У книжной полки. Святые отцы о церковных праздниках. Рождество Христово

7 января 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

Сегодня Святая Церковь празднует один из самых светлых и радостных двунадесятых праздников - Рождество Христово. Как и в древние времена, двунадесятые торжества остаются сердцевиной богослужебного круга и кладезем духовных смыслов, значение и догматическое содержание которых раскрывают святоотеческие проповеди или иначе - гомилии. Познакомиться с избранным гомилетическим наследием святых отцов, посвященным тому или иному празднику, нам помогают книги из серии «Святые отцы о церковных праздниках». Одну из них мы и предлагаем сегодня вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Никея и называется – «Рождество Христово. Антология святоотеческих проповедей».

***

Как отмечают издатели, хорошо начинать знакомство с наследием святых отцов через их слова и мысли о праздниках — ведь это свидетельство о радости веры и живое богословие, обращенное к каждому из нас. Антология святоотеческих творений на праздник Рождества Христова включает произведения разных традиций и эпох, византийских, латинских и русских авторов — от святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста до святителя Луки Крымского. Издание предваряет вводная статья Петра Юрьевича Малкова, призванная в ясной и доступной форме познакомить читателя с важнейшими богословскими и нравственными особенностями святоотеческого учения о духовном и нравственном значении этого события.

Как пишет автор, Рождество в России — зимний, холодный праздник. Торжество пришествия Бога в мир она встречает белизной снега, мягкими пушистыми сугробами да голыми ветвями давно растерявших листву деревьев. И лишь зеленые ели — непременный атрибут русского Рождества — напоминают о том, что по прошествии зимы подобной же зеленью вновь украсится вся природа. Пожалуй, именно такое — ледяное, неприветливое Рождество — и может лучше всего явить суть события, происшедшего два тысячелетия назад, когда на свет появился Богомладенец Христос... Та земля, на которую некогда пришел Спаситель, где родился Господь, — это, прежде всего, жаркая, выжженная солнцем Палестина.

Конечно же, в природе Святой Земли внешне ничто даже отдаленно не напоминает о снегах и холоде русской зимы, во время которой мы празднуем Рождество Спасителя. Но в те дни, когда в небольшом городке Вифлееме родился Господь, все духовное пространство Палестины оказалось поистине сковано суровым холодом и льдом. И пусть солнце, даже по зимнему времени ярко светило в небе над Иудеей, хорошо прогревая ее землю в дневные часы, — известно, что храмовые пастухи по зиме выгоняли в поле свои стада, — здесь царил иной, совершенно особенный холод: ведь в те времена еврейский народ охладел в своей вере. В эпоху пришествия в мир Христа прекрасное Средиземноморье, как всегда, сияло и искрилось под лучами жаркого южного солнца — но таким был лишь внешний облик того мира. На самом же деле он был скован ледяным холодом богооставленности. Двенадцать месяцев в году в нем царила непреходящая духовная зима.

И вот однажды — в дни правления Римом императора Августа Октавиана — над миром взошло еще одно Солнце: духовное Солнце Правды (Мал. 4: 2). Именно это новое Солнце — ставший Человеком и родившийся на земле ради нашего искупления Сын Божий — оказалось в силах растопить Своими лучами лед той долгой духовной зимы. Впрочем, событие Рождества Христова было лишь началом наступавшей весны всеобщего спасения. Ожидаемое цветущее лето, чаемая древними праведниками и пророками полнота жизни в Боге все еще были не близко. За Рождеством Христовым должны были последовать Крест и Воскресение Господа, а также событие рождения Церкви Христовой — сошествие Святого Духа на апостолов. Но и теперь, в день Рождества Спасителя, восстававшее над миром новое духовное Солнце уже начало явственно согревать Своими Божественными лучами всю вселенную...

Событие Рождества Христова — величайшая радость для всех православных христиан, которую в нашем сознании, пожалуй, может превзойти лишь радость пасхальная. Потому-то празднику Рождества Христова и посвящено огромное число ярких, вдохновенных, богословски глубоких святоотеческих церковных проповедей. Эти гомилии очень многочисленны — древние святые отцы никогда не уставали прославлять своим вдохновенным словом замечательное церковное торжество и потому оставили нам огромное число рождественских проповедей. Прекрасные гомилии на Рождество Христово принадлежат западным и восточным святым отцам, и некоторые из этих гомилий публикуются в этой книге.

Дошли до нас и те древнецерковные проповеди на Рождество, что лишь приписываются авторству тех или иных святых отцов, но на самом деле им не принадлежат. Так, например, ряд рождественских гомилий сохранился под именами святителей Амвросия Медиоланского и Иоанна Златоуста. Многие из них — очень глубокие по своему богословскому содержанию, подлинно премудрые по заключенному в них нравственному христианскому учению, прекрасные по красоте возвышенного слога — также безусловно вошли в сокровищницу церковного Предания, сделались неотъемлемой частью святоотеческого наследия. Потому-то некоторые из них также присутствуют на страницах этой книги. Большое число рождественских проповедей принадлежит святым отцам нового и новейшего времени. Для публикации в книге избраны творения святителей Тихона Задонского, Филарета Московского, Луки (Войно-Ясенецкого), Иоанна (Максимовича), священномученика Сергия Мечёва, преподобного Иустина (Поповича).

По словам автора, все святоотеческие проповеди на Рождество Христово наполнены тремя главными чувствами, испытываемыми их авторами — к каким бы традициям и эпохам они ни принадлежали. Чувства эти — радость, благодарность и удивление. Радость о том, что в мире родился Его Спаситель, Сын Божий, Господь Иисус Христос. Благодарность Творцу за то, что Бог не оставил падший грехом человеческий род, но, явившись посредством Своего Рождества среди нас и став в Воплощении истинным Человеком, добровольно отдал Себя в Искупительную Жертву ради любви к людскому роду. Удивление из-за того, что вечный и бесконечный Бог, приняв человеческое естество, сделался маленьким и бессильным Младенцем, умалил Себя — Небесного и Всеславного — до вселения в ледяной холод подземной пещеры; что Он, непрестанно воспеваемый бесчисленными ангельскими силами, ныне смиренно возлег в кормушке для скота.

***

По словам Петра Юрьевича Малкова, «радость, благодарность и удивление — очень детские чувства. Именно они и бывают в первую очередь присущи маленькому человеку, который в начале своего земного пути лишь начинает познавать окружающий его мир. Быть может, именно поэтому лучшие из святоотеческих рождественских проповедей наполнены особым, поистине детским восторгом от осознания этой ныне переживаемой христианами праздничной рождественской радости: «С нами Бог!» (Ис. 8: 10). Ныне Он пришел к нам для того, чтобы, совершив дело спасения, искупив человеческий род, затем неотступно пребыть с нами во все дни до скончания века (Мф. 28: 20)».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать