У книжной полки. Митрополит Омский и Таврический Владимир. Слова в дни памяти особо чтимых святых. Книга четвертая

20 августа 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Издательство «Сибирская Благозвонница» про­должает публикацию богослужебных проповедей митрополита Омского и Таврического Владимира. Новая его часть называется «Слова в дни памяти особо чтимых святых». Эти Слова являются своего рода логичным продолжением серий «Вечное сокровище», «Врата покаяния» и «Сияние Пасхи», где толковались литургические Евангельские и Апостольские чтения на весь богослужебный год. В эту книгу, уже четвертую по счету, вошли богослужебные проповеди Владыки, посвященные празднованию святых, вспоминаемых Церковью в августе.

***

Книга «Слова в дни памяти особо чтимых святых. Книга четвертая» представляет собой сборник из двадцати одной богослужебной проповеди митрополита Омского и Таврического Владимира, которые посвящены памяти отдельных святых Вселенской Церкви и Русской Церкви, соборам, а также отдельным событиям, связанным с ними (день кончины, обретения мощей, проставления и т.п.), охватывая месяц август. В этих проповедях житийные материалы совмещаются с современной духовно-нравственной проблематикой, историческими оценками и духовными уроками, преломляясь через личный многолетний опыт архипастырского служения автора.

Традиционно многие церковные проповедники наряду с толкованием чтений из Священного Писания посвящали свои проповеди изложению житий святых угодников Божиих. Ибо, как писал преподобный Иоанн Дамаскин, «невозможно не праздновать памяти святых». Всей своей книгой митрополит Владимир побуждает нас интересоваться и изучать жизнь святых угодников Божиих. В чем же их необычность и особенность? По словам Владыки, «святые Божии обладают чистейшим сердцем и чистейшим разумом: именно из этого проистекает свойственный им дар прозрения. Внутренним взором святые видят других людей не такими, какими те хотят казаться, а каковы они есть: как по открытой книге, читают их мысли, прозревают их души до глубины. Радостно угоднику Божию созерцать сокровенный свет души ближнего, но тем больнее видеть ему и темные пятна, омрачающие возлюбленный образ Божий».

Нередко прозревали угодники Божии и будущее нашей страны. Так, например, великий печальник земли Русской прозорливый старец Серафим знал об ужасах, ожидавших наше Отечество. Как говорит автор, «однажды преподобный Серафим взмолился ко Господу, прося лишить его Царствия Небесного, но отвести от России грядущие бедствия. Правосудный Бог не внял этому прошению угодника Своего: к тому времени нечестие пустило уже слишком глубокие корни в русском народе. И вот, когда настала лютая година, когда богоборцы повлекли на распятие Русь Православную, преподобный Серафим предал им на поругание и честные останки свои. В 1991 году чудотворные мощи Серафима Саровского вновь явились православному русскому народу. Среди лета запоют Пасху – так пророчествовал о будущих своих торжествах преподобный Серафим Саровский». Произошло на заре прошлого века, когда саровский старец был прославлен. 

Как отмечает владыка Владимир, в том, что святые внутренним взором видят других людей, их харизматическая ценность, и помощь для человека: «Благодаря чистоте сердца и разума святые Господни являются лучшими знатоками человеческой психологии и наилучшими наставниками человеческой жизни: указателями путей к бессмертному счастью в Царстве Отца Небесного». Так, например, по словам автора, «святитель Митрофан Воронежский учит нас мерности – мудрой умеренности в словах, делах и поступках, терпеливому и терпимому, любовному отношению к людям. Угодник Божий призывает нас видеть в каждом человеке его лучшие черты, на каждого смотреть с любовью христианской: ведь в каждой душе сокрыт святой образ Божий и за всех излил на Кресте Пречистую Кровь наш Спаситель».

А «вестники Царствия Божия на земле, подобные святому Антонию Римлянину, - по словам автора, - являют нам зрелище того, как могуч и прекрасен становится человек в единении с Всевышним. Не нам, немощным, - говорит архипастырь, - мечтать о свершенных преподобным Антонием поразительных подвигах, но мы можем и должны усвоить уроки его жития, спасительные для каждого. Святой Антоний ценил Небесное выше земного, избегал греховной суеты, ревновал об истинной вере и отстаивал ее вопреки отступничеству большинства своих соотечественников, был благочестив, пламенел любовью к ближним и к Господу. Всем этим добродетелям мы можем по мере своих сил подражать, да сподобит и нас Милосердный Бог узреть спасение».

Как отмечает митрополит Владимир, «в большинстве случаев святые отцы обладают и тонким чувством красоты слова, ибо созерцают красоту Божественную, отражающуюся во всем лучшем, что есть во временном мире. Святоотеческие творения и духовная литература в целом не только неизмеримо превосходят по возвышенности и глубине мысли мирскую философию и литературу, но зачастую не уступают и даже превосходят их в формальном воплощении: стилистике, образности и прочих эстетических красотах, хотя красота формы для духовного слова и не является самоцелью. В России художественным совершенством отличались произведения преподобного Нестора Летописца, святителей Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова), архиепископа Херсонского Иннокентия и иных многих. Известно, как гениальный А. С. Пушкин преклонился перед внезапной вспышкой поэтического таланта митрополита Московского Филарета.

Однако, как говорит владыка, - в обществе имена духовных писателей отнюдь не овеяны столь громкой славой, как имена мирских литераторов, и духовные произведения отнюдь не имеют столь массового распространения, как мирская изящная словесность. Причина тому — человеческая леность и нежелание искать себе истинного блага. Духовная литература не только доставляет эстетическое наслаждение, чтение ее — это еще и очень нелегкий труд: постижение Божественных истин требует напряженного внимания, при этом пробуждается совесть, зовущая грешника отказаться от пагубных услад, а для падшей души, это весьма больно. Известен афоризм: поэзия - путь покаяния, религия - путь спасения». И этот путь спасения заключается для нас, по словам автора, в подражании святым угодникам Божиим.

«Дорогие во Христе отцы, братья и сестры! – говорит Владыка в одной из проповедей. - Лучший способ почитания святых — подражать их жизни и следовать их наставлениям, по слову апостола Павла: подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4, 16). Многому и мы можем научиться у них: и упорному труду, и терпеливому преодолению трудностей, и смирению, и самоотверженной готовности пожертвовать всем ради Господа и ближних... Но главное — искренней, горячей вере в Бога, упованию на Него, любви к Нему и стремлению всегда и во всем, при любых обстоятельствах следовать Его заповедям. Без веры, упования и любви все перечисленное выше не имело бы никакого смысла — да и попросту было бы невозможно. Будем же стараться уподобиться во всем этом преподобным отцам нашим».

***

Как отмечают издатели, святые во все века являют нам идеал христианского внутреннего со­вершенствования и показывают путь преодоления всех искушений на пути к святости и спасению. О жизни святых митрополит Владимир говорит просто, но ярко и убедительно. Этот сборник проповедей архипастыря поможет осмысленно участвовать в богослужебной молитве избранному святому. Полезной окажется данная книга и для священников при составлении проповеди, и в целом, как надеется редакция, найдет своего самого широкого благодарного читателя.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​