У книжной полки. Протоиерей Валериан Кречетов. Размышления перед исповедью

13 марта 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Часто люди спрашивают: а зачем исповедоваться? Вроде и грехов-то нет особых - не грабил, не убивал... И вообще, покаяние - что это такое? Для чего это нужно, если у нас и так все в порядке? Но здесь можно задать встречный вопрос: а в порядке ли? А может мы просто не заглядывали в свою душу, не видели тот беспорядок, что творится в нашей душе? А разве совесть не обличает нас всякий раз, когда мы близки к греховному падению? Конечно, всё это касается нашей духовной жизни, стержнем которой и является покаяние. А покаяние, по словам протоиерея Валериана Кречетова, начинается с осознания своей греховности. Когда человек начинает чувствовать, что он грешен, немощен, тогда у него появляется потребность от этого избавиться. И тогда он идет в храм, чтоб узнать: а что нужно, чтоб подготовиться к первой в своей жизни исповеди. Об этом говорит и отец Валериан в своей новой книге, которая выпущена в свет Международным Благотворительным Центром прп. Серафима Саровского и называется – «Размышления перед Исповедью».

***  

Имя протоиерея Валериана Кречетова, опытного духовника и одного из старейших пастырей нашей Церкви, многолетнего настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в подмосковном Акулове, известно многим. Люди, знающие отца Валериана, говорят о нем так: «Господь щедро одарил Батюшку множеством талантов. Талант простоты и мудрости. Талант поистине материнского терпения. Талант духовника. И самый драгоценный талант, какой только Господь может дать – талант любви». Служение отца Валериана Богу и людям началось в непростое время. Но, как говорил об этом Святейший Патриарх Алексий 2, Господь давал батюшке «мудрость, мужество и силы с христианским терпением достойно следовать по нелегкому пути церковного свидетельства.

Вот уже 50 лет «отец Валериан с честью несет нелегкий крест жертвенного пастырского служения. Для духовенства и многих мирян он является примером ревности и стойкости духа. А его дела неустанно призывают людей к жизни по заповедям Христа Спасителя, к живой и деятельной вере, непоколебимой надежде и искренней любви». К этому призывает и книга отца Валериана, в которой собраны беседы батюшки с людьми, готовящимися к Таинству Испове­ди. Живое и проникновенное слово священника помогает нам взглянуть на себя со стороны и почувствовать, насколько же сильно мы нуждаемся в покаянии. Каждый раз, приступая к Таинству Испо­веди, мы должны, поразмыслив над своей жиз­нью, насколько возможно подготовить к этому свою душу. Как отмечает отец Валериан, Православная Церковь, словно за­ботливая и любящая Мать, через свои установ­ления и весь строй церковной жизни помога­ет нам в этом.

В годовом богослужебном круге чередуются праздники и посты. Двунадесятые и великие праздники имеют предпразднства и попразднства, и в этом - особый смысл: чело­век постепенно чувствует приближение свято­го события и имеет возможность подготовить­ся к нему. И Великому посту, первому спутни­ку покаяния, тоже предшествуют своего рода предпразднства - подготовительные седмицы, молитвословия которых, настраивают челове­ка на покаянные размышления. Се время по­каяния, предпразднственный сей постов вход, -такие слова из канона Постной Триоди слы­шим мы в эти дни в храме. И вот в один из таких подготовительных дней к Великому посту, который именуется Неделей о блудном сыне, Церковь предлагает нам притчу о том, как младший сын ушел от отца на страну далече и там расточил имение свое, живый блудно.

Затем, как сказано, пришедши в себя, он увидел свое падшее состояние и заду­мался: что же с ним происходит? И тогда, «при­дя в себя», осознав это, он принял решение воз­вратиться к отцу. А возвратившись, исповедо­вал: Отче, согреших на небо и пред тобою! Именно этот образ, по словам отца Валериана, и дан нам в помощь, что­бы «прийти в себя» и осознать свою греховность. А что значит - «прийти в себя»? Это значит, что человек большей частью находится как бы вовне. Почему и ищут обычно причину каких-то неуря­диц не внутри себя, а в других. А причина - в себе самом. Ведь в одном и том же окружении одни - спокойны, другие - раздражаются. Увидеть, что в тебе самом есть, «прийти в себя», подобно блуд­ному сыну, осознать неправильность своей жиз­ни и необходимость ее изменить - это и есть на­чало обращения к покаянию. Нужно разбудить свою спящую совесть. К этому и призывает батюшка нас со страниц этой книги.

В издании собрано двадцать бесед отца Валериана, в ходе которых он объясняет читателям в чем заключается истинное покаяние. Батюшка отвечает на следующие вопросы: Зачем учиться непрестанной молитве? Как истребить сердечные сорняки? Как бороться с тщеславием? К чему приводит неблагодарность Богу? С чем мы пойдем на ответ к Богу? Отец Валериан говорит о том, почему раздражает нас окружающая действительность, почему мы постоянно унываем, ноем, ищем комфортной жизни, забывая при этом что комфорт расслабляет человека, делает его беспомощным. В первой из представленных бесед батюшка объясняет, почему те, кто постоянно ходит на исповедь, не исправляется, а попросту «топчется на месте». А происходит это потому, что человек не оставляет свои грехи. «То есть, - говорит отец Валериан, - мы назвали что-то на исповеди - и продолжаем это делать. Назвали - и продолжаем делать...»

Самое страшное, по словам батюшки, - то, что мы не исправляемся. Грех становится привычкой человека, его навыком, от которого очень трудно избавиться. Поэтому для духовной жизни как воздух необходимо покаянное чувство. А иначе, как отмечает священник, человек начнет забывать грехи, пренебрежительно относиться к ним или просто забудет о том, что нужно над собой трудиться. Святой Иоанн Предтеча, перед тем как Спаситель вышел на проповедь, первым воззвал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небес­ное». А дальше, - спрашивает отец Валериан, - помните, что сказал? «Сотворите убо плод достоин покаяния». Покаяние-то заключается именно в его плодах. Рассказать о своих делах могут и бесы, но исправляться-то - не исправляются.

И потому, - напоминает батюшка, - первое необходимое условие исправления - осознание своей греховности. Не про­сто, что «наделал», а что это сделал плохо. По­тому что иногда люди, сознаваясь в своих пре­ступлениях, считают себя чуть ли не правыми и не думают исправляться. Покаяние имен­но тем и отличается от простого перечисле­ния грехов, что человек осознает свою гре­ховность и просит у Бога прощения и помощи. Прощения - прежде всего. И помощи тоже так необходимой, потому что своими силами от грехов не избавишься. Печально, - говорит батюшка, - что мы в земной жизни большей частью совершенно не думаем ни о Боге, ни о будущей жизни, ни о своей душе. Пото­му и гоняемся здесь за всеми этими заведомо не могущими насытить душу благами. Ведь что бы человек ни обретал в земном смысле, ему все оказывается недостаточным.

В том-то вся и беда, - говорит священник, - что человек здесь живет, не думая о своей душе. А она есть! Более того, душа, как говорят святые отцы, в своем стремлении беспредельна, потому что ее назначение - становиться подобной Богу. «По образу и подобию» - это значит, что сотворены мы для того, чтобы уподобиться Богу. А это - бес­конечно! Но если человек, вот это стремление души в бесконечность не направит к Богу, тогда оно, увы, бывает направлено к миру. И это безумие в конце концов выливается в то, что человек все время не может насытиться именно мирскими благами». И тогда жизнь его становится тенью, за которой он постоянно гоняется, но никогда не догонит, а лишь уйдет от света, уйдет от Бога. Наступивший Великий пост напоминает всем о том, что мы должны делать. А должны мы, - по словам отца Валериана, прежде всего служить Богу и готовить свою душу для будущей жизни. Потому что все равно каж­дый из нас рано или поздно будет уходить из этой жизни. Но как мы здесь проживем? Что мы сделаем? Большая часть наших забот - лишь о земном: мы здесь что-то делаем, учимся, чего-то достигаем. А ведь это - не самое главное. А что главное? – об этом говорит отец Валериан на страницах этой книги.

***

Возвращаясь к вопросу, зачем человеку надо исповедоваться? - вспомним слова преподобного Иоанна Лествичника, который говорит: «Душа, знающая, что она обязана исповедовать грехи свои, этой самой мыслью, как бы уздою, удерживается от повторения прежних согрешений. Напротив того, не исповеданные грехи, как бы совершенные во мраке, удобно повторяются». По словам отца Валериана, иногда просто назвать свой грех на исповеди – это уже большой труд, усилие! Но, как отмечает батюшка, исповедать свои грехи – это еще не покаяние. Исповедью покаяние только начинается. Поэтому, как говорил архимандрит Тихон (Агриков), исповедь должна быть как проповедь, а проповедь - как исповедь: всё должно служить призывом к покаянию! Таким призывом может стать и эта книга.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать