Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святая Гора Афон почитается как земной удел Божией Матери, земля, которую Сама Пречистая Дева взяла под Свое особое покровительство. Многие столетия Она защищала, вразумляла и наставляла Своих ратников — афонских монахов. Ведь все те, кто посвятил себя трудам подвижнической жизни, всегда были, будут и есть предметом Её любви и промышления. С материнскою заботливостью назирая Святую гору, как Свое наследие, Богоматерь в некоторых случаях явно и чувственно являлась и является требующим от Неё помощи. Записи об этой помощи собраны на страницах книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Сибирская Благозвонница и называется «Свидетельства о покровительстве Пресвятой Богородицы Русскому монастырю на Афоне».
***
Эта книга монаха Арсения (Святогорского) рассказывает о видимом и живом участии Пресвятой Богородицы в жизни Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. В нее вошли как уже изданные материалы, так и публикуемые впервые. И прежде чем познакомить вас с чудесными историями, изложенными в этой книге, расскажем вкратце историю русской обители во имя святого угодника Божия Пантелеимона*. Основана она была русскими монахами на Афоне примерно в X–XI веках. Первое письменное упоминание о монастыре относится к 1016 году. Изначально он был посвящен Успению Пресвятой Богородицы и располагался в лесу на восточной стороне Святой Горы. После того как в обители стало увеличиваться число насельников, ее перенесли на место древнего монастыря «Фессалоникийца».
Главный храм новой обители был посвящен святому Пантелеимону, а населяли его греческие и русские иноки. Со временем он пришел в запустение, и именно сюда был перенесен Успенский монастырь. Тогда же его стали называть Нагорным Русиком. С XIII по XV век монастырь святого Пантелеимона переживал определенный кризис. Во-первых, обитель постоянно разорялась крестоносцами и морскими пиратами, которые в то время терроризировали весь Афон. Во-вторых, терялись связи с Русью, которая в этот период находилась в зависимости от татаро-монгольской Орды и не имела возможности поддерживать свою дальнюю обитель. В результате, число русских монахов в монастыре стало уменьшаться.
В XV веке происходят изменения в жизни всего Афона – после захвата турками Константинополя в 1453 году Святая Гора попадает под власть Османской империи. Жизнь монастыря становится тяжелой – новые власти облагают монастырь большими налогами, конфисковывают земли. В это время он существует лишь за счет тех пожертвований, которые вносят православные князья Валахии и Молдавии, а также московские князья и священноначалие. После того как Русь освобождается от власти татаро-монголов, улучшается и положение Свято-Пантелеимонова монастыря. В 1507 году покровителем обители становится великий князь Московский Василий III, тогда же начинает увеличиваться число иноков, теперь уже русских по происхождению.
Далее, на протяжении веков жизнь и деятельность монастыря то прекращается, то снова восстанавливается. Экономические трудности, притеснения со стороны турецких властей, ветшание построек - всё это продолжается до тех пор, пока в 1705 году решением Патриарха Константинопольского Гавриила III монастырь не восстанавливается как русский и полностью передается России. Управлять жизнью монастыря поставляется архимандрит Варлаам. А в конце XVIII века монахи Нагорного Русика решают переселиться на новое место, а именно – в прибрежную келлию с храмом Вознесения Господня, которая принадлежала основному монастырю. Здесь монастырь святого Пантелеимона возродился во второй раз и находится по настоящий день.
Свидетельства о покровительстве Пресвятой Богородицы Русскому монастырю на Афоне, собранные в этой книге, относятся к 19 веку, когда жизнь обители возрождали сначала старец иеромонах Савва, а потом иеросхимонах Иероним (Соломенцов). Открывает книгу рассказ о дивном попечении об афонских обителях, какую Матерь Божия показала в войну союзных держав против России 1853–1856 гг., когда турецкое сборное войско шло и уже вступало на Святую Гору, чтобы предать всё огню и мечу. Тогда полное уничтожение грозило именно русскому монастырю, потому что турецкое войско из политических соображений было намерено «Руссик стереть с лица земли, не оставив не токмо никого живым из обитателей его, но и от зданий камня на камне».
И хотя жители Афона могли покинуть Святую Гору, «выехать куда кто пожелает, с тем чтобы оставшиеся в случае военных бедствий ни на кого уже не жаловались», общим собором монашествующих было единогласно решено «оставаться, а если угодно будет Господу посетить наказанием и придут турки злодействовать, то принять это как отеческую руку Божию и умереть, не оставляя места». В то же время было предложено «забытое в хаосе суждений главное дело – назначить по всей Святой Горе пост и особое бденное моление к Богоматери и молить Ее, Владычицу, да управит Она сим возможным делом и какими ведает судьбами спасет» святогороцев. «Если мы, – писали еще старцы, – молебствуем при всяком малозначащем случае и недоумении, то как же забыли это теперь, в таком важном обстоятельстве, когда монашеству афонскому и самим зданиям угрожает истребление?!»
«Надобно сказать, - пишет автор книги, - что среди смутных недоумений и ежедневно возрастающего ужаса от приближающихся бедствий эта мысль пролила неизъяснимую радость в отягченные скорбью сердца всех принимавших участие в совещаниях и как будто вывела из душного темничного заключения на свет, подавая отрадную надежду на избавление. Тут же сделали распоряжение, назначив по всей Святой Горе трехдневный пост и всенощное бдение ко Владычице Богоматери, прося Ее милости и заступления, о чем и возвестили всем монастырям, скитам и келлиотам для одновременного и единодушного исполнения». И помощь Богоматери была явлена в эти дни Афону: ясно показала Она бдительную Свою заботливость об обитающих в нем. Как это произошло, читайте на страницах книги.
Кроме этого рассказа, здесь содержатся также удивительные истории: «О неоскудении муки», о «Чудесным образом пойманной рыбе», о «Видении Богоматери, Которая в мантии и во всём монашеском одеянии посетила братию монастыря святого великомученика и целителя Пантелеимона», о «Видении старцем Синесием и другими Богоматери в Руссике», о «Прекращении пожара в Ксенофском скиту» и другие сказания о некоторых достопамятных событиях и чудесах Божией Матери, совершившихся на Святой Горе Афонской.
***
Много чудес совершалось и до сих пор совершается на Святой Горе Афон по молитвам к Матери Божией, и сохраняются они в памяти братии Русского монастыря и других обителей, которые свидетельствуют о них и прославляют Владычицу Небесную, истинно по матерински не оставлявшую их в дни испытаний или даже в обычных житейских затруднениях. Пресвятая Богородица вновь и вновь доказывает Свое благоутробное попечение о приверженцах Ее, воскриляя их дух не только к благодарности, но и к совершенной преданности Ее неусыпному промышлению и предстательству. «Слава Творцу неба и земли, даровавшему нам столь мощную Ходатаицу!», - заключает автор этой книги, монах Арсений (Святогорский).
* https://foma.ru/russkiy-svyato-panteleimonov-monastyir-na-afone.html
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Беседы с батюшкой. Священник Петр Мангилев. 24 апреля 2024
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Евангелие 25 апреля. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют
День ангела. 25 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!