У книжной полки. Блаженнейший Онуфрий, митрополит Киевский и всея Украины. Слова, послания, ответы

25 июня 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

25 июня Святая Церковь чтит память преподобного Онуфрия Великого, который прославился своим отшельническим богоугодным житием, провел много лет в пустыне в посте и молитве. В 1971 году древний подвижник стал святым покровителем новопостриженного инока Онуфрия, явлющимся в настоящее время Предстоятелем Украинской Православной Церкви. Молитвенно обращается митрополит Онуфрий к своему небесному заступнику с просьбой о том, чтоб Господь укрепил его внутреннюю пустыню, в которую каждый человек хочет хоть на время скрыться, находясь на многолюдных и многопопечительных дорогах этой временной жизни.  А именно такой и является жизнь архипастыря и Предстоятеля Церкви. И сегодня, в день именин Владыки мы предлагаем вашему вниманию его новую книгу, которая вышла в свет в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и называется – «Слова, послания, ответы».

***

В этой книге собраны слова и послания, а также ответы на вопросы Блаженнейшего Онуфрия, Митрополита Киевского и всея Украины, касающиеся различных аспектов духовной и общественной жизни. Они были размещены в различных средствах массовой информации за 2015-2018 годы. Для большей актуализации ответы Предстоятеля Украинской Православной Церкви на вопросы журналистов даны в обратном хронологическом порядке. Текст печатается с сохранением особенностей стиля, орфографии, пунктуации автора. Это уже вторая книга митрополита Онуфрия, со страниц которой звучит голос мудрого архипастыря, укрепляющий православных христиан на нелегких путях духовной жизни.

Владыка Онуфрий говорит о вере, о добродетелях и борьбе со страстями, о том, что человек, подобно орлу, должен возвышаться к Небу над всем земным. Архипастырь снова и снова напоминает, что весь смысл нашей жизни в том, чтобы мы жили со Христом, чтоб выстраивая свою жизнь, мы смотрели не на похвалу людскую, но думали, как к этому отнесется Бог. «Главная цель жизни христианина, - отмечает Владыка, — подчинение своей воли воле Божией. Тот человек, который руководствуется Божественным Законом, а не своим желанием, — отрекается от себя, то есть он говорит: «Я хочу совершить что-то греховное, но Священное Писание говорит, что этого нельзя делать, поэтому я отрекаюсь от своих желаний и делаю то, чего хочет Бог». Люди, которые с этим не согласны и считают свои желания высшей инстанцией, зря надеются, что тем самым приносят пользу своей душе.

По словам архипастыря, жизнь человека не кратковременна, она — вечна. На земле только ее старт, но после перехода в вечность эта жизнь продолжается, и очень важно для человека, чтобы он имел в этом мире жизнь, которая была бы жизнью, а не мукой. А чтобы в будущем иметь жизнь, «смешанную с радостью, а не со скрежетом зубов», нужно свои действия согласовывать со Святым Писанием. Возможно, над нами будут смеяться, скажут, что мы не современные, не идем в ногу со временем, — не важно. Не нужно реагировать на похвалу людскую, а нужно думать, как к этому отнесется Бог». Так, например, рассказывая о себе, Владыка вспоминает следующее: «Дни моей юности, молодости — это было жестокое атеистическое время. Боролись с Богом, с верой, со всем духовным. Священники, их дети и те, кто ходил в храм, считались людьми второго или третьего сорта; над ними глумились, смеялись, их презирали, оскорбляли на всех уровнях — начиная с каких-либо официальных мероприятий (собрания молодежи, рабочих на фабрике или колхозников) и заканчивая школой и улицей. Это считалось нормой, и мы к этому привыкли.

Конечно, - признается Владыка, - в глубине души бывало обидно, но сожаления или желания изменить себя только ради того, чтобы перестали издеваться, не возникало. Можно было отказаться от Бога, перестать ходить в церковь — оскорбления прекратились бы. Но таких мыслей не было никогда. И прежде чем поступить в семинарию, я много об этом думал, внутренне себя готовил. Меня тянуло на этот путь, и я понимал, что на этом пути не будет легко, что чисто по-человечески меня ожидают позор и поношения. Но не этого я боялся. Страшно было, что не поступлю. Что приеду домой, и надо мной будут смеяться, мол, хотел стать попом, а мозгов не хватило. Так что для себя я решил, что, если не поступлю, назад не возвращаюсь. Останусь в монастыре, буду нести послушания, готовиться и поступать на следующий год».

Вот такие планы были у будущего архипастыря, который уже тогда решил свою жизнь посвятить Богу. Монашеский постриг он принял в 3-м классе Московской духовной семинарии, где его первым наставником стал архимандрит Кирилл (Павлов), духовник Троице-Сергиевой Лавры. По словам Владыки, «отец Кирилл учил смирению и любви к людям. Батюшка часто говорил, что Богу приятнее смиренный грешник, нежели гордый праведник». Об этом сегодня напоминает архипастырь и нам в своих проповедях. Например, говорит о том, что «грех является духовной болезнью. Эта болезнь, как правило, порождает гордыню. Поэтому Господь дает человеку лекарства от гордости. Вот этими лекарствами, которыми Господь врачует нашу гордыню, являются наши ближние, которые часто делают то, что нам не нравится. Если мы терпим ближних и благодарим Бога за это, значит, мы принимаем это лекарство от Небесного Врача, исцеляемся и становимся способными войти в жизнь вечную. Если нет, то мы не можем войти в Царство Небесное. Царство Небесное так устроено, что ничто не­чистое и больное туда не входит. Туда нужно вой­ти в чистой одежде и здоровыми».

При этом, как отмечает архипастырь, нам не следует убегать от Бога, когда Он хочет нас исправить. «Когда мы телесно болеем, - говорит он, - то идем к врачу, который выписывает нам лекарства. Они горькие не добрые, но эти таблетки лечат наши бо­лезни. Мы не умеем каяться, грешим хорошо, а каемся слабо. Скорби и болезни восполняют недостаток нашего покаяния. И скорби, и болезни — это горькое лекарство. Но не нужно бежать от Бога, когда Он пытается нас исправить, потому что тогда мы себя обрекаем на погибель. Надо с благодарностью принимать «таблетки духовные», и тогда мы получим исцеление». «Чтобы войти в жизнь вечную, - наставляет Владыка Онуфрий, - человек должен выполнять Заповеди Господни. Эти Заповеди определяют то пространство, в котором он должен находиться, чтобы достигнуть спасения. Исполняя заповеди, христианин воспитывает в себе желание быть с Богом, и тогда, видя это желание, Господь дарует такому человеку спасение».

Земная жизнь, по словам Владыки, — это сон, после которого человек проснется и предстанет на суде Христовом. Блажен человек, который помнит об этом: «Помни последняя твоя, и вовек не согрешишь» (Сир. 7, 39). Если человек помнит о своем назначении, осознает сущность настоящей и будущей жизни, то это удерживает его от многих грехов и помогает сохранить невредимым образ Божий в себе и идти верным путем ко Христу. Наша земля — это временное убежище, которое мы вынуждены будем когда-то оставить. Хотим мы этого или не хотим. И перейти в вечную Родину, которая называется Царство Небесное». И поэтому, как свидетельствует Владыка, «человек, вверивший себя Богу, рад и счастлив до бесконечности только потому, что находится в ру­ках Божиих. Ему больше ничего не нужно. Если он просит что-то у Бога, то только для блага ближ­него — для его телесных нужд и, главное, для его духовного спасения».

То, что говорит владыка Онуфрий, исходит из его духовного и жизненного опыта. И вроде слышишь простые слова, но каждое из них, буквально пропитано духовным опытом. Как отмечает архимандрит Виктор (Коцаба), «каждое его слово пережито им, оно прошло через душу, через сердце. Речь Блаженнейшего – это не какая-то теория, которую можно прочитать в книгах, а жизненная практика. Сколько сложных ситуаций он пережил, что уже на опыте знает выходы из трудных положений. Сам через все прошел и самостоятельно искал выход». Как свидетельствует епископ Климент (Вечеря), «очень многие люди, которые живут не только в Украине, но и за ее границами, на разных материках, счастливы, что когда-то в своей жизни встретились с Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием, смогли с ним пообщаться, получить духовный совет или попросить его молитв». Тем же, кто не может лично встретиться с Владыкой, могут найти его духовные наставления и советы на страницах этой книги. 

***

Завершая нашу программу, снова вспомним, что сегодня Святая Церковь чтит память преподобного Онуфрия, который в десятилетнем возрасте ушел в пустыню, желая подражать святым пророкам Илии и Иоанну Предтече. Много скорбей и искушений претерпел пустынник, но милость Господня никогда не покидала его. Своей жизнью он засвидетельствовал непреходящую актуальность евангельских ценностей – любви к Богу и ближнему, несокрушимой веры, милосердия и глубочайшего смирения. Именно пример преподобного Онуфрия Великого, по словам Предстоятеля Украинской Церкви, должен вдохновлять нас на ревность в служении Господу и преданность канонам и уставам Церкви. Об этом и многом другом говорит Владыка Онуфрий на страницах этой книги.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать