвятить себя апостольскому служению в Японии. В стране восходящего солнца святитель Николай прожил 50 лет. И не было человека в Японии, после императора, который пользовался бы такой известностью. О жизни и апостольских трудах великого миссионера рассказывает книга, вышедшая в свет в Издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Она называется - «Святитель Николай Японский в воспоминаниях современников».
***
Смоленский уроженец, будущий святитель Николай, впервые ступил на Японскую землю 2 июля 1861 года. Молодой иеромонах, только что окончивший со степенью кандидата богословия Санкт-Петербургскую Духовную академию, прибыл в небольшой порт Хакодатэ на место настоятеля церкви при открывшемся русском консульстве. Подвиг монашества и апостольские труды предстояли отцу Николаю в условиях страны, следовавшей политике самоизоляции, где уже более двух веков действовал запрет на исповедание христианской веры, где, по его словам, «на иностранцев смотрели как на зверей, а на христианство - как на злодейскую секту». Свое служение он начал с глубокого изучения языка, истории, культуры, религии, быта японского народа.
Почитая святым долгом «влагать сердце и душу» в проповедь Православия в Японии, он непреложно верил в успех дела, начатого по воле Божией: «Мой единственный смысл жизни и радость — просвещение Японии Православием, и я верю, что сие будет, верю так же твердо, как верю в Бога...», - говорил владыка. В 1870 году стараниями святителя Николая была учреждена Русская Духовная миссия в Японии, которую он и возглавил в соответствии с определением Священного Синода. Более полувека, до дня и часа блаженной кончины, продолжалось его подвижническое служение на Японской земле. За эти годы, пройдя через тяготы отчуждения, недоброжелательства, вражды и Русско-японской войны, миссионеру удалось с Божией помощью создать Поместную Церковь.
Пятидесятилетие апостольского служения святителя Николая торжественно отмечалось в Японии и России в июле 1911 года. Всеобщее признание и доверие выразилось в словах юбилейной речи губернатора Токио: «...великие заслуги, какие оказал нашему государству маститый учитель Николай, не ограничиваются успехами одного только миссионерства, но также заключаются в том, что он содействовал развитию цивилизации в нашей стране». Последнюю литургию архиепископ Николай отслужил, будучи уже тяжело больным, в день Рождества Христова 1912 года. «Я всю свою жизнь отдал Японской Церкви, - говорил Владыка. - А теперь пришла пора отдать ей и тело. Мое тело обратится в японскую землю. Пусть будет оно залогом, что моя душа всегда будет с Японскою Церковью. И там я буду за нее молиться...».
16 февраля 1912 года неутомимый святитель Божий тихо предал дух свой Господу. Проститься с почившим архипастырем и проводить его в последний земной путь на кладбище Янака собрались десятки тысяч японцев. Император Японии прислал на гроб святителя великолепный венок из живых цветов с иероглифами: «Высочайший дар». Отпевание совершалось по-японски. Перед гробом несли Смоленскую икону Пресвятой Богородицы, с которой владыка никогда не расставался, - память и благословение Родины. 10 апреля 1970 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил прославить святителя Николая в лике святых для общецерковного почитания. В тот же день был подписан Томос об автокефалии Японской Православной Церкви.
По словам Галины Бесстремянной, автора-составителя этой книги, «к настоящему времени издано и продолжает издаваться творческое наследие равноапостольного святителя, опубликованы его творения, увидели свет его письма и дневники. В той книге собраны публиковавшиеся век тому назад в малодоступных теперь периодических изданиях отклики на кончину святителя Николая Японского его современников — русских и японцев - свидетелей жизни и апостольских трудов великого миссионера. Читатель сможет яснее представить себе, каким был в повседневной жизни святитель Николай, в каких условиях приходилось жить и работать ему и его ближайшим сотрудникам, как создавались основания новой духовной семьи японских первохристиан, как строились человеческие отношения в младенствующей Японской Православной Церкви.
Среди представленных в книге материалов составитель отмечает следующие: рассказ протоиерея Петра Синявского, родственника святителя Николая, о детских годах и семье архипастыря. Подробнейшее описание жизни Русской Духовной миссии, принадлежащее известному ученому-востоковеду Дмитрию Матвеевичу Позднееву. Взволнованное дневниковое повествование епископа Сергия (Тихомирова) о последних днях и преставлении архиепископа Николая. Обстоятельный очерк преподобномученицы монахини Анастасии (Платоновой) о жизни апостола Японии; трогательные рассказы о равноапостольном учителе его японских воспитанников.
Впервые публикуются два письма владыки: известному благотворителю московскому купцу Алексею Михайловичу Полежаеву, ставшему крестным отцом одного из японцев, и катехизатору Пимену Усуи. В книгу включено также собрание удивительных, полных отеческого попечения о Японской Церкви писем, адресованных святителем Николаем однокласснику, другу и соратнику протоиерею Николаю Благоразумову. Вместе со статьей «Япония и Россия», где святитель размышляет о судьбах этих родных для него стран, печатаются воспоминания архиепископа Никона (Рождественского) о взглядах просветителя Японии на будущее России и кончину мира.
Кроме того, эта книга знакомит читателя с редкими фотографиями, собранными ее составителем доктором экономических наук Галиной Бесстремянной в годы учебы и научной работы в Японии. В их числе — уникальный фотоальбом 1912 года, запечатлевший чин погребения апостола Японии, снискавшего всенародное признание и в просвещенной им стране, и в России. Автор альбома - профессиональный фотограф, православный христианин Иоанн Мидзутани Тэйдзиро — документально запечатлел все события погребения великого миссионера.
***
Нерукотворным памятником святителю Николаю стала Японская Православная Церковь, выстоявшая во время всех невзгод и испытаний. Это революция 1917 года и потеря контактов с Россией; разрушительное землетрясение 1923 года и восстановление Токийского собора; тюремное заключение митрополита Сергия (Тихомирова) в последние месяцы Второй мировой войны и его кончина сразу после выхода на свободу; наконец, трагические события последнего времени, связанные с Великим землетрясением 11 марта 2011 года. Ныне православных христиан в Японии не меньше, чем во время святителя Николая. Японская Православная Церковь продолжает быть церковью апостольских времен и сеет семя учения среди язычников. О ней автор-составитель Галина Бесстремянная также рассказывает на страницах данной книги.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим
Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин
РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле
СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!