У книжной полки. Д.Б. Солодовников. Служа России. Князья Черкасские в годы правления династии Романовых

15 июля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Прошло чуть более 100 лет со дня, когда Российская Империя в ее историческом, многовековом виде почти перестала существовать. Нет Российских Императоров, - помазанников Божиих, не существует в своем полном смысле и института дворянства. На смену той стране, спустя годы лихолетий и коммунистических заблуждений, падений и страшных ошибок, пришло государство новое, готовое внимать и принимать все то лучшее, что впитывало в себя Русское государ­ство последнюю 1000 лет. В этой многовековой истории России нашла свое почетное, неизгладимое место и история рода князей Черкасских. О сложном историческом пути, который совершил этот род в его представителях, рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она называется – «Служа России. Князья Черкасские в годы правления династии Романовых».

***

Княжеский род Черкасских берет свое начало от правите­лей древних северокавказских племен, выехавших в середине XVI века на службу Русскому Государю. Как говорится в книге, 15 июля 1561 года жители столицы Русского государства могли наблюдать торжественный въезд царских послов, сопровождающих несколько крытых кибиток, да иноземных витязей, шествующих верхом по улицам Москвы в сторону Кремлевского дворца царя Иоанна Васильевича. Это был истори­ческий въезд Черкесской княжны Гошаней (в крещении Марии), дочери Верховного князя-валия Кабарды Темрюка Идаровича. Уже год как скончалась царица Анастасия Романовна, первая супруга царя Иоанна Грозного. Озабоченный продолже­нием рода и укреплением государства, русский царь предпринимает попытку брака династического, отправив несколько официальных посольств в страны Запада и Северного Кавказа. Тогда как посольства в Европе терпели неуда­чи, в Черкесской стороне была найдена царю достойная партия, не только в семейном, но и политическом отношении.

Брак царя Иоанна Васильевича с кабардинской княжной привел к неоспоримому возвышению родственников Марии Темрюковны, в дальнейшем оказавших немалое влияние на историю Русско­го государства. Кабардинские властители вливались в ряды московской аристократии, принимали Православие и именовались князьями Черкасскими, тем самым основав новую фамилию и российский княжеский род. Своим доблестным служением Династии Романо­вых, своим Именем, они уже неразрывно сливались с русской историей и ее православной верой. Служа России, они нашли место и в истории древней московской обители, обретя в стенах Новоспасского монастыря, под сводом усыпальницы бояр Романовых Знаменского храма, место вечного упокоения.

По словам автора книги, Дениса Солодовникова, «вглядываясь в герб этого рода, утвержденного в 1798 году императором Павлом Петровичем по иници­ативе Петра и Алексея Александровичей Черкасских, и ознакомившись с его символизмом, мы невольно ощущаем тот сложный исторический путь, который совершил этот род в его представителях в эту последнюю 1000 лет. Щит герба, разделенный на четыре части, покрыт княжеской мантией и шапкой с пером в виде чалмы с возложенной золотой короной, которая символизирует родоначальника князей Черкасских - Инала, потомка султа­нов Египетских. В первом красном поле щита - черкес в золотой епанче и княжеской шапке с пером, скачущий на белом коне в золотой сбруе - озна­чает «воинские издревле подвиги рода».

Во второй голубой части, меж трех шестиугольных серебряных звезд, изображены крестообразно две острием поднятые вверх серебряных стрелы, на которых поставлен щит крас­ного цвета с серебряным на нем полумесяцем - означает владение князь­ями Черкасскими Кабардинской землей. Эти два первых геральдических изображения, пожалуй, самые древние, - являлись эмблемами «Кабардин­ских земель» и «Черкесских и горских князей» с XVI века и зафиксированы в Титулярнике 1672 года. В следующем, третьем, серебряном поле мы видим натурального цвета льва, держащего в передних лапах натянутый лук со стрелой, что символизирует собой военное искусство черкес и «храбрость предводительствовавших их князей». В четвертом золотом поле мы видим двух перпендикулярно перевившихся натурального цвета змей, что символизирует собой как легенду о египетском происхождении рода, так и супружеские связи с представителями царского Дома Романовых.

Более 10-ти представителей князей Черкасских, о которых рассказывает автор на страницах этой книги, некогда восседало в составе Боярской думы, входило в судебные, административные и военные органы государственной власти. «От Государей они были жалованы разными почестями и знаками Монарших милостей, и в жалованных грамотах всегда имянованы были Князьями». Почти все мужчины этого рода участвовали во всех главных баталиях Русского государства на протяжении последних пяти веков. Многие годы их заслугой является обеспечение стабильности по всей границе Северного Кавказа.

И, несмотря на то, что с середины XIX-го и начала ХХ-го века мы почти не прослеживаем громких имен представителей рода Черкасских, тем не менее, по словам автора, мы зачастую встречаем их присутствие в нашей современной, повседневной жизни. Скажем, гуляя в центре Москвы, рядом с Красной площадью вдруг выходим на Большой или Малый Черкасский переулок, или, посещая родовую усадьбу Черкасских - Останкино, удивляемся красоте и величию Троицкого собора. Все земли современных московских районов - Марьиной рощи, Новогиреево, Вешняков, Перово, Красной Пахры - принадлежали Черкасским. До настоящего времени еще сохрани­лись пруды и Спасский храм усадьбы Черкасских - Гиреево.

Подмосковная усадьба Черкизово, Бахтимерево, Старки, усадьба Воронино в Ленинград­ской области, усадьба Черкасское Пачелмского района Пензенской обла­сти, московская городская усадьба Черкасской-Баскакова, даже знамени­тое подмосковное Архангельское так или иначе обязано своим нынешним существованием князьям Черкасским. А сколько православных храмов было возведено князьями Черкасскими в России, многие из которых сохранились до наших дней! Пожалуй, особенно остается благодарен князьям Нижегородский Свято-Троицкий Островоезерский монастырь. Ведь с 1588 по 1743 годы не одно поколе­ние Черкасских было строителями и благоукрасителями этой обители. Почти все существовавшие и ныне существующие каменные храмы, стро­ения, келейные корпуса и даже ограда, - все это дело любви и попечения князей Черкасских об этом святом месте.

Находясь же в московском Новоспасском монастыре, мы можем сейчас зайти и в Никольский храм - личный вклад князя Якова Куденетовича, а также непременно посетить храм-усыпальницу Знаменского храма и почтить память всех здесь погребенных от рода князей Черкасских. В этой книге автор постарался рассказать не только об истории возникновения рода князей Черкасских охватить нелегкие и судьбоносные этапы их становления в период до воцарения Романовых в 1613 году, но и проследить последующий ход развития рода с его подвигами и деяниями во славу Российской Империи. По словам издателей, эта книга может быть полезна не только специалистам, но и всем интересующимся вопросами отечественной истории и культуры.

***

Это издание является началом совместных проектов Общественного Фонда по содействию в сохранении и развитии исторических, культурных и духовных ценностей «Царский путь» и Сергиевского Мемориального Фонда, целью которых является сохранение дружбы и единства многонациональной России путем проведения большой совместной научно-просветительской деятельности. Название книги - «Служа России» - выбрано не случайно. В этом названии заложен посыл - продолжить серию книг, посвященных историческим личностям, представляющим те или иные народы, показавшим своим доблестным служением и верностью Русскому государству достойный пример современному поколению.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать