У книжной полки. Архиепископ Василий (Кривошеин). Спасенный Богом. Воспоминания. Письма родным

9 июля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

«Писать о событиях давно минувших дней – дело нелегкое. Как бы ярко ни запечатлелись в сознании действительно потрясающие события и переживания грозной эпохи революции и гражданской войны в России – все, что человек лично пережил, видел и слышал, со временем это стирается из памяти, особенно имена и даты. Да и сами переживания, чувства тех времен невольно окрашиваются последующими событиями жизни. Тем не менее, стоит записывать воспоминания, несмотря на то, что все это далекое и, кажется даже, чуждое прошлое. Оно разительно отличается от жизни настоящей, с ее иными интересами, иными запросами. Но все же такое сравнение может принести немалую пользу". Такими словами архиепископ Василий (Кривошеин) начинает свои воспоминания, составившие книгу, которую сегодня мы представляем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и называется - «Спасенные Богом: Воспоминания. Письма родным».

***

Свои воспоминания архиепископ Василий (в миру Всеволод Кривошеин) написал уже пожилым человеком, о годах своей ранней молодости: в смутные и тревожные годы революции и Гражданской войны ему было около девятнадцати лег. «Хочется высказаться, - отмечает Владыка, - ведь прошлое все ж таки живо, да и мне пришлось многое пережить, а поэтому есть, о чем рассказать. Не в смысле, конечно, большой истории — я был слишком молод и слишком незначительно было мое тогдашнее положение, чтобы я мог быть деятелем исторических событий. Но то, что я лично видел и слышал и что испытал, — это я постараюсь расска­зать, может быть недостаточно объективно, но прав­диво и до конца искренне, ничего не замалчивая, даже если это не всем понравится.

Я хочу рассказать о феврале 1917 года в Петрограде, о начале револю­ции и о кульминационном моменте Гражданской войны в России осенью 1919 года по обе стороны фронта. Рассказать, как Бог неоднократно спасал меня от, казалось бы, неминуемой смерти. Единственное, что я счел возможным добавить к этим «Воспоминаниям», - ряд примечаний, преимущественно исторического характера. Они уясняют обстановку описываемых мною событий и делают более понятным мой рассказ». К слову сказать, эти воспоминания подписаны В.А. Кривошеин (т.е. Всеволод Александрович Кривошеин), Владыка ставил сознательно свое мирское имя под теми воспоминаниями, которые относились к разряду «мирских», или «светско-гражданских». В тексте сохранены особенности авторской орфографии и стиля.

Вкратце о архиепископе Василии издатели пишут следующее. Родился он в Петербурге 19 июня 1900 г. в семье Александра Васильевича Кривошеина, министра земледелия и землеустройства в правительстве Государя Императора Николая II. Февральская революция застала Всеволода студентом филологического факультета Петроградского университета. И события, очевидцем которых он стал, потрясли его. Трое старших братьев Всеволода уже были в действующей армии. И он, переехав вскоре после начала революции в Москву, также решил вступить в ряды добровольческой армии. После он вспоминал: «Все в советском строе стало мне к тому времени неприемлемым и отвратным, и вместе с тем я осознал, что для меня нет в этом строе места. Я не в силах был сидеть, сложа руки».

Интересен рассказ молодого человека, когда перед дорогой его тетушка надела на него нательный образок великомученицы Варвары. Тогда еще будущий монах по своей малоцерковности не знал, что великомученица Варвара имеет дар спасать от неожиданной и насильственной смерти, и, тем не менее, он молился ей, как умел, всю дорогу. С Божией помощью он не раз уходил от, казалось, неминуемой смерти. Бог спасал его и от расстрелов, и от тюрьмы, и от ран, и от стихии. Поражение Деникина, Врангеля и Колчака привело к исходу Белой армии с юга России. Всеволод Кривошеин отступал вместе со всеми - из Новосибирска он прибыл в Каир, а потом в середине 1920 года в Константинополь.

В начале 1921 года он оказался в Париже со всеми оставшимися в живых членами своей семьи. Здесь Всеволод поступил в Сорбонну и одновременно принимал участие в съездах православной молодежи. В 1924 году он записался студентом в только что основанный митрополитом Евлогием Свято-Сергиевский институт, а через несколько месяцев отправился с группой студентов в паломничество на Святую Гору Афон. Это посещение настолько потрясло молодого человека, что он решил остаться на Афоне навсегда. На Святой Горе он провел более двадцати лет, здесь он принял постриг.

Первым его послушанием на Афоне была работа по починке облачения, а следующим – за два года выучить греческий язык в совершенстве. И он выучил современный греческий и древнегреческий языки и владел ими в совершенстве, не хуже, чем русским, французским и английским. Вскоре молодого монаха назначили монастырским секретарем-грамматиком. В его обязанности входила переписка с афонским Кинодом, Вселенской Патриархией и греческими правительственными учреждениями. Затем монах Василий стал членом монастырского Совета, и его почти ежегодно посылали вторым чрезвычайным представителем русского Пантелеймонова монастыря на общеафонские собрания. Надо сказать, что это были десятилетия далеко не лучшие для Святой Горы.

Когда в 1925 году Всеволод Кривошеин попал на Афон вместе с архимандритом Софронием (Сахаровым), братии в русском монастыре насчитывалось 550 человек, а вот в 1947 году в обители было уже всего 180 насельников. Одна из серьезных причин такого сокращения – это ограничительные меры греческих властей против приезда иностранцев на Афон. Это ограничение распространилось и на русских эмигрантов. Монах Василий, как монастырский секретарь и представитель в Киноде, многие годы боролся против таких мер. Понятно, что это вызвало недовольство у лиц, враждебных русскому монашеству на Афоне, а потому в сентябре 1947 года отец Василий вынужден был оставить Святую Гору. Прошло тридцать лет, прежде чем он опять ступил на эту благословенную землю, но уже как архипастырь Русской Православной Церкви.

Как отмечают издатели, удивительный путь прошел архиепископ Василий (Кривошеин), от студента-патриота, с нательным образом великомученицы Варвары, до известнейшего архипастыря, доктора богословия, знаменитейшего патролога, написавшего фундаментальные труды об аскетическом и догматическом учении святителя Григория Паламы и преподобного Симеона Нового Богослова. Можно только представить, сколько испытаний выпало на его долю, в какие тяжелые обстоятельства на грани физической смерти ставила его жизнь, а Бог всегда был рядом и всегда спасал его! О страшных днях революции и братоубийственной войны, безвозвратно перевернувшей жизнь прежней России, о чудесных путях Промысла Божия, который не оставлял его своим попечением на путях войны, о горечи потери родной страны и радости обретения заступления Божия свидетельствуют эти воспоминания.

***

Ценность этих воспоминаний в том, что они передают впечатления непосредственного очевидца. Но гораздо важнее их духовная значимость: будущий Владыка, что бы не случилось в его жизни, знал, что Господь хранит его, что Всеблагая воля Божия свершается во всем происходящем. В продолжение воспоминаний о Гражданской войне, в книге приведены письма послушника, инока и монаха Василия к своим близким. Счастье, что эти свидетельства его жизни на Афоне дошли до наших дней и тоже были спасены Богом. Нам они говорят о многом: не только о трудностях монашеской жизни, но и об огромной любви Владыки к Богу и людям. Его судьба, как и его пастырское и литературное наследие настолько интересны, что сегодня в России многие обращаются к этому многоценному опыту. А главное то, что жизненный путь архиепископа Василия освещала вера, которую он назвал «жемчужиной несравненной ценности».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы