У книжной полки. Архимандрит Наум (Байбородин). Слова на двунадесятые праздники

4 июня 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Из Священного Писания мы знаем, что в Ветхом Завете праздничные дни были указаны и узаконены Самим Богом. Начиная с первого века, имеет свои праздники и Новозаветная Церковь. Самый главный и древнейший праздник - это Пасха, а за ней следуют Господские и Богородичные праздники, которые Церковь именует двунадесятыми. Они посвящены важнейшим событиям земной жизни Господа и Божией Матери и являются цен­тром богослужебной жизни нашей Церкви. Тексты служб этих дней наполнены размышлениями о тай­не Домостроительства нашего спасения, а значит, учат нас самому важному - вере в Бога, надежде на Него и любви к Нему. И, конечно, об этом говорят пастыри и архипастыри в своих проповедях в праздничные дни. Именно проповеди и составили книгу, которая вышла в свет в издательстве Сибирская Благозвонница и называется - «Слова на двунадесятые праздники».

***

Сегодня мы продолжаем знакомить вас с книгами известного в России и далеко за ее пределами духовника и старца, почившего в 2017 году архимандрита Троице-Сергиевой лавры отца Наума (Байбородина). Издательство «Сибирская Благозвонница» в течение многих лет издавала сборники, составленные отцом Наумом, которые из-за скромности составителя были подписаны псевдонимом Н. С. Посадский. В настоящее время авторские труды и проповеди отца Наума издаются, и уже под его собственным именем. Так, в этот сборник вошли проповеди отца Наума на двенадцать вели­ких церковных праздников, называемых двунадесятыми. Круг этих праздников, распределенных по всему году, — это золотая церковная ограда, внутри которой находит прибежище всякий христианин, желающий жить жизнью Церкви, приблизиться к Богу и стяжать личное общение с Ним.

Как отмечают издатели, отец Наум неустанно учил всех приходя­щих к нему о необходимости такого общения, о нужности участия в Таинствах церковных, а также участия, сердечного и умственно­го, в земном пути Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистой Матери. Тому, кто со всем вниманием вникает в события Свя­щенной истории Нового Завета, сопоставляет их с Ветхим Заветом, а также с житиями христианских святых или даже с чудесными случаями из жизни наших современников, открывается бездна премудрости Божией в деле нашего спасения. И в своих пропове­дях отец Наум наглядно показывает это, при­зывая нас к самому важному — любви к Богу и верности Ему, а также любви и благодар­ности Его Пречистой Матери. Проповеди батюшки отличаются простотой, до­ходчивостью и красотой изложения и об­ращены ко всем, кто стремится к духовной жизни во Христе в непростых условиях со­временности.

Взять к примеру слово отца Наума, сказанное на Пасху в 1999 году. «Великая радость для нас, - говорит батюшка, - мы прославля­ем Христово Воскресение. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1 Кор. 15,22). Каким праведным был Адам! Ради него в мире все благоухало. Звери были покорные, тихие, не было болезней, не было громов, молний, землетрясений. Но когда Адам согрешил, отпал от Бога, то стал вместо него князем мира сего диавол и научил людей жить по-новому. И мы знаем из истории, как люди жили, какое было беззаконие, какое преступление, кро­вопролитие, служение диаволу. И Господь Сам пришел, чтобы испра­вить вселенную, стал человеком. Мы часто слышим на богослужении: «Христос истинный Бог наш...» — здесь, по словам отца Наума, - заключен глубокий смысл.

Иисус Христос, Сын Божий, мир со­творил, эту прекрасную вселенную, а при­шел как потомок Адама и ходил по земле как простой человек. Какие славные чудеса Он совершал! И какое Он смирение явил! Так и называется — Божественное смире­ние. Люди не могли так смиряться, как Сын Божий, Сын Человеческий, и Он явил при­мер смирения для нас. И говорит нам: Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11,29)». Как отмечает батюшка, «до сих пор столько много ученых, богатых людей не хотят принять Еванге­лие. «Как это так? — недоумевают они. — Ваш Бог висит на кресте, Он к злодеям причтен. Как же мы можем веровать в ва­шего Бога и покоряться Ему?» Да, - говорит старец, - это ве­ликая тайна, великое смирение. Господь шел на страдания, чтобы даровать нам спа­сение, с великим желанием.

Помните из Евангелия, как Петр отговаривал Его: «Не ходи во Иудею, мы узнали, достоверно уже знаем, что Тебя там хотят предать смерти». Кажется, по человеческому рассуждению, он о спасении Его думал, о сохранении Его жизни заботился. Но Господь сказал: Иди за Мною, сатано: яко не мыслиши, яже суть Божия, но яже человеческа (Мк. 8, 33; Мф. 16, 23) — т.е. отой­ди от Меня, сатана, ты думаешь о челове­ческом, а не о Божественном. И раз была клятва смертию умрешь (Быт. 2,17) перво­му Адаму, то второй Адам, чтобы нас восставить, эту клятву взял на Себя. Он понес на Себе преступление Адамово, Он понес на плечах Своих все грехи рода человеческо­го, как говорит пророк Исайя: Той же язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за без­закония наша... яко Овча на заколение веде-ся (Не. 53,5,7). Он желал пострадать за на­род, желал предать дух Свой, желал, чтобы по воскресении Своем плоды воскресения даровать человеку».

По словам архимандрита Наума, это «великая тайна Божественной любви!» И только кто ответную любовь проявит к Богу, тот может получить спасение. Об этом мы должны помнить, празднуя Великий день Светлого Христова Воскресения! И не только в сам день Пасхи и сорок последующих дней, но и постоянно размышлять на протяжении всей жизни. «Будем, - наставляет старец, - уподобляться Христу, Богородице и угодникам Божиим, непрестанно молиться, любить Церковь, посты, избегать всякого греха. И тогда мы познаем здесь воскресение нашей души, познаем, как она радуется в скорбях, бо­лезнях, как она ищет Бога, плачет о греш­никах, о погибающих людях, как она нахо­дит богообщение в молитве, чтении слова Божия». «И если этим путем, братья и сестры, мы пойдем, то и Господь возрадуется, и Матерь Божия укрепит нас, покров Богородицы будет над нами. И мы познаем тайну спасе­ния».

Так говорил батюшка в день Пасхи Христовой 20 лет назад (полностью это слово читайте на страницах книги). А мы, в преддверии праздника Вознесения Господня, перейдем к другой проповеди батюшки, которую он произнес в 1995 году. Прочитаем также только ее фрагмент. «В нынешний день, - говорит отец Наум, - великий праздник для нас — Вознесение на небо Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Господь совершил тайну спасения рода человеческого: взял грехи всех людей, пострадал на Голгофе и воскрес. Господь сорок дней пребывал с учениками Своими, являясь им по Воскре­сении Своем, возвещал им тайны Царствия Божия, учил, как проповедовать Еванге­лие, как утверждать Церковь, утверждать таинства, и после прощальной беседы Он вознесся на небо. И смотрели ученики с трепетом на небо во время восхождения Его, а Ангелы Божии с высоты небесной взирали на это чуд­ное, что происходило на горе Елеонской.

Как отмечает старец, много священных мест и гор в памяти каждого христианина. Мы почитаем и про­славляем чудные события истории челове­чества, которые совершились на горах Ара­рат, Мориа, Амага, Синай, Фавор, Сион, Голгофа, Елеон. И в нынешний день прославляется гора Елеонская. Кто бывал в Иерусалиме и путешествовал по Святой Земле, много рассказывают о ней. И батюшка в своей проповеди тоже обращает внимание слушателей к этому святому месту. В частности, он отмечает: «Господь ночи... проводил на горе, на­зываемой Елеонскою, — говорит еванге­лист Лука (Лк. 21, 37), с этой горы Он вознесся на небо и воссел одесную Бога (Мк. 16, 19). На вершине горы почитает­ся камень, на котором остался отпечаток левой стопы Спасителя при Его Возне­сении. И здесь, на горе Вознесения, — а считается она самой высо­кой из всех гор и холмов вокруг Иерусали­ма — стоит высокая колокольня высотой в 60 метров. Называется эта колокольня «Русская свеча». Когда туда поднимают­ся паломники, то пред ними открывается чудный вид на Святой Град и его окрестно­сти, вплоть до Средиземного моря, на Иор­дан, на Мертвое море — все вокруг откры­то. И взирая на такую обширную картину, паломники вспоминают великие события, чудеса Божии, подвиги и труды пустынножителей, которые вокруг Иерусалима подвизались и на горе Синайской». Об этом напоминает и отец Наум в своей проповеди, познакомиться с которой вы сможете, открыв эту книгу.

***

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «У христианина каждый день - праздник. Потому как Христос сказал о Себе: «Я с вами во все дни до скончания века», и мы можем всегда праздновать Богоявление». По словам архимандрита Наума, «Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, Своим воплощением, жизнью, учением, страданием, смертью, сошествием во ад, Воскресением, Вознесе­нием и прославлением по человечеству от Бога Отца даровал все потребное для спа­сения людей — стал Искупителем всего человечества, Освободителем от греха, осуждения и смерти». Все важнейшие события из земной жизни Господа, а также Матери Божией, проживаем мы в дни двунадесятых праздников. Они являются центром богослужебной жизни нашей Церкви и о них говорит батюшка в своих проповедях. Литературное наследие архимандрита Наума десяток толстых томов, в которых собраны «жемчужины духовного опыта». Мы надеемся, - говорят издатели, - что знакомство с творчеством архимандрита Наума принесет духовную пользу всем читателям.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать