У книжной полки. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Сила моя в немощи совершается

11 июня 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

11 июня 1961 года в день Всех святых, в земле Российской просиявших отошел ко Господу архиепископ Лука, в то время более известный миру, как Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, гениальный хирург, профессор, доктор медицинских наук. Да, он был замечательным врачом, но в самые страшные для Церкви годы большевистских гонений принял священство, а вскоре и епископский сан. Верный служитель Христов знал, на что шел. Он пережил множество арестов, пытки и ссылки, которые не ослабили его веры и горячей ревности по Богу. В конце жизни архипастырь ослеп, но не оставлял своей паствы и своих проповеднических трудов, помня слова Спасителя: «Сила Моя в немощи совершается» (2 Кор. 12,9). Поэтому, где бы он ни был, в каких бы немощах не пребывал, он всегда оставался носителем слова Божия. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию избранные проповеди святителя Луки (Войно-Ясенецкого), собранные на страницах книги – «Сила моя в немощи совершается». ***

Эта книга, выпущенная в свет издательством «Апостол веры», знакомит читателей с духовными беседами святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Они, по словам издателей, «написаны простым и каждому доступным языком и преисполнены любовью к ближнему и желанием помочь ему перенести скорби жизни земной и удостоиться Царствия Небесного». По словам Владимира Александровича Лисичкина, «историю жизни святителя Луки невозможно понять без осознания того, что он был послан Вседержителем как пастырь в мир человеческий в самый трудный период для Русской Православной Церкви. Массовые гонения и истребление верующих, расстрелы епископов, разрушение и разграбление церквей продолжались многие годы.

Эти события Валентин Феликсович воспринял как личную трагедию, и поэтому встал на защиту Матери-Церкви. Он принял предложение епископа Ташкентского и Туркестанского Иннокентия, который сказал ему: «Доктор, вам надо быть священником». И через неделю после посвящения во диакона, в праздник Сретения Господня 1921 года, был рукоположен во иерея. Это событие, случившееся в Ташкенте, - как свидетельствует Владимир Лисичкин, - было сродни разорвавшейся бомбе. Еще бы – в то время, когда  вся страна ведет непримиримую войну с религией, «освобождая» советское население от всех и вся заповедей, грабя и уничтожая храмы и священнослужителей, - известный и заслуженный человек, главврач ташкентской больницы, блестящий хирург, автор ряда монографий, наконец, преподаватель медицинского факультета Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий принимает священнический сан!

Большая группа студентов, во главе с одним из профессоров, недоумевая и негодуя, пришли к нему прямо домой, чтобы образумить и удержать советского преподавателя от такого вопиющего и старорежимного шага. Ну, как было им все объяснить? «Что поняли бы они, если бы я сказал им, что при виде карнавалов, издевающихся над Господом нашим, Иисусом Христом, мое сердце громко кричало: не могу молчать!», - сокрушался потом святитель. В мае 1923 года ссыльный епископ Уфимский Андрей тайно постриг Валентина Феликсовича в монахи с именем Лука. В этом же месяце иеромонах Лука был рукоположен во епископа Ташкентского и Туркестанского». В июне 1923 года Владыка был арестован в первый раз. В тюрьме узник пребывал месяц, после чего его освободили, но взяли подписку, что он уедет из Ташкента в Москву. Спустя несколько дней по прибытии в столицу его снова арестовывают и держат в Бутырской тюрьме.

А далее следуют: «неправедный суд, высылка «в распоряжение ППГУ Сибири», Енисейск, затерянная во льдах Ангары Хая, ледяное дыхание Туруханска и поселка Плахина. Потом – освобождение и снова аресты, допросы "конвейером", избиения, издевательства, ссылки. Но святитель в те тяжелые годы думал не о себе, он хотел иметь возможность лечить больных, ибо привык всю жизнь трудиться «при полном напряжении сил». А еще он хотел всем людям нести свет истины Христовой. «Считаю, говорил он, своей главной архиерейской обязанностью везде и всюду проповедовать о Христе». Из жизнеописания Владыки известно, что большую часть своих проповедей он произнес в годы управления Крымской епархией, куда прибыл, уже, будучи архиепископом, в 1946 году. Застав там послевоенную разруху, закрытые храмы, отсутствие священников, много сил пришлось употребить, чтоб поднять вверенный ему удел. При этом не оставлял архипастырь и литературные труды, и медицинскую практику.

В 1956 году он полностью ослеп, но по памяти продолжал служить Божественную литургию, руководить епархией и проповедовать. «Как хотел бы я, - говорил святитель, - чтобы все больше и больше наполнялись храмы наши, как хотел бы я слышать, что все больше и больше обращающихся ко Христу от проповеди моей!» И Господь исполнил желание угодника Своего. По сей день удивительные проповеди и богословские трактаты святителя Луки пробуждают веру и убеждают сомне­вающихся в истинности бытия Божия. Более полутора тысяч из них сохранились в виде текстов и многие изданы в наше время. В эту книгу вошли проповеди, произнесенные святителем в 1945 году. Они посвящены Великому посту и Пасхе, двунадесятым и великим праздникам, дням памяти избранных святых и толкованию Еввангелия. Поучения святителя касаются самых разных случаев и проблем жизни христианина, вопросов спасения, правильного исповедания веры, в том числе в безрелигиозном окружении и многих других вопросов.

Давайте обратимся к проповедям и поучениям святителя, которые вошли в этот сборник и прочитаем одно из них. Подзаголовок этого поучения – «Как ощутить бессмертие». В день празднования памяти всех Святых в земле Российской просиявших архипастырь говорит с прихожанами о том, почему во все времена стремится православный люд на святые места, зачастую преодолевая многочисленные километры дорог. Что влечет их в далекие края, в святые монастыри, к святым мощам? Как говорит святитель Лука, их влечет «жажда правды, жажда бессмертия». По словам архипастыря, с древних времен «жаждущий света и правды Христовой простой сердцем русский народ длинными вереницами шел отовсюду за тысячи верст в великие монастыри и Лавры, немного побывать в святых пещерах, из темноты которых до сих пор сияет немеркнущий свет сердец множества праведников, всю жизнь свою нераздельно посвятивших Богу; чтобы приобщиться к этому свету, отдохнуть там, где стяжали вечный отдых преподобные отцы наши, святые и чудотворцы; чтобы хоть подышать дивным воздухом пещер, насыщенным воздыханиями святых и фимиамом молитв, возносимых ими в борьбе с бесами, искушавшими и гнавшими их оттуда.

Люди тянулись к бессмертию, ощутимому там совершенно явственно, ибо души святых предстоят Престолу Всевышнего. Их влекла жажда правды, им тяжко было жить в мире лжи, зла, ненависти и насилия. Их жизнь была тяжела и беспросветна. Они видели, что злые и нечестивые часто благоденствуют, а благочестивые, кроткие и смиренные несут тяжелый крест страданий. Но их души не могли примириться с такой невыносимой несправедливостью. Они всем сердцем верили, что там, у Престола Отца Небесного, живет высшая и вечная правда, что только там покой и святая любовь. Они всем сердцем тянулись к свету. Как все живое тянется к солнечному свету, так и их души, обремененные страданиями, тянулись к свету, искали правды. И в поисках этой правды, в поисках света они шли и три тысячи верст пешком.

Шли для того, чтоб ощутить бессмертие. И потому идут, и будут идти вереницы русского народа в лавры – Киево-Печерскую, Троицкую, Почаевскую, на Соловки, в Саров. Идут, чтобы приобщиться к свету сердцами своими, отдохнуть там, где покой вечный стяжали преподобные отцы наши, святые и чудотворцы, которые возлюбили Господа Иисуса Христа больше, чем отца или мать, взяли крест свой и, последовали за Христом. Чистые и благочестивые люди русские идут вереницами в святые места, чтобы почтить тех, кто за Христа переносил тяжкие, несказанные страдания; тех, которые испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли (Евр. 11:36–38). Это те, кто прошел путь, указанный Господом Иисусом: тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь вечную (Мф. 7:14); тот путь, о котором Он говорил: В мире скорбны будете, но мужайтесь, ибо Я победил мир (Ин. 16:33)». Так говорил святитель Лука, в всех Святых в земле Российской просиявших, в сонме которых ныне пребывает он сам.

 

*** Святитель Лука явил в своем лице образ доброго пастыря, исцеляющего недуги как душевные, так и телесные. Своим подвигом он показал, что такое «несение Креста Христова». Впоследствии он признавался: «Очень трудно идти путем крестным, путем стра­даний, но Господь укрепляет на этом пути всякого, кто не ропщет... Господь поддерживает его, точно за руку ведет — ведет по пути спасения». На исходе жизни Владыка, вспоминая пережитое, писал: «Тяжкое это было время, но вспоминаю о нем, как о светлой радости, как о великой милости Божией. Ибо благодать Божия изливается преизобильно на всякого, кто несет бремя Христово». Так, с радостью нес святитель Лука бремя, возложенное на него Господом, всегда уповая на Него, и помня, что «сила Божия в немощи совершается». Об этом он напоминает нам и своими удивительными проповедями, которые в малой части своей представлены на страницах этой книги.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать