Аудио |
|
Скачать .mp3 |
13 июня 1727 года на 72-м году жизни отошел ко Господу митрополит Филофей (Лещинский). Закончилась земная жизнь архипастыря, которому обязаны началом своего христианского просвещения многие коренные народы Сибири. Но пребывая в селениях праведных, святитель Филофей, по-прежнему заботится о православных христианах, просящих его молитвенного предстательства пред Богом. И не забыты его труды - архипастырские, миссионерские, просветительские - они поистине огромны. Долгие годы мощи сибирского чудотворца находились под спудом, но в 2006 году они были обретены и перенесены в Тюменский Свято-Троицкий монастырь, в обитель, которую праведный святитель избрал местом своего жительства и упокоения. Обо всем этом рассказывает книга, которую мы предлагаем вниманию наших юных зрителей. Она вышла в свет в издательстве Русская неделя и называется – «Сказ о святом Филофее, Сибирском чудотворце».
Итак, эта книга, написанная для детей, поведает юному читателю житие святителя Филофея (Лещинского), митрополита Тобольского, равноапостольного просветителя Сибири. Он сам крестил более сорока тысяч остяков и вогулов (нынешние ханты и манси), совершал миссионерские поездки до Китая и Монголии. Он основал сибирский театр и древнейшую в Сибири Тобольскую семинарию и являл собой редкий предмет святости, когда вместе с архиерейским чином сочетал схимнический постриг. О том, как все начиналось, автор Мирослав Юрьевич Бакулин рассказывает так: «Давным-давно в непроходимых лесах Украины охотился король Сигизмунд. Вокруг охотников была непролазная чаща, и скоро король отстал от своей свиты. Вдруг он увидел дикого кабана, который со всей мочи несся на него.
Еще мгновенье и кабан, наверное, растерзал бы бедного Сигизмунда, но король стал во весь голос молиться: «Господи, помилуй! Господи, спаси!» На его голос вовремя подоспела помощь и несколько лучников сразили кабана. Спасшийся чудом король приказал сделать земляные укрепления и назвал их «королевский замок», по-польски Крулевец. Вот в этом-то местечке, в 1650 году, в семье небогатых людей Симеона и Марии Лещинских и родился мальчик, будущий святитель. Рос он добрым и хорошим, а когда подрос, родители отдали его учиться в Киевскую семинарию. После ее окончания он встретил добрую девушку, женился и стал священником. Однако счастье его было недолгим, жена умерла, и он стал монахом с именем Филофей, по-русски это значит Боголюб, всю свою будущую жизнь посвятив Господу нашему, Иисусу Христу.
Монахом он был добрым и ревностным: много молился и постился. Другие монахи любили и уважали его. За что его сделали управителем большого монастыря. Этот монастырь был в запустении, и Филофей принялся за строительство и украшение Божиих церквей. Об этом удивительном монахе, который совмещает и молитвенный и строительный труд, скоро узнал сам царь Петр Первый и приехал навестить этот монастырь. В управителе монастыря государь увидел человека смиренного, доброго и деятельного, которому можно поручить самое ответственное задание. И скоро такое задание нашлось. Филофея возвели во епископа и царь своим указом отправил его управлять огромной Сибирской епархией. Пределами ее были на севере — Ледовитый океан, на востоке — Тихий океан, на юге - земли, подвластные китайскому императору, а на западе — Урал. А это около пяти тысяч километров в длину и одной тысячи километров в ширину».
Как отмечает автор, «Сибирь — это земля с суровой погодой и даже вечной мерзлотой. На необозримых просторах жило здесь большое количество народов, которые вообще ничего не знали о вере Христовой и поклонялись идолам. Для проповеди Слова Божьего требовалось множество священников, но ведь их нужно было где-то научить грамоте, Закону Божию, Таинствам Святой Церкви и порядку Богослужения. Где же? Тогда епископ Филофей устроил в Тобольске семинарию, подобную Киевской, в которой учился сам в юности. Со всей России привез он для преподавания ученых и образованных людей. В этой семинарии и поныне, триста лет спустя, учатся будущие священники. Как добрый архиерей, не забывал Филофей и малых деток. Образовывал для них школы, следил, чтобы исправно умели читать и писать, а также тепло веровали в Бога и любили родную Церковь.
Велика была епархия Филофея, но он сумел собрать всех священников на общий Собор в Тобольске, где каждого приободрил, помог всем, кто в чем нуждался, и ввел единообразие в богослужении. Скоро епископа Филофея возвели в сан митрополита. В суровом Сибирском крае он основал более четырехсот церквей. Более всего он любил Свято-Троицкий монастырь в Тюмени. Но русская пословица гласит: «Храм не в бревнах, а в ребрах». Церковь не стены, Церковь — это люди. Об этом думал и переживал митрополит Филофей, как же привлечь людей в Церковь? О том, что придумал святитель, и что произошло с ним дальше, читатели узнают, открыв эту книгу. Мы же перенесемся в наши дни, в древний город Тюмень, стоящий на высоком берегу реки Туры. Как повествует автор, «больше четырехсот двадцати лет назад основали этот город казаки. Живет здесь веселый народ — сибиряки. Славны они своими золотыми руками, за что ни возьмутся — все хорошо выходит».
Самое старое каменное здание города — Свято-Троицкий монастырь - любимое детище святителя Филофея. Высоко стоит он на пригорочке и все улицы города ведут к нему. Здесь он провёл большую часть своей сибирской жизни. Здесь, в тишине монашеской келий, он молился, читал и писал духовные произведения, занимался напряженной духовной и религиозно-просветительской работой. Отсюда уходил он на миссионерские труды, сюда же и возвращался. Здесь же он и был похоронен. «Из скромности и смирения святитель приказал после смерти похоронить себя перед входом в Троицкую церковь, чтобы всякий входящий в храм попирал его могилу». Завещание святителя было исполнено, но потом мощи были перезахоронены. В годы лихолетья древний Троицкий монастырь был разорен, и как повествует автор, его «превратили в место, где тракторы чинят, а не Божье дело делают. Людям запретили Богу молиться, многие в городе от страха тоже безбожниками сделались. Иные из священников приняли за Христа смерть, сделались Его святыми мучениками».
Долго ли, коротко ли, много времени утекло, но вот вновь настало время мирное. Снова спокойно и весело зажилось сибирякам. Рыбу ловят, хлеб растят, да нефть добывают. Да вот только Троицкий-то монастырь так и стоит разоренный, без окон, без дверей, не сияют в нем золотые иконы, нету крестов на куполах». И отправил тогда «митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий своего помощника — монаха Тихона святой монастырь Троицкий восстановить, церкви Божии починить, да и сибиряков приободрить: есть над ними Господня воля». И взялся отец Тихон за дело, и помощники у него появились. А однажды пришла к нему таинственная старушка и передала письмо, в котором говорилось, где нужно искать мощи святителя. И вскоре главная святыня монастыря была найдена.
Как повествует автор, «собрался православный люд и Крестным ходом решил перенести мощи обратно в Троицкий монастырь. Да легко сказать, не просто сделать. Только взошел Крестный ход на мост через реку, как зашатался мост, заскрипели стропила. Это духи злые зашумели, ветрами задули, стали мост раскачивать. Взмолились люди православные ко святому Филофею, чтобы умолил он Господа. И остановил Господь того моста качание. Возликовали люди тюменские, перенесли мощи святого Филофея в Троицкий монастырь, отслужили службу Божию и поблагодарили святого за помощь небесную. С тех пор празднуют 21 октября память о перенесении мощей святителя Филофея, Сибирского чудотворца». А о том, почему так велик святой в очах Божиих, рассказывает эта книга.
*** «Избранный Богом на апостольское служение во стране Сибирстей, истинный ревнителю монашескаго жития и благочестия, духовнаго просвещения начальниче и всем верным наставниче и помощниче». Такими словами Святая Церковь прославляет просветителя Сибирского края - святителя Филофея (Лещинского). Став в 1702 году митрополитом Тобольским и Сибирским, он до самой кончины не оставлял эту северную землю, обращая иноверцев к православной вере. И любил его народ, говоря о нем: «Добрый был старик, народ в обиду не давал, начальники и воеводы боялись его». И поныне лежат мощи великого святителя Тобольского в Тюменском Свято-Троицком монастыре. И прибегают к ним верующие люди, чтоб испросить у Сибирского Чудотворца помощи и утешения.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!