У книжной полки. Священномученик Филумен Святогробец: Житие. Мученичество. Чудотворения

5 марта 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

По словам митрополита Морфского Неофита, ушедший 20 век духовно обогатил нас, щедро пополнив Православную Цер­ковь множеством новых святых. Все они напоминают нам о вечной жизни, о вечном общении с нашим Творцом, в котором они уже пребывают, а также о том, что жизнь без Христа — это существование вне Божественной благодати. И потому жития святых служат для православных христиан верным ориентиром, направляющим нас к высшей цели — к единению с Богом. На исходе 20 столетия Господь благоволил явить нам еще одного посредника и ходатая в лице нового свяшенномученика Филумена. Будучи родом из Орунды, этот свя­той стал хранителем святых мест и святых традиций, а в завершение за свидетельство Иисуса и за слово Божие (Откр. 20, 4) удостоился мученической кончины. О нем рассказывает книга, вышедшая в свет при содействии издательства монастыря свт. Николая в Орунде и Издательского проекта «Путь умного делания». Она называется – «Свяшенномученик Филумен Святогробец: Житие. Мученичество. Чудотворения».

***

В книге представлено самое полное на сегодняшний день житие сщмч. Филумена (Хасаписа), подвижника аскета, несшего служение в монастыре при Колодце Иакова в Самарии, на месте евангельской беседы Спасителя с самарянкой. Будучи родом из Орунды, со святого острова Кипр, в юном возрасте отправился он во Иерусалим, унаследовав от благочестивых многочадных родителей образованность и научение Закону Господню и восприяв от священной Ставровунийской обители опыт монашеско­го послушания. Обучаясь в Патриаршей школе, он от­личался похвальным прилежанием и добрым нравом. Окончив ее, облекся в иноческое одеяние и был включен в монашеское братство хранителей Всесвятого и Живоначального Гроба Господа нашего Иисуса Христа.

Как говорится в «Деянии Синода Иерусалимской Патриархии», в монашестве о. Филумен ревностно последовал образу жизни святых и богоносных отцов Церкви, отличаясь рвением в молитвенном подвиге, тщанием и строгос­тью в хранении поста и всестороннего воздержания. Призванный Матерью Церковью на поприще пастырского служения и удостоенный священного сана, он явил себя благоговейным совершителем Христовых Таинств и усердным исполнителем возложенных на него многочисленных миссионерских и душепопечительских послушаний, а именно: игумена монастырей святых Апостолов в Тивериаде, Архангела Михаи­ла в Яффе, святых Архангелов в Иерусалиме, руково­дителя общежития Патриаршей школы, игумена мо­настырей святого Феодосия Киновиарха и пророка Илии, благочинного в храме святых Константина и Елены, игумена монастыря Преображения Спасителя в Рамалле и, наконец, игумена монастыря при Кладезе Иакова в Наблусе Самарийском.

Это служение у колодезя Иаковлева (Ин. 4, 6) о. Филумен совершал в духе и истине (Ин. 4, 23), следуя преподан­ной Самим Господом заповеди: Бог есть дух, и покло­няющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4, 24). Получая время от времени угрозы от неко­его фанатика иноверца, чтобы покинул святое место, он, никоим образом не внимая им, служения своего не оставил. Вечером 29 ноября 1979 года святой, находясь в храме Кладезя и совершая рядо­вое вечернее богослужение, претерпел коварное нападение от угрожавшего ему иноверца. Как жизнь о. Филумена, так и его кончина явились исповеданием веры, исповеданием, запечатленным кровью, на том самом месте, где некогда Самарянке, сказав­шей: знаю, что придет Мессия, то есть Христос (Ин. 4, 25), Господь явил Себя в откровении: это Я, Кото­рый говорю с тобою (Ин. 4, 26). Через свой мученичес­кий подвиг святой Филумен приобщился к мучениче­ству Фотинии Самарянки и ее сыновей и братьев. Поэтому в храме мц. Фотинии южный придел освящен в честь святого Филумена и здесь покоятся его святые мощи, ставшие источником силы и исцелений для всех с верой и благочестием почитающих его память.

Таким образом, как говорится в предисловии от российских издателей, земная жизнь святого Филумена была «увенчана мученической кровью», и об этом подробно расска­жет читателю данная книга. Однако, как отмечает Николай Михайлович Новиков, от нас во многом остается сокрытым путь иноческого подвига, привед­ший к столь славной кончине. В издании встречаются лишь краткие упоминания о том, что стяжанию мучениче­ского венца предшествовал «многолетний духовный труд», справедливо именуемый «мученичеством совести». Не случайно в православной традиции путь строгой аскезы и внутреннего делания связывается с образом мученичества. Пострадать за Христа от меча гонителей дается немногим избранным, чья жертва признается Церковью наивысшим подвигом. Но вместе с тем великое множество мирно почивших преподоб­ных отцов десятками лет претерпевали мучительные страдания в жестокой внешней и внутренней брани с собственным естеством и с диаволом.

Да, их страдания не столь сконцентрированы и остры, как у павших от рук палача, но в своей совокупности они едва ли усту­пают им по силе, они лишь растянуты во времени - порой на полвека, как у прп. Марии Египетской, порой на всю жизнь. А потому подвижники, победив­шие силой Христовой на этом пути, стяжавшие бес­страстие и благодатное богоусыновление, признаются по праву теми же мучениками. Житие святого Филумена в этом отношении особо примечательно, - оно свидетельство тому, что сей муж претерпел сугубое мученичество. О высокой подвижнической жизни святого извест­но немного. Судить об этом позволяют только отдель­ные скупые эпизоды, и связано это с тем, что «отец Филумен старался тщательно скрывать от всех свои духов­ные подвиги». Не удивительно поэтому, что знавшие святого сохранили воспоминания в основном о внеш­ней стороне его деятельности и служения.

Тем не ме­нее вполне утаить духовные дарования было не просто, — смиренного инока выдавала сама «Божественная благодать, обитающая в его душе», ибо она «то и дело обнаруживала свое присутствие». Потому и сложилось общее мнение среди его паствы, что «основное значе­ние он придавал духовному содержанию подвига». По некоторым деталям жития святого Филумена, по отдельным штрихам видно, что подвижник никогда не оставлял напряженного внутреннего делания. Всегда погруженный в глубокое молитвенное состоя­ние, поглощенный трезвением и неотступным богопредстоянием, — и в храме, и вне его, — он совершал в своем сердце непрекращаемое богослужение, следуя главному завету исихастов: «будем стремиться иметь лишь одно сердечное действие», будем «заботиться только об одном: чтобы совершалось в сердце дейст­вие молитвы». Целый ряд признаков указывает: святой шел имен­но этим путем.

По нашим обычным представлениям, усвоенным из чтения Патериков, образ подвижников исихазма связывается с отшельничеством в пустыне, с пещерами и песками Египта, Синая и Палестины. Однако, как утверждает Николай Новиков, подвиг священного безмолвия и умного делания все­гда был доступен и для подвизавшихся в сердцевине мира — среди многолюдных обителей и больших горо­дов. Свидетельств тому во множестве было явлено и в Византии, и на Руси. Святой Филумен продолжил эту традицию, став носителем духа древних отцов, столь целительного для мятущихся душ нашей бурной эпо­хи. Его служение связано с крупнейшими культурно-историческими центрами Ближнего Востока. Это цитадели древней цивилизации: Иерусалим, Тивериада, Яффа, Рамалла, Наблус. Здесь «он приобрел извест­ность выдающегося пастыря и духовника... окормляя с отеческой любовью» свою многотысячную паству. При этом, как отмечают его духовные чада, «оставаясь монахом в миру, он не превратился в монаха обмир­щенного».

Как отмечает Николай Михайлович, образ святого Филумена особо дорог нам, ибо это наш современник, дитя той же апостасийной эпохи, и он явил нам дивный пример, уникальный для нашего времени: сумел воплотить в своем житии три вида по­двига, три пути служения Господу. Это, прежде всего, преподобническая стезя замкнутого в себе и в Боге безмолвника, подвижника внутреннего делания, это также широкое поле пастырства, подвиг старческого служения, и, наконец, это выстраданное в духовной борьбе дарование — вершина пути Христова — муче­нический венец. Даровано и нашей Церкви в лице нового священномученика столь актуальное напоминание о том, что путь внутреннего умно-сердечного делания, пути к реальному богообшению и прижизненному обожению нашего естества остаются открытыми для право­славных христиан всегда. И в наши дни не менее, чем когда-либо.

***

По словам издателей, жизнь святого Филумена была непрестанным сви­детельством о Христе, последовательным подражани­ем жизни Господа, Который Своей Крестной Жерт­вой показал, что путь к Его Царству является не чем иным, как путем крестным. И это тот путь, которым следуют мученики от первых веков христианства до сего дня. Они возлюбили Господа от всей души, от всего помышления и ради Него приносят в жертву все свое достояние вплоть до самой жизни. Во благом по­двиге они пролили свою кровь ради Господа и увенчались неувядаемым венцом победы над смертью, вос­ходя через это к истинной жизни.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать