Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«Без праведника не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Испокон веков сохраняет Господь род человеческий по молитвам святых людей, простых, иногда незаметных. Но при встрече с ними люди, сами того не замечая, становятся добрее, лучше, чище. Как при ярком свете становится заметнее пыль, так при приближении к человеку Божию, становится заметнее наша беззаконная жизнь, противоречащая заповедям Господним. Общение же с праведником помогает внимательнее взглянуть на себя и начать очищать свою душу от греховной пыли. Книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию, знакомит читателя с праведником 20 века, необыкновенным русским человеком, крестьянином, старцем Феодором Соколовым. Об этой книге, вышедшей в свет в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – далее в нашей программе.
***
Книга «Старец-мирянин Феодор Соколов и его окружение» по словам издателей, проливает свет на малоизвестные страницы истории церковной жизни Вологодского края в послереволюционные годы. Основное внимание сосредоточено на личности крестьянина-подвижника Феодора Соколова, простого крестьянина, не обученный грамоте, но между тем человека больших духовных дарований, к которому за молитвенной помощью обращались верующие в период массового закрытия храмов и репрессий против священнослужителей. Феодор Соколов — один из старцев-мирян, которые своими наставлениями помогали в период гонений на Церковь сохранять и укреплять в народе православную веру.
Первая часть книги, подготовленная доктором филологических наук Гелианом Михайловичем Прохоровым, вышла в свет в 2002 г. и стала библиографической редкостью. В предлагаемом издании она перепечатывается с небольшой редакторской правкой и сокращениями. Вторая часть книги, составленная монахиней Даниилой (Никитиной), публикуется впервые. В эту часть вошли дневник духовной дочери старца Феодора, Антонины Александровны Волковой, (ее рукопись охватывает период с января 1965 года по октябрь 1970-го), а также другие материалы, примыкающие к дневнику по тематике. Открывает книгу вводная статья Гелиана Михайловича под названием «Деревенский старец советской эпохи».
В этой статье составитель отмечает, что о старце Феодоре и его судьбе известно из двух его жизнеописаний, составленных хорошо знавшими его людьми. Первое из них по времени сочинения написано еще до Второй мировой войны, более чем за тридцать лет до смерти старца Феодора, его другом детства и сотрудником, Михаилом Ипатовичем Носыревым. Михаил Ипатович, в отличие от Федора Степановича, учился грамоте; он написал также ряд «бесед», одиннадцать из которых сохранились в автографе. Они датированы 1926-1958 годами, стало быть, читались на проводимых совместно со старцем Феодором беседах с паствой. Эти беседы опубликованы в приложении книги. Михаил Ипатович работал печником; печи клал, говорят, изумительно, так что они до сих пор не дымят; делая перерывы в работе, читал Евангелие, которое всегда носил с собой; умер в 1961 году, перетрудившись.
Второе жизнеописание — коллективно-авторское, составлявшееся на протяжении двадцати лет после смерти старца его духовными детьми, главным образом Павлом Михайловичем Лебедевым, проживавшим в городе Кириллове (около Кирилло-Белозерского монастыря) Вологодской области. Автобиографию этого замечательного деревенского писателя также можно найти в приложении. Авторы обоих жизнеописаний ни в какой мере профессиональными литераторами не являются и взялись за перо, только отчетливо сознавая необычность, исключительность старца Феодора как человека, видя в нем чудотворца и просто любя его. Михаил Ипатович Носырев озаглавил свое произведение: «Житие старца Феодора, исполнителя великих тайн Господа Бога», прямо показывая, что он ставил перед собой задачу создания не биографии, а именно агиографии подвижника.
Несомненно, - отмечает Гелиан Михайлович, - что старец Феодор был необыкновенным человеком и именно своим прижизненным делам, как святитель Стефан Пермский, просветитель коми-зырян в XIV веке, обязан тем, что окружавшие его о люди признали в нем святого. Но, в отличие от ученого изобретателя зырянской азбуки Стефана Пермского, уроженец Вологодской деревни XIX века Федор Степанович Соколов оставался всю жизнь практически неграмотным. Это не помешало ему — благодаря прекрасной памяти и необыкновенной одаренности — стать учителем христианства, религии книжной, для окружавших его, в том числе впоследствии писавших о нем грамотных людей. Как же это произошло? Ответить на этот вопрос читатели смогут, прочитав настоящую книгу.
Мы остановимся лишь на нескольких моментах биографии Федора Степановича. В двух жизнеописаниях, представленных в издании, расходятся даты рождения старца, но как вспоминает его духовное чадо, родился Федор в декабре 1879 года, а день его именин праздновался в феврале. Этим и объясняется разночтение. Родители его были «добрые и благочестивые», «добродетельные и глубоко верующие». Важно, конечно, то, что мальчик родился умным, добрым и восприимчивым к религии. Михаил Ипатович Носырев пишет: «Кроткий, развитой и удивительный по временам мальчик проявлял великие способности разума. Даже соседям скоро стал заметен разум мальчика Федора. Один мудрый старичок, сосед Никита, не раз говорил: «Но, Маревьяна Савельевна, не знаю, чего будет из твоего Феди: больно бойкой! Я не пророк, а все-таки именитой человек будет, предприимчивый»».
Согласно воспоминаниям, собранным Павлом Михайловичем Лебедевым, «избранным сосудом Божиим» назвал Федора блаженный Николай, по прозвищу Кошечник: он юродствовал Христа ради и носил с собой в корзине несколько кошек. Как-то Федор был с матерью в Никольском Торжке, и они встретили там Николая. И тот, показывая перстом на Федора, сказал матери несколько раз: «Гряда золота!» Но мать в то время ничего не поняла, к чему он это сказал. Разумеется, важна была и роль родительского воспитания в формировании личности Федора. Христианские традиции в деревне тогда еще были живы. Михаил Ипатович Носырев так воспроизводит родительское поучение детям: «Слушайте отца и мать. Ни с кем не ссорьтесь. Всех любите. Чужого не берите. Любите ходить в церковь. Богу молитесь. Встанете утром, умывайтесь и Богу помолитесь. Вечером спать без молитвы не ложитесь. А вот молитвам я вас, сколько знаю, научу».
Павел Михайлович Лебедев пишет: «Благочестивые родители всеми силами прививали детям любовь к Богу и людям / благочестивыми рассказами и примером, воспитывали в православной вере. Поэтому Федор любил ходить в храм Божий». Он вырос трудолюбивым и благочестивым человеком. Два раза женился (первая жена умерла при родах); кроме портного дела и сезонных земляных работ, занимался крестьянским хозяйством. С женой «жили они дружно, было у них семеро детей… воспитывали их в страхе Божием, по заповедям Господним, чтобы имели любовь к Богу и к людям, чтобы были сострадательны, добродетельны и трудолюбивы. Примерно в 38 лет с Федором Степановичем что-то случилось, что круто изменило его жизнь. Именно с этого момента он, совместно с двумя друзьями, начал вести по деревням беседы на темы Писания, причем грамотные друзья читали что-нибудь из Нового Завета, а Федор Степанович комментировал, применяя к жизни. Люди его любили, а власти преследовали. Но он не оставлял своего благого дела, и до конца жизни проповедовал Слово Христово тем, кто желал его услышать и жить по заповедям Божиим.
***
В целом собранные в этой книге тексты знакомят читателя не только со старцем Феодором. деревенским подвижником благочестия, нестяжателем и целителем, напоминавшим людям о жизни вечной, когда власти заставляли о ней забыть. Но также и с другим удивительным явлением - с настоящей, хорошей деревенской литературой XX века - не горожан - «деревенщиков», а самих деревенских жителей, сохранивших где-то глубоко внутри себя живое, бьющееся сердце Древней Руси. Естественно, что эта литература — не художественная выдумка, а правда — агиография и гомилетика с которых русская литература более тысячи лет назад вместе с русским народом начинала свое бытие.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Красноярск. Набор в церковный хор
Казань. Сбор пасхальных подарков для детей из многодетных семей
Санкт-Петербург. II Фестиваль колокольных звона «Звоны Северной Столицы»
Прогноз погоды на 26 апреля 2024
Богослужение 25 апреля 2024 года
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!