Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Схиигумен Иоанн (Алексеев) - подвижник благочестия 20 века. Будучи насельником Валаамского монастыря, он окормлял в советскую эпоху множество душ, ищущих спасения. Он вел обширную переписку, в письмах отвечал на вопросы, возникающие у каждого христианина на нелегком пути ко спасению. О духовной жизни старец говорил: «Да, духовная жизнь сложная, она требует глубокого смирения, рассудком ее не поймешь, а постигается только опытом». И еще говорил: «Верь, что есть Бог и будущая вечная, не имеющая конца, жизнь, и душа человеческая бессмертна, — даже и не стареет». О жизни старца рассказывает книга, вышедшая в свет в издательстве Сретенского монастыря в серии «Люди Божии». Она называется «Схиигумен Иоанн (Алексеев)».
***
Эта книга посвящена схиигумену Иоанну (Алексееву), валаамскому старцу. Он провел почти всю свою жизнь в монастыре, был настоятелем Трифоно-Печенгской обители, а последние два десятилетия жизни был духовником Валаамского монастыря в Финляндии. Главное духовное делание схиигумена Иоанна — непрестанная молитва о душах всех скорбящих. А его письма обращены к разным лицам: к тем, кто не верит и пока не встретил Бога, к верующим, воцерковленным, живущим духовной жизнью людям. Наставления старца могут быть настольной книгой для желающих вести духовную жизнь. Письма неоднократно издавались в России, Финляндии, Сербии.
Давайте обратимся к жизнеописанию старца. Схиигумен Иоанн, в миру Иван Алексеевич Алексеев, родился 14 февраля 1873 года в Тверской губернии. Еще в детстве он стал задумываться о том, «как спастись». В своих письмах старец вспоминает, как покупал Жития святых – книжечки, стоившие всего несколько копеек, и с большим интересом их прочитывал. Вместе со своим другом, «близким по духу», ездил по монастырям. В Валаамский монастырь Иван Алексеев впервые поступил 16-летним юношей, в 1889 году. И сразу же его отправили в один из многочисленных скитов Валаама – в скит преподобного Германа - там насельники занимались земледелием и выращивали скот. Ивану пришлось делать то, к чему он сам с детства был привычен - помогать в хлеву и на полях. Потом его призвали на военную службу, которая в то время продолжалась 4 года. Служил солдат в стрелковом батальоне, а после армии вернулся на несколько лет в свою родную деревню к родителям.
Окончательно на Валаам Иван прибыл 28 мая 1901 года и позже в своих воспоминаниях писал: «Вот и живу с тех пор в монастыре, и мысли никогда не было, чтобы вернуться в мир. Благодарю Господа, что Он по Своей милости сподобил меня, грешного, провести здесь всю мою жизнь». В 1906 году он был зачислен в послушники Валаамского монастыря, а через 4 года пострижен в монашество с именем Иакинф. Правда в этот раз послушания Ивану проходилось выполнять разные, и все такие, которые ему не нравились, однако, он не унывал, а был мирен. «От святого послушания рождается смирение и сила воли укрепляется. А святые отцы даже приписывают послушание мученичеству», — вспоминал старец.
Говорил еще по этому поводу: «Вообще очень нам вожделенна своя волюшка. А вдруг надо оставить свою волю и исполнить волю другого. Очень трудно уступить другому, — это могут только великие души, а слабенькие крепко настаивают на своем». Шесть лет благодатной подвижнической жизни прошло в скиту Иоанна Предтечи, который отличался особой строгостью. А в 1921 году состоялось его назначение настоятелем далекого северного Трифоно-Печенгского монастыря. Для самого отца Иакинфа это было большой неожиданностью - прямо из простых монахов его посвятили в сан игумена с возложением наперсного креста. И это не смотря на то, что братия Валаамского монастыря тогда состояла примерно из 500 монахов, в – их числе было 75 иеромонахов и 35 иеродиаконов. Многие из них были отмечены наградой – золотым наперсным крестом.
Отец Иакинф себя считал ничем особо не выделяющимся, средним, и поэтому такое назначение вызвало у него удивление. Однако он побоялся отказаться от этого послушания и принял монастырь по-простому, ничего не проверяя. По его словам, братья отнеслись к нему очень хорошо, и он, с Божией помощью, стал понемногу привыкать на своем новом и столь ответственном послушании. Но первые годы были для игумена особенно трудными. Очень уж отличалась подвижническая жизнь Валаамского и Печенгского монастырей. Воспоминания о любимой обители преподобных Сергия и Германа на Ладоге не отпускали монаха, и он тосковал по Валааму. Вернуться же в родные края он смог лишь спустя 10 лет, весной 1932 года. Через год отец Иакинф был пострижен в наивысшую степень монашества – в великую схиму с именем Иоанн.
А впереди у схиигумена Иоанна было духовничество в Валаамском монастыре, переселение в Новый Валаам, где он продолжал нести данное послушание. В тоже время о. Иоанн стал настоящим духовным старцем, принимая паломников на исповедь у себя в келье, а также отвечая на многочисленные письма. Переписка с духовными чадами, которым он посылал весточки почти до самой своей кончины, стала главным занятием отца Иоанна в свободное от монастырских послушаний время. Духовное влияние старца распространялось не только в церковной среде, но и среди людей, даже еще не пришедших к Православию. Причины этого явления становятся понятны, если обратиться к письмам отца Иоанна. Он не был высокообразованным человеком, но в его посланиях к духовным детям виден несомненный литературный талант, глубокий ум, такт, чувство юмора и, главное, - евангельская простота.
Знание и, главное, понимание Святых Отцов, умение на практике применять их наставления, трезвые рассуждения о молитве, разумные и ненавязчивые духовные советы открывают перед нами облик не только праведника, но и опытного духовника. В своих наставлениях, как и в жизни, отец Иоанн держался открытости к людям, духовной трезвости и простоты. Старец старался внимательно разобраться в вопросах, волновавших наставляемого, в его бедах и заботах. Часто он как бы отождествлял себя со своим скорбящим духовным чадом. При этом, старец никогда и не настаивал на выполнении данных им советов, отмечая в одном из писем: «Только мои советы принимай не как повеление или закон, а как простой совет. Можешь и не принять их, если усмотришь, что они несогласны со Святым Писанием и с поучениями Святых Отцов».
***
Схиигумен Иоанн (Алексеев) отошел ко Господу 6 июня 1958 года. После блаженной кончины старца остались его духовные советы, наставления и поучения. Смиренный и кроткий старец просил читателей этих наставлений: «Кто будет читать мои письма, умиленно прошу: помяните в своих молитвах меня, великого грешника». Спустя несколько лет после его кончины вышла книга писем Валаамского старца, которая со временем стала доступна большому кругу читателей. Вместе с тем и имя отца Иоанна стало знакомым и близким для многих людей. Тем, кто будет читать его духовные наставления, отец Иоанн завещал: «Пользы мало, если только будем читать да спрашивать, как спастись, но надо начать трудиться, работать, очищать свое сердце от страстей. Вы теперь знаете, в чем заключается духовная жизнь, добрый час, начинайте, умудри вас Господи…»
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Беседы с батюшкой. Священник Петр Мангилев. 24 апреля 2024
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Евангелие 25 апреля. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют
День ангела. 25 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!