У книжной полки. Святитель Иоанн Златоуст. Избранные беседы

12 февраля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Часто на богослужениях мы слышим имена святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, произносимые вместе. И поэтому, когда произносится одно имя, сразу вспоминаются имена и двух других отцов. Каждый из них являет собою пример жизни во Христе, пример для всех верующих. Но было время, когда верующие люди разделились в своем почитании и спорили, кто из святителей выше по достоинству и ближе к Богу. Продолжалось это до тех пор, пока сами святители не явились местному архипастырю и не повелели прекратить распри. С тех пор появился особый день празднования Трех святителей, который отмечается сегодня. О жизни и трудах трех великих иерархов можно сказать многое, но мы сегодня остановимся на трудах одного из них и предложим вашему вниманию «Избранные беседы» святителя Иоанна Златоуста.

***

Святителя Иоанна Златоуста последующие святые Отцы именуют «устами Христовыми, светилом всемірным, вселенским учителем». Церковь прославляет его в своих молитвах: «От небес приял еси Божественную благодать и твоими устами всех учишь покланяться в Троице Единому Богу, Иоанне Златоусте всеблаженный, преподобный, достойно хвалим тебя, наставника, являющего нам Божественное». Кроме богодухновенных молитв Божественной литургии, святитель оставил нам изъяснения и толкования почти всего Священного Писания, а также свои многочисленные проповеди и письма. Святой Иоанн родился в христианской семье, в середине 4 века в Антиохии, где в то время всё отчётливее звучала христианская проповедь. Стремление к знаниям, благочестию привила ему мать, которой пришлось в одиночку после смерти мужа поднимать двоих детей. С малых лет настольной книгой Иоанна было Священное Писание, много времени он посвящал молитве.

В двадцатилетнем возрасте он принял Святое Крещение, подойдя к этому осознанно и вдумчиво под влиянием своего наставника — епископа Мелетия. Будущий святитель укрепился в мысли выбрать монашеский путь, что стало возможным после смерти матери. Новопостриженный монах начал вести чрезвычайно аскетическую жизнь, что негативно отразилось на его здоровье. В 381 году состоялось его рукоположение во диакона, а через пять лет он стал священником. Две главные задачи, которые были на него возложены: это забота о неимущих и страждущих и проповедь слова Божия. С обеими задачами святитель Иоанн справлялся блестяще: его усилиями в 388 году удалось утихомирить жителей Антиохии, недовольных чрезмерным налоговым бременем. Не последнюю роль в этом сыграли его пламенные речи о милосердии к ближнему, которые разошлись на цитаты, а его прозвали Златоустом.

В 397 году в Константинополе решался вопрос, кто займёт епископскую кафедру — несмотря на козни высшего света, епископом был избран святой Иоанн. Ему пришлось нелегко: высшие слои общества, обладающие материальными благами, ненавидели его, так как он обличал их в своих проповедях, крайнюю неприязнь к нему испытывала римская императрица Евдоксия. И как следствие: в 404 году святителя арестовали и отправили в ссылку в Армению, но и оттуда ему удавалось через письма поддерживать своих последователей. Последние годы жизни святителя Иоанна Златоуста прошли в лишениях и болезнях, в начале осени 407 года он со словами «Слава Богу за всё» отошел ко Господу. Память святого отца почитается несколько раз в году, а его сочинения читаются, изучаются, переиздаются и на протяжении веков не теряют своей актуальности. А всё потому, что время идет, одни столетия сменяют другие, но не меняются духовные проблемы человека, что явственно видишь, читая сочинения святителя.

Этот замечательный сборник, являющийся подлинной популярной энциклопедией христианского нраво­учения, был составлен в 1876 году иноком Оптинского Иоанно-Предтеченского скита Стефаном Дерябиным. И вот уже более столетия он неизменно пользуется успехом у православных читателей. Из более чем 800 бесед святого Златоуста в сборник включены 150, и сами эти выбранные беседы приво­дятся не полностью (за исключением одной), а дается лишь часть каждой из них, касающаяся той или иной темы. Здесь читатель сможет найти ответы на мно­гие вопросы, волнующие человека, вступающего на путь христианской жизни: как можно молиться не­престанно, почему действительно не надо осуждать других людей, какой вред мы наносим своей душе, завидуя другим, гневаясь, злословя других, упиваясь вином, предаваясь развлечениям, посвящая свой досуг зрелищам, общаясь с порочными людьми.

Читая наставления святителя Иоанна, вы узнаете, почему нельзя клясться, говорить о других что-либо плохое, мстить за себя, как относиться к богатству, роскоши и бедности, как переносить скорби, болезни и страда­ния, смерть близких, как научиться прощать обиды, как полюбить своих врагов и многое другое. Рассмотрим для примера некоторые беседы, представленные в этом сборнике. В первой из них святитель говорит о беспечности людей относительно духовной жизни, а ведь эта беспечность мешает нам наследовать Царство Небесное.  «Для чего мы, - говорит святитель, - навлекаем на себя столько забот, кроме естественных, причиняем себе так много беспокойств и возлагаем на себя столь великие бремена? Разве не довольно нам забот о желудке, об одежде и о доме? Разве не довольно попечений о (вещах) необходимых?

Между тем Христос удаляет от нас и эти (заботы): «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» (Мф.6:25). Если же не должно пещись о необходимой пище и одежде, и даже о наступающем дне, то будут ли когда-нибудь в состоянии воспрянуть те, которые налагают на себя столь великое бремя и под ним погребают себя? Разве вы не слышали, что говорит Павел: «никакой воин не связывает себя делами житейскими» (2Тим.2:4)? А мы предаемся роскоши, объедению и пьянству, сильно трудимся над предметами посторонними, а касательно предметов небесных оказываемся слабыми». Далее святой отец увещевает слушающих его, а вместе с ними и нас, не заботиться о приобретении богатств земных, но собирать сокровища духовные.

В одной из следующих бесед святитель Иоанн сокрушается о том, что мало христиан в храме. «Когда посмотрю на вашу малочисленность, - говорит архипастырь, - и вижу, что наше стадо уменьшается в каждое собрание, то и скорблю, и радуюсь: ра­дуюсь из-за вас, которые здесь теперь; скорблю из-за тех, которых здесь нет». Святитель хвалит тех, кто пришел в храм Божий, называя их «счастливыми и блаженными», и порицает тех, кто предался беспечности, кто оставил «единое на потребу». Слушающим его он напоминает слова пророка, который говорит: «желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия» (Пс.83:11). Те же, кто не пришел на церковное собрание, предались житейским заботам, которые хоть и бывают необходимы, но не извинительны, когда нас призывает Бог. «Сперва, - наставляет святитель, - честь Богу, а потом уже забота о прочем».

«Увещеваю вас, внимать и вразумляться», - постоянно взывает святитель к своим собеседникам. Увещевает не гордиться, потому что, все мы однажды предстанем пред Судом Божиим и увидим, что хвалиться нам не чем. Увещевает всегда призвать имя Божие и за все благодарить. Где бы не были мы, везде должно молиться и благодарить Господа. «Ешь ли, пьешь ли, женишь ли, отправляешься ли в путь – все делай во имя Божие, - то есть призывая Бога на помощь. Берись за дело, прежде всего помолившись Богу». Увещевает святитель избегать людей порочных, потому как, говорит он, «тела часто погибают от заразы испорченного воздуха, так точно и душа часто терпит вред от общения с людьми порочными». Он увещевает людей от смертных грехов: гордыни, тщеславия, высокомерия, гнева, зависти, алчности, сребролюбия. Обо всем этом говорит святой отец со своими собеседниками, призывая «внимать и вразумляться».

***

После смерти святителя Иоанна Златоуста стали появляться «Эклоги» — сборники его бесед на самые разные темы: о любви, о душе, о молитве, о счастье и несчас­тье, о болезни и врачах, о высокомерии и тщеславии, о терпении и великодушии, о зависти и так далее. Эти сборники его бесед стали распространяться в христианском мире и стали любимейшим чтением христиан всех времен, подлинной усладой их жизни. Сколько веков прошло, как умолкли златоустые уста, но его богодухновенное слово продолжает возжигать человеческие сердца, призывая их к истинной христианской жизни. В чем же тайна святого Иоанна Златоуста, этого великого и дивного учителя нравственности, озарившего всю вселенную светом православного учения? Для того чтоб ответить на этот вопрос, нужно читать сочинения святого отца. А начать можно с этой книги, в которой собраны «Избранные беседы» святителя Иоанна Златоуста.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы