Аудио |
|
Скачать .mp3 |
В 1992 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил в лике новомучеников и исповедников Церкви Русской преподобномученицу великую княгиню Елизавету Феодоровну Романову. Сегодня ее прекрасный светлый образ привлекает все большее внимание наших современников, и изображение ее на иконах можно увидеть во многих храмах. Великая княгиня Елизавета почитается русским церковным народом как одна из величайших и любимых подвижниц последнего времени. Об удивительном жизненном пути этой необыкновенной женщины, приведшем ее из маленького немецкого герцогства в Россию, где Господь сподобил ее сначала принять Православную веру, а затем претерпеть мученическую кончину, рассказывает книга, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Сибирская Благозвонница и называется - «Святая великая княгиня Елизавета».
***
Эта книга последовательно и подробно рассказывает о жизни святой преподобномученицы Елизаветы Феодоровны: о ее детстве, о семейной жизни, о создании обители милосердия, о подвигах и паломничествах Великой матушки, о ее крестном пути. Как отмечают издатели в предисловии книги, «у каждого человека в жизни есть собственный путь. Им он либо спасается, либо проживает жизнь себе в осуждение — все зависит от того, как именно распорядится человек своими жизненными обстоятельствами. Жизненный путь великой княгини Елизаветы Федоровны похож на захватывающий роман, полный удивительных поворотов судьбы и внезапных потрясений.
С самого детства у нее было все, что только может пожелать человек: знатность, богатство, поразительная красота, любящая семья. Казалось, что ее никогда не должно коснуться ни горе, ни нужда, ни забота. Однако в том, что этой красивой, не по-детски серьезной девочке предначертана особая судьба, родственники не сомневались. О принцессе Элле все говорили, что она не от мира сего: всегда помогает попавшим в беду, никогда никого не осуждает и старается найти оправдание ошибкам других. Когда брат Эрнст поинтересовался ее жизненными идеалами, Елизавета ответила просто: «Быть совершенной женщиной, а это самое трудное, так как надо уметь все прощать». Никто, да и она сама, не мог и предположить, что однажды уедет в далекую северную страну, где ее ждет тяжелый труд медицинской сестры, ранняя смерть любимого человека и сияющий мученический венец, на который она променяет свой великокняжеский титул.
Если бы ей, уроженке маленького и уютного немецкого герцогства, сказали, что большую часть своей жизни она проживет в другой стране, среди метелей и снегов, и только летом чужая земля будет зеленью напоминать ей мягкость любимых ею холмов, она не поверила бы. Но Промысл Божий привел ее в Россию, которую она приняла всем сердцем и полюбила настолько, что разделила веру и судьбу своей новой родины и, нерусская по происхождению и лютеранка по воспитанию, стала подлинно русской по духу. Став православной, она, как евангельский купец, обретший многоценный бисер, все силы своей сострадательной души устремила на помощь бедным, больным и обездоленным, создав из своей души как бы дом Лазаря, где живут Мария — созерцательная молитва ко Христу Спасителю, и Марфа — деятельная сострадательная любовь к ближнему.
Елизавета Александра Луиза Алиса Гессенская и Рейнская (по-домашнему Элла) родилась 1 ноября 1864 года в Дармштадте, столице Гессен-Дармштадтского герцогства, в одном из древнейших историческом и культурном центре Германии. Она была наречена в память прославленной основательницы их рода, покровительницы Тюрингии и Гессена, святой Елизаветы Тюрингенской. Пример жизни этой святой оказал сильное влияние на формирование характера будущей православной подвижницы. И действительно, многие черты характера и биографии великой княгини роднят ее со святой 13 века, жизнь которой словно бы повторяет ее судьбу.
Счастливый брак и раннее вдовство (муж погиб от чумы во время Крестового похода, куда отправился в знак покаяния), непонимание со стороны светского окружения, изгнание из собственного замка и жизнь, проведенная в служении ближним, бедным, обездоленным и больным, щедрая благотворительность. Святая ландграфиня Тюрингская основывала больницы и госпитали и самолично ухаживала там за больными, готовила для них пищу и мыла посуду, заботилась о прокаженных и брошенных детях и закончила жизнь настоятельницей основанного ею сестричества, устав которого предписывал сестрам молитву и работу, заключавшуюся в помощи немощным и бедным. Душа будущей великой княгини с самого детства была пленена светлым образом ее великой прабабки, и она во всем старалась подражать ей.
После, перейдя в Православие, княгиня не изменила своего имени. Это значит, что основание духовного подвига, совершенного ею, оставалось единым всю ее жизнь. Имя «Елизавета», в переводе с древнееврейского языка, означает «почитающая Бога». Благоговейное почитание Бога и любовь ко всему Божиему — вот главные качества великой княгини, помогавшие ей при всех переменах жизни. В духовном подвиге ее мы видим соединение разных путей святости — она и благоверная княгиня, и праведница, и преподобная, и мученица. Она потрудилась на каждом из этих путей, оставив нам пример жизни по Евангелию.
Архиепископ Анастасий (Грибановский), знавший лично великую княгиню Елизавету, так подчеркивал ее душевную красоту: «Самый внешний облик ее отражал красоту и величие ее духа: на челе ее лежала печать прирожденного высокого достоинства, выделявшего ее из окружающей среды. Напрасно она пыталась иногда под покровом скромности утаиться от людских взоров: ее нельзя было смешать с другими. Где бы она ни появлялась, о ней всегда можно было спросить: Кто эта блистающая, как заря... светлая, как солнце? (Песн. 6, 10). Она всюду вносила с собой чистое благоухание лилии; быть может, поэтому так любила белый цвет — это был отблеск ее сердца...»
Ее жертвенное служение бедным, больным и сиротам, ее искренняя любовь к Богу и к Православной Церкви и сегодня пробуждают наши души, напоминая нам о нашей ответственности перед Богом за себя, за своих близких и за свою страну. И ныне, душой пребывая в Небесном Иерусалиме, куда она так стремилась, а мощами почивая в Иерусалиме земном, великая княгиня Елизавета продолжает дело милосердия, начатое при жизни. Она помогает всем с верой прибегающим к ее молитвенной помощи и защите и предстательствуя за свою вторую родину, наше многострадальное Отечество перед Престолом Божиим. Обо всем этом рассказывает книга «Святая великая княгиня Елизавета».
***
«Я хочу работать для Бога, и в Боге - для страждущего человечества», - говорила святая Елизавета Федоровна, и всю свою жизнь была верна выбранному ею пути. Преподобномученице Елизавете принадлежит особое место в русской истории. Немка по крови и протестантка по воспитанию, она по праву занимает место в лике святых новомучеников и исповедников Церкви Русской, став истинно русской по духу. Всем сердцем полюбив свою новую родину, великая княгиня Елизавета разделила ее веру и судьбу и сподобилась мученического венца, исполнив до конца Евангельскую заповедь: «Претерпевший до конца спасется».
Святая преподобномученица великая княгиня Елизавета, моли Бога о нас!
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 29 марта 2024 года
Профессор А.И. Осипов. Первые плоды духовной жизни
Профессор А.И. Осипов. Три истины? которые открыл Христос. Часть 2
Профессор А.И. Осипов. Три истины? которые открыл Христос. Часть 1
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!