Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Книга, которую мы предлагаем сегодня вашему вниманию, является продолжением серии «Путеводителей по творениям святых отцов», учением которых мы можем руководствоваться на пути ко спасению. Первой книгой в этой серии был «Путеводитель по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова)», святого, бесценные сочинениями которого привели к Богу многих «заблудших овец». Труды святителя Феофана Затворника, вошедшие в этот двухтомник, не менее ценны и также помогают всем жаждущим и ищущим правды. В качестве названия к Путеводителю по творениям святителя Феофана составители выбрали напутствие, которым он заканчивал большинство писем своим духовным чадам: «Спасайтесь!». В этом призыве выражены его любовь к людям, сердечная боль от осознания трудности спасительного пути, желание вдохновить и поддержать на нем своим по-отечески заботливым словом.
***
Святитель Феофан Затворник – один из величайших святых Русской Православной Церкви, живший примерно в одно время со святителем Игнатием, так же был ревностным хранителем святоотеческого православного учения. Будучи глубоко убежден, что только оно может привести человека ко спасению, святитель бесстрашно обличал всякие попытки насадить в Церкви лжеучения и уклонения от истинного православия. Поскольку в современном мире эти попытки не ослабевают, творения святителей Феофана и Игнатия (Брянчанинова) являются для современных христиан бесценным руководством в духовной жизни. Эти два святителя, с одной стороны, восприняли святоотеческое православное учение в спасительной чистоте, а с другой — жили относительно недавно и, будучи вдохновлены Святым Духом, передали это учение более понятным языком для последующих поколений.
Литературное наследие святых отцов и учителей Церкви многообразно и очень обширно, поэтому поиск нужных сведений по определенным духовным вопросам требует много времени и сил. Цель «Путеводителя» состоит в том, чтобы помочь читателю легко найти сокращенную, но содержательную информацию по главным темам православного вероучения и духовной жизни. Для этого поучения, расположенные в разных местах творений, но относящиеся к одному вопросу, собраны вместе и помещены в соответствующие разделы. Т.е. цитаты из разных произведений собраны по темам и еще предварены краткими тезисами, которые выражают основные мысли нижеследующих цитат.
Вот, к примеру, раздел, где собраны наставления святителя о вере. Здесь в частности, мы читаем следующее. «Главный предмет веры христианской, - учит святой отец, - есть спасение в Господе нашем Иисусе Христе. Краткое же изложение всех предметов веры христианской находится в Символе веры, потому знать его, и буквально, и во внутреннем содержании, - непременная обязанность всякого православного христианина. Вера есть знание самое непоколебимое, только основание его не в нашем уме или вещах, а в воле Божией. В этом отношении апостол Павел так говорит о ней: Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11,1), то есть хотя не видим вещей, но признаём, что так есть и так будет, как о них говорится, - и притом так несомненно, как несомненно наше бытие.
А вот что святитель говорит о вере и неверии, о тех качествах человека, которые нередко идут рядышком, рука об руку, находясь в постоянном противоборстве. «Истинно верующий, - пишет Вышенский Затворник, - никогда не бывает обманутым в своих ожиданиях. Если мы чего-то не имеем и, прося того, не получаем, то это потому, что нет у нас должной веры. Прежде всего, надо взыскать и водворить в сердце полную веру в Господа, взыскать и вымолить её у Него, ибо и она не от нас, а дар Божий. Если бы вера была у нас в силе, то и мысли были бы чисты, и чувства святы, и дела богоугодны. Тогда Господь внимал бы нам, как отец детям, и что ни пришло бы нам на сердце, - а прийти могло бы при этом только угодное Господу, - всё получали бы мы без отказа и отсрочки».
А что же происходит с человеком, когда его вера соединяется с покаянием. По словам святителя Феофана, «покаяние и вера ведут друг к другу того, кто хочет спасения. Покаяние тяготит его бременем грехов и страшит судом правды Божией. Но вера указывает ему Спасителя, взявшего на Себя грехи мира. Кающийся, сложив с себя бремя грехов исповеданием, радостно идёт за Христом путём заповедей Его. Вера, таким образом, рождается из покаяния и на нём стоит. Крепко держится веры кающийся из-за чувства избавления. Вера жива от покаяния. Без покаяния она будто деревце без живительного тока - вяла и безжизненна».
Характерная черта духовно-литературного творчества святителя Феофана — его удивительная способность выразить словом присущие ему твердую веру и горячую ревность к богоугождению, «заразить» ими и вложить их в сердца читателей. Обращает на себя внимание широчайший духовный кругозор святителя: с одной стороны, он тщательно анализирует и доходчиво излагает сложнейшие догматические вопросы, а с другой — проявляет глубокое знание практической духовной жизни. Последнее особенно ценно и важно для современных христиан, потому что сегодня мы наблюдаем оскудение в духовно-опытных наставниках. И на этом твердом основании: правой вере и духовной опытности, святитель Феофан дает душеспасительные советы, как своим современникам, так и тем, кто читает его сегодня.
При изучении творений святителя нередко создается впечатление, что он говорит непосредственно с тобой и прозорливо отвечает именно на твои наболевшие и сокровенные вопросы. В творениях святителя особое внимание уделено покаянному пути ко спасению. Для подавляющего большинства современных христиан этот путь является единственным, ведь почти никому из нас не удается уберечь дар Крещенской благодати от тлетворного влияния греховной жизни. Поэтому наставления святителя о покаянии и борьбе со страстями трудно переоценить. Тем более, что он описывает это делание очень подробно, обращая внимание на распутия, терния и вражеские уловки, которые мешают человеку идти путем истинно христианского благочестия.
Хотелось бы сказать несколько слов о том, что мы, современные христиане находимся в большом долгу перед святителями Феофаном Затворником и Игнатием (Брянчаниновым). Потому что их труды являются для нас настоящими путеводителями в Царствие Небесное. И только от нашей свободы зависит, воспользуемся ли мы этим даром, или этим драгоценным наследством, цена которого наша вечная участь. В трудах этих святителей наиболее доступно описан путь правильной духовной жизни. Они, как сами потрудившиеся над своим спасением, указывают этот путь и нам. Не случайно и для названия данной книги взят призыв «Спасайтесь!». И наш святой долг по отношению к ним состоит в том, чтобы воспользоваться их творениями и по ним изучить веру и попытаться построить свою жизнь в соответствии с тем, что они писали. Они, предвидя духовное оскудение оставили нам свои творения. И нам надо обязательно воспользоваться этими бесценными Божиими дарами — творениями этих двух святителей.
***
Среди современных христиан существует такое предубеждение, что писания свт. Феофана Затворника написаны не для мирян, или только для тех мирян, кто достиг высоких степеней духовной жизни. Но если мы посмотрим, кому адресовано большинство его писем, то убедимся в обратном. Книги святителя Феофана должны быть у каждого христианина, потому что и адресованы они каждому, кто ищет пути спасения, кто желает им идти и кто находится в начале этого пути. Составители данного «Путеводителя» надеются, что книга такого формата будет полезна и тем, кто хорошо знаком с творениями святого, и тем, кто не имеет возможности изучать его творения в полном объеме. Первым она поможет достаточно быстро найти нужную информацию в полном собрании сочинений, вторым — найти ответы на актуальные вопросы духовной жизни.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим
Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин
РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле
СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!