У книжной полки. Митрополит Николай (Хаджиниколау). Святая Гора - высочайшая точка Земли

21 марта 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

По словам митрополита Месогейского и Лавреотикийского Николая, «Святая Гора - это «гора Господня», место, где действительно почиет Бог. Это и «горнее место», место мистического восхождения, подъема. Как толь­ко ты это осознаешь — ощутишь высоту благодати. Как только приблизишься — почувствуешь глубину святости этого места. С первого взгляда Святая Гора очарует тебя своей природной красотой — это действительно одно из прекраснейших мест на Земле. С первого шага, сделанного на Святой Горе, тебя охватит глубокое волнение, вызванное ее неземным обликом. Воистину, Святая Гора расположена ближе к небу, чем к земле. Но Гора, как отмечает Владыка, существует не только для того, чтобы на нее любо­ваться издалека. Гора существует для того, чтобы на нее восхо­дить». Об этом митрополит Николай напоминает нам со страниц книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря и называется – «Святая Гора — высочайшая точка Земли».

***

Автор этой книги, митрополит Николай (Хаджиниколау) знаком нашим читателям по книгам - «Если вечная жизнь существует, я хочу жить!» и «Великая Четыредесятница: путь, цель, награда». Как рассказывают издатели, родился Владыка в 1954 году в г. Фессалоники. Окончил физический факультет в Фессалоникийском университете, затем продолжил образование в Гарвардском университете и Массачусетском технологическом институте, где получил степень магистра и доктора. Работал научным сотрудником в крупной клинике Массачусетса, затем в НАСА. Преподавал в Гарварде и Массачусетском институте. Богословие начал изучать в школе Святого Креста в Бостоне, затем получил докторскую степень богословия в Фессалоникийском университете.  В марте 1989 года был пострижен в монашество на Святой Горе Афон, рукоположен в иеродиакона, а в сентябре — в иеромонаха. С 1990 по 2004 годы отец Николай был настоятелем Вознесенского подворья монастыря Симонопетра в Афинах. В апреле 2004 года Синодом Элладской Православной Церкви он был избран епископом и возведен в сан митрополита Месогейского и Лавриотикийского.

Эта книга митрополита Николая представляет собой дневник путешествий автора на Афон в 70-е годы XX века и в наши дни. Она открывает читателю непре­ходящий образ Святой Горы — места, всецело устремленного от земли к Небу, от жизни временной к жизни вечной. «Я, - пишет Владыка, - извлекаю из глубины своей памяти некоторые события и опыт прошлого не для того, чтобы пристально вглядываться в их глубину, но, чтобы лишь легкими набросками обозначить тот дух православного подвижничества, которым украшается Святая Гора». То есть, записи и размышления владыки Николая приоткрывают мистическую и скрытую от посторонних глаз жизнь святогорцев — от безымянных отшельников до известных православному миру подвижников, таких как Паисий Святогорец или Герасим Микраяннанит.

Автор открывает таинственную красоту этих подвижников, показывает, что Святая Гора воистину жилище, местопребывание Бога. Забытые миром старцы, даже не подозревающие о величии своего монашеского подвига, неведомые подвижники-аскеты своей искренней простотой и подлинной верностью Христовым заповедям постоянно утверждают таинство веры, свидетельству­ют о присутствии Божием в этом мире, уверяют, что человеку возможно приобщиться к Божеству и к вечности, пробуждают самые сокровенные движения души к истинной жизни и побуж­дают к приобретению мистического опыта. Эти записи, - отмечает автор, - сделаны с любовью и сердечной грустью: с любо­вью к тому, что было когда-то, и с грустью, потому что ныне это повсеместно исчезает. События прошлого преподносятся с ува­жением, свойственным воспоминаниям; то, что касается настоя­щего, излагается со вздохом ностальгии по истине. Но без какой бы то ни было критики или осуждения.

Эта книга, по словам автора, не судит ни людей, ни их выбор. А потому ничего и не предлагает. Не стремит­ся заглянуть в глубину событий. Просто излагает то, что лежит на поверхности, что можно увидеть и разглядеть с первого взгляда. Повествует о том, что смиряет, но не уязвляет, что утешает, но не поражает воображение. И сохраняет животворную память о той Святой Горе, что была некогда и должна быть всегда. Я, - отмечает владыка Николай, - попытался бережно извлечь на свет Божий прошедшие события и жизнь ушедших людей, открыть их истинный, сокро­венный облик. Настоящее ранит и причиняет боль. Прошлое порождает легенды и утешает. С каждым годом увеличиваются достижения мирских атлетов, ставятся все новые и новые рекор­ды. С каждым годом все меньше преуспевают духовные атлеты в своей брани. И совсем не потому, что мы не желаем этого пре­успеяния. Просто прежние подвижники больше могли, большего достигали. А потому нам лучше учиться у них.

А еще, что нужно, по мнению автора, - это подняться на Гору Господню. Это Гора, на которой Бог благоволит обитать, Гора, на которой Господь будет обитать вечно (Пс. 67,17). Как говорит владыка Николай, вся обстановка Афона: его природа, святыни, своео­бразие времени и образа жизни, традиций, особенности богослужения приносят свой неповторимый, удивитель­ный плод, имя которому — святогорский монах. Естественный его образ жизни, подлинность веры, живость чувств, странная логика, предпочитающая не­бесное земному, инаковость привычек позволяют тебе, находясь рядом с ним, взглянуть на себя иначе. Почув­ствовать себя хоть и не похожим на него, но родствен­ным ему; по-человечески слабым, но с Божественным потенциалом; маленьким, но утешенным; предстоящим Богу со страхом, но и близким Ему.

Рядом с афонитом, по свидетельству автора, - ты и сам - прощаешь, веришь, утешаешься, надеешься. Ты переживаешь опыт соприкосновения с Божественным, с вечностью, с чудом, с благодатью Божией. Рядом с ним ты и сам стремишься к святости. Ты видишь: здесь го­сподствует «обновленный разум», здесь говорят «ины­ми языками», удостаиваются «таинственных видений» и наслаждаются «странными слышаниями». Рядом со святогорцем ты оживаешь. На Святой Горе ты живешь Святым Духом — это возможно даже и сегодня». И в настоящее время, по словам автора, «посещение Святой Горы производит неза­бываемое впечатление и столь глубокое потрясение, кото­рыми невозможно пренебречь.

В этом чистом и прохлад­ном источнике утоляют жажду не только монахи, но и миряне. В ее густой тени получают отраду не только верующие, но и неверующие. В ее гостеприимных и ласко­вых объятиях отдыхают не только жаждущие истины, но и просто любопытные или равнодушные; не только крот­кие, но и недовольные; не только те, которых ты надеешь­ся там встретить, но и совершенно неожиданные люди. Несмотря на недовольство тех, кто тоскует по былой славе, и на строгие замечания порицателей, Святая Гора продолжает быть иным миром, где, поскольку ты переживаешь иную, духовную историю, тебя не преследуют житейские треволнения и ты сам не гонишься за стремительно сменяющими друг друга событиями но­востных лент.

Здесь все уникально: и природа Святой Горы, и культурно-нравственный ее облик, и ее предназначение, и система измерения времени, и привычки, и образ жизни, и история, и люди — все, в чем выражается ее религиозный опыт и что составляет ее бесценное сокровище. И вплоть до сегодняшнего дня никто не смог это разрушить. Как только ты на рейсовом судне отплываешь из Уранополя, из земли Халкидикийской, у тебя появляется чувство, что ты покидаешь мир — твой мир, и встреча­ешься с миром неизведанным, который неожиданно ока­зывается более близок тебе, чем тот, привычный; здесь ты обретаешь духовный стержень, чувствуешь дыхание Бога что внутри тебя самого со дня твоего сотворения. Здесь все приобретает вес, глубину, смысл и сущность — в том числе и ты сам».

***

Как отмечает автор, - Святая Гора - это высочайшая точка Земли. И цель его книги - побудить читателей подняться на гору Господню (Мих. 4, 2). «Это восхождение, - говорит митрополит Николай, - необходимо не только для святогорцев или монахов - оно необходимо каждому человеку, каждому христианину. В этом (переносном) смысле Святая Гора не закрыта ни для кого! Мы все можем на нее подняться. Можем разглядеть ее, только надо отринуть логику привычных нам толкований и объяснений. Можем приблизиться к ней, только надо освободиться от психологии самооправдания. Можем жить ею, надо только, чтобы наблюдение за событиями и эпохой рождало в нас смирение и доброе беспокойство, прогоняющее беспечность. Можем подняться на нее, надо только осознать, что Святая Гора — это не то, что видят наши глаза, но то, что постигает наша душа!»

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать