Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Издательство Московской Патриархии предлагает читателям новую книжную серию «Славные фамилии России», которая посвящена представителям известных династий, оказывавшим влияние на судьбу страны на протяжении нескольких столетий. Открывает эту серию книга «Романовы», составленная главным редактором издательства епископом Балашихинским Николаем, а следующие две книги рассказывают о дворянском роде Юсуповых и Шереметевых. Книга – «Юсуповы» - уже была представлена в одной из наших предыдущих программ. А сегодня на книжной полке находится книга из этой серии – «Шереметевы».
***
Как отмечает автор книги, первые фамилии на Руси появились у знати во владениях Великого Новгорода. В 14-15 веках стали известны родовые имена князей и бояр, которые им давали либо по названию их уделов, или в качестве связанного с чем-либо личного прозвища (прозвания), или же по роду их деятельности. Родовое имя (фамилия) сохранялось и переходило из поколения в поколение, связывая воедино огромные разветвленные семьи, соединяя во времени и в пространстве истории праотцев и потомков. Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения (1 Кор. 14:10), — восклицал святой апостол Павел. Так и каждая из фамилий несет свой смысл и имеет свое значение.
И ведь не случайно то, что характеризуя человека, подчеркивают, что он вышел из древней хорошей фамилии, знатного рода. Большим грехом считалось опозорить преступным или бесстыдным поступком прославленную фамилию, очернить славный род. Напротив, велико было перед Богом и перед людьми прославление своего рода, своей фамилии каким-либо самоотверженным, высоким деянием, важным для Отечества и достойным перед лицом Господа. Прославил свою фамилию в истории и род Шереметевых.
О том, как он появился, автор этого издания пишет следующее: «Родословные книги начинают повествование о Шереметевых с середины XIV века, когда их дальний предок по имени Гланда Камбила, из рода потомков прусского короля Прутено, прибыл на службу к московскому великому князю Ивану Калите. Со временем диковинное имя обрусело: Гланда превратился в Андрея (даже с отчеством Иванович), а Камбила — в Кобылу. Однако историки с недоверием относятся к этому преданию. «Приблизительно в 1328 году, когда Иван Калита получил ярлык на половину великого княжения, в Москву стекаются представители крупнейших родов, из которых образуется крепкое ядро правящей верхушки будущего Московского государства,— писал Степан Борисович Веселовский.— Четвертым крупнейшим родом второго периода образования московского боярства был род Андрея Ивановича Кобылы. С него начинается родословие Кобылиных в Государеве родословце».
Мы не будем перечислять всех представителей рода Андрея Кобылы, их имена автор перечисляет в первой главе книги и читатели сами смогут познакомиться с этой информацией. А мы остановимся на основателе рода Шереметевых. Его звали — Андрей Константинович Беззубцев, по прозвищу Шеремет, и был он праправнуком боярина Андрея Кобылы. У боярина Андрея Беззубцева Шеремета было три сына: двое умерли, не оставив потомства, третий, Василий Андреевич, стал прародителем рода Шереметевых. Он был воином, воеводой, и много послужил великим князьям Иоанну III, Василию III и малолетнему царю Иоанну IV Грозному. В «Российской родословной книге» записано, что он был «храбрый и опытный полководец на поле брани; мудрый и проницательный в совете, благочестивый, щедрый, нищелюбивый, пользовался всеобщим уважением и любовию всеобщею».
Около 1538 года, отдав «живот без остатку на государя», он постригся в монахи в Троице-Сергиевом монастыре под именем Вассиан. Монашество приняла и его супруга, в инокинях Евдокия. Как отмечает автор, трудно писать о первых Шереметевых. Когда у боярина шесть-семь детей, да у каждого сына — своих шесть-семь, семья быстро разрастается до невероятных размеров. О них почти не сохранилось живых воспоминаний, кроме упоминаний: «…в таком-то году участвовал в таком- то походе…» По словам историка Руслана Григорьевича Скрынникова, царю Иоанну Грозному «род Шереметевых был противен». Из шестерых детей Шереметевых только Иван Васильевич Меньшой пользовался расположением государя, а его братья вызывали у царя «чувство не скрываемого раздражения».
Иван Васильевич Шереметев Меньшой был участником всех воинских походов против Казани, Крыма, Ливонии и Литвы. Современники считали его отважным и умелым полководцем, именуя «наилучшим воином Московского войска». Он погиб при осаде Ревеля в 1577 году. По приказу царя Иоанна Грозного имя Ивана Васильевича Шереметева было вписано для вечного поминовения в синодик Успенского собора Московского Кремля. Ежегодно в первое воскресенье Великого поста, в Неделю Торжества Православия, соборный протодиакон провозглашал: «Под градом под Колыванью пострадавшему от безбожных немцев Ивану Васильевичу Шереметеву вечная память!»
Продолжателем рода Шереметевых стал единственный сын Иоанна Васильевича боярин Федор Иванович — видный деятель эпохи Смутного времени и правления царя Михаила Феодоровича Романова, окончивший свою земную жизнь в Кирилло-Белозерском монастыре. О боярине Феодоре автор рассказывает во второй главе книги. Следующими продолжателями рода стали дети, внуки и правнуки двоюродного брата Феодора Ивановича – Петра Никитича. Сын Петра Никитича Шереметева – Борис Петрович был фельдмаршалом при Петре Первом и одним из самых знаменитых полководцев своего времени, первым российским графом. На нем закончился героический период истории рода Шереметевых. Однако славы и почета, которые заслужил в сражениях граф Борис Петрович, с избытком хватило и его сыну, графу Петру Борисовичу.
Унаследовав от отца громадное состояние и удвоив его, женившись на не менее богатой княжне, он отличался благотворительностью. Впоследствии и его сын, граф Николай Петрович, стал крупнейшим благотворителем за всю историю ростовского Спаса-Яковлевского монастыря. Умирая, он завещал своему сыну не ослепляться великим имением, помнить, что жизнь коротка, и ничего мы не сможем взять с собой в вечность, кроме добрых дел. Этот завет сохраняли и следующие поколения Шереметевых. Чем прославились они в истории нашей страны, как послужили Богу, Царю и Отечеству, рассказывает эта книга.
***
Эта книга посвящена одному из самых известных дворянских родов в России, среди представителей которого были и славные военачальники, и щедрые благотворители, и покровители искусств. Служение людям и Отечеству основывалось у Шереметевых на глубокой вере в Бога. Они строили и содержали храмы, открывали благотворительные учреждения, помогали неимущим. Граф Николай Петрович Шереметев вошёл в историю отечественной культуры и как создатель одного из лучших театров Москвы. Художественные коллекции, собранные Шереметевыми, пополнили многие музеи страны, а дворцово-парковые ансамбли Кусково и Останкино стали памятниками архитектуры. Завершая издание, автор отмечает, что потомки Шереметевых после 1917 года испытали и тяготы жизни на родине, и горечь эмиграции… Но это тема уже совсем другой книги.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 26 апреля 2024
Вопросы веры. 25 апреля 2024. Новости Пензенской митрополии
У книжной полки. Простые чудеса
«Православный на всю голову!». Письма к Богу
Библейские крылатые выражения. Ищите и обрящете
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!