Аудио |
|
Скачать .mp3 |
По словам митрополита Морфского Неофита, ушедший 20 век духовно обогатил нас, щедро пополнив Православную Церковь множеством новых святых. Все они напоминают нам о вечной жизни, о вечном общении с нашим Творцом, в котором они уже пребывают, а также о том, что жизнь без Христа — это существование вне Божественной благодати. И потому жития святых служат для православных христиан верным ориентиром, направляющим нас к высшей цели — к единению с Богом. На исходе 20 столетия Господь благоволил явить нам еще одного посредника и ходатая в лице нового свяшенномученика Филумена. Будучи родом из Орунды, этот святой стал хранителем святых мест и святых традиций, а в завершение за свидетельство Иисуса и за слово Божие (Откр. 20, 4) удостоился мученической кончины. О нем рассказывает книга, вышедшая в свет при содействии издательства монастыря свт. Николая в Орунде и Издательского проекта «Путь умного делания». Она называется – «Свяшенномученик Филумен Святогробец: Житие. Мученичество. Чудотворения».
***
В книге представлено самое полное на сегодняшний день житие сщмч. Филумена (Хасаписа), подвижника аскета, несшего служение в монастыре при Колодце Иакова в Самарии, на месте евангельской беседы Спасителя с самарянкой. Будучи родом из Орунды, со святого острова Кипр, в юном возрасте отправился он во Иерусалим, унаследовав от благочестивых многочадных родителей образованность и научение Закону Господню и восприяв от священной Ставровунийской обители опыт монашеского послушания. Обучаясь в Патриаршей школе, он отличался похвальным прилежанием и добрым нравом. Окончив ее, облекся в иноческое одеяние и был включен в монашеское братство хранителей Всесвятого и Живоначального Гроба Господа нашего Иисуса Христа.
Как говорится в «Деянии Синода Иерусалимской Патриархии», в монашестве о. Филумен ревностно последовал образу жизни святых и богоносных отцов Церкви, отличаясь рвением в молитвенном подвиге, тщанием и строгостью в хранении поста и всестороннего воздержания. Призванный Матерью Церковью на поприще пастырского служения и удостоенный священного сана, он явил себя благоговейным совершителем Христовых Таинств и усердным исполнителем возложенных на него многочисленных миссионерских и душепопечительских послушаний, а именно: игумена монастырей святых Апостолов в Тивериаде, Архангела Михаила в Яффе, святых Архангелов в Иерусалиме, руководителя общежития Патриаршей школы, игумена монастырей святого Феодосия Киновиарха и пророка Илии, благочинного в храме святых Константина и Елены, игумена монастыря Преображения Спасителя в Рамалле и, наконец, игумена монастыря при Кладезе Иакова в Наблусе Самарийском.
Это служение у колодезя Иаковлева (Ин. 4, 6) о. Филумен совершал в духе и истине (Ин. 4, 23), следуя преподанной Самим Господом заповеди: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4, 24). Получая время от времени угрозы от некоего фанатика иноверца, чтобы покинул святое место, он, никоим образом не внимая им, служения своего не оставил. Вечером 29 ноября 1979 года святой, находясь в храме Кладезя и совершая рядовое вечернее богослужение, претерпел коварное нападение от угрожавшего ему иноверца. Как жизнь о. Филумена, так и его кончина явились исповеданием веры, исповеданием, запечатленным кровью, на том самом месте, где некогда Самарянке, сказавшей: знаю, что придет Мессия, то есть Христос (Ин. 4, 25), Господь явил Себя в откровении: это Я, Который говорю с тобою (Ин. 4, 26). Через свой мученический подвиг святой Филумен приобщился к мученичеству Фотинии Самарянки и ее сыновей и братьев. Поэтому в храме мц. Фотинии южный придел освящен в честь святого Филумена и здесь покоятся его святые мощи, ставшие источником силы и исцелений для всех с верой и благочестием почитающих его память.
Таким образом, как говорится в предисловии от российских издателей, земная жизнь святого Филумена была «увенчана мученической кровью», и об этом подробно расскажет читателю данная книга. Однако, как отмечает Николай Михайлович Новиков, от нас во многом остается сокрытым путь иноческого подвига, приведший к столь славной кончине. В издании встречаются лишь краткие упоминания о том, что стяжанию мученического венца предшествовал «многолетний духовный труд», справедливо именуемый «мученичеством совести». Не случайно в православной традиции путь строгой аскезы и внутреннего делания связывается с образом мученичества. Пострадать за Христа от меча гонителей дается немногим избранным, чья жертва признается Церковью наивысшим подвигом. Но вместе с тем великое множество мирно почивших преподобных отцов десятками лет претерпевали мучительные страдания в жестокой внешней и внутренней брани с собственным естеством и с диаволом.
Да, их страдания не столь сконцентрированы и остры, как у павших от рук палача, но в своей совокупности они едва ли уступают им по силе, они лишь растянуты во времени - порой на полвека, как у прп. Марии Египетской, порой на всю жизнь. А потому подвижники, победившие силой Христовой на этом пути, стяжавшие бесстрастие и благодатное богоусыновление, признаются по праву теми же мучениками. Житие святого Филумена в этом отношении особо примечательно, - оно свидетельство тому, что сей муж претерпел сугубое мученичество. О высокой подвижнической жизни святого известно немного. Судить об этом позволяют только отдельные скупые эпизоды, и связано это с тем, что «отец Филумен старался тщательно скрывать от всех свои духовные подвиги». Не удивительно поэтому, что знавшие святого сохранили воспоминания в основном о внешней стороне его деятельности и служения.
Тем не менее вполне утаить духовные дарования было не просто, — смиренного инока выдавала сама «Божественная благодать, обитающая в его душе», ибо она «то и дело обнаруживала свое присутствие». Потому и сложилось общее мнение среди его паствы, что «основное значение он придавал духовному содержанию подвига». По некоторым деталям жития святого Филумена, по отдельным штрихам видно, что подвижник никогда не оставлял напряженного внутреннего делания. Всегда погруженный в глубокое молитвенное состояние, поглощенный трезвением и неотступным богопредстоянием, — и в храме, и вне его, — он совершал в своем сердце непрекращаемое богослужение, следуя главному завету исихастов: «будем стремиться иметь лишь одно сердечное действие», будем «заботиться только об одном: чтобы совершалось в сердце действие молитвы». Целый ряд признаков указывает: святой шел именно этим путем.
По нашим обычным представлениям, усвоенным из чтения Патериков, образ подвижников исихазма связывается с отшельничеством в пустыне, с пещерами и песками Египта, Синая и Палестины. Однако, как утверждает Николай Новиков, подвиг священного безмолвия и умного делания всегда был доступен и для подвизавшихся в сердцевине мира — среди многолюдных обителей и больших городов. Свидетельств тому во множестве было явлено и в Византии, и на Руси. Святой Филумен продолжил эту традицию, став носителем духа древних отцов, столь целительного для мятущихся душ нашей бурной эпохи. Его служение связано с крупнейшими культурно-историческими центрами Ближнего Востока. Это цитадели древней цивилизации: Иерусалим, Тивериада, Яффа, Рамалла, Наблус. Здесь «он приобрел известность выдающегося пастыря и духовника... окормляя с отеческой любовью» свою многотысячную паству. При этом, как отмечают его духовные чада, «оставаясь монахом в миру, он не превратился в монаха обмирщенного».
Как отмечает Николай Михайлович, образ святого Филумена особо дорог нам, ибо это наш современник, дитя той же апостасийной эпохи, и он явил нам дивный пример, уникальный для нашего времени: сумел воплотить в своем житии три вида подвига, три пути служения Господу. Это, прежде всего, преподобническая стезя замкнутого в себе и в Боге безмолвника, подвижника внутреннего делания, это также широкое поле пастырства, подвиг старческого служения, и, наконец, это выстраданное в духовной борьбе дарование — вершина пути Христова — мученический венец. Даровано и нашей Церкви в лице нового священномученика столь актуальное напоминание о том, что путь внутреннего умно-сердечного делания, пути к реальному богообшению и прижизненному обожению нашего естества остаются открытыми для православных христиан всегда. И в наши дни не менее, чем когда-либо.
***
По словам издателей, жизнь святого Филумена была непрестанным свидетельством о Христе, последовательным подражанием жизни Господа, Который Своей Крестной Жертвой показал, что путь к Его Царству является не чем иным, как путем крестным. И это тот путь, которым следуют мученики от первых веков христианства до сего дня. Они возлюбили Господа от всей души, от всего помышления и ради Него приносят в жертву все свое достояние вплоть до самой жизни. Во благом подвиге они пролили свою кровь ради Господа и увенчались неувядаемым венцом победы над смертью, восходя через это к истинной жизни.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 апреля
День ангела. 20 апреля
Церковный календарь 20 апреля. Мученик Каллиопий Помпеопольский
Евангелие 20 апреля. Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его
Читаем Апостол. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!