Аудио |
|
Скачать .mp3 |
21 октября 2016 года к лику местночтимых святых Волгоградской митрополии была причислена игумения Арсения Усть-Медведицкая. Матушка Арсения — одна из самых значительных фигур в истории русского монашества 19 века. Дочь известного помещика Михаила Васильевича Себрякова, она поступила в Усть-Медведицкий монастырь 17-летней девушкой и отдала монашеской жизни более пятидесяти лет. Сорок из них она была игуменией; при ней монастырь стал настоящим духовным центром донских земель. Своих духовных чад она учила идти «к истинному обетованному спасению путем не мечтательного делания», которым шла и сама матушка. О ее жизни и подвигах рассказывает книга, которая так и называется - «Путь немечтательного делания».
***
В этой книге, выпущенной в свет издательством Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, собраны жизнеописание игумении Арсении (Себряковой) и ее письменное наследие. Как отмечают издатели, при всем множестве предпринятых ею трудов молитва и богообщение для игумении Арсении всегда были делом первейшей важности. Великая молитвенница и подвижница, она много внимания уделяла осмыслению вопросов духовной жизни. И этому посвящены ее записи, а также интереснейшая переписка с Петром Александровичем Брянчаниновым (братом свт. Игнатия). В настоящее издание включены не только все сохранившиеся ее заметки и письма вместе с дореволюционным жизнеописанием, но и рассказ о драматической судьбе возглавляемой ею обители в XX веке, а также материалы о прославлении игумении Арсении в лике преподобных.
«Светильник, с которым девы могут встретить Жениха, есть Дух Святой, Который освещает душу, обитая в ней, очищает ее, уподобляет Христу, все свойства душевные образует по Великому Первообразу. Такую душу Христос признает Своей невестой, узнает в ней Свое подобие. Если ж она не освещена этим светильником, Духом Святым, то она вся во тьме, и в этой тьме вселяется враг Божий, который наполняет душу разными страстями и уподобляет ее себе. Такую душу Христос не признает Своею и отделяет ее от Своего общения. Чтобы не угас светильник, надо постоянно подливать елей, а елей - есть постоянная молитва, без которой не может светить светильник».
Так писала игумения Арсения, которая сама с малых лет поистине была светильником горящим, невестой Христовой. Обратившись к жизнеописанию, мы увидим, что матушка была призвана на монашеское поприще с самых младенческих лет. Вот что пишет об этом автор: «3 июля 1833 года в богатой и знатной семье помещика Донской области Михаила Васильевича Себрякова родилась дочь Анна. С самого раннего возраста пользовалась она особенною любовью своих родителей и росла тихим, ласковым ребенком, с чудными, не по летам выразительными глазами и кроткой, чарующей улыбкой. Казалось, благодать Божия с юных лет коснулась ее души. Она проявлялась иногда в ее недетских вопросах, заставлявших ее родителей невольно призадумываться; иногда в непонятной для нее самой тоске и томлении по чему-то прекрасному, иному, чем все окружающее.
Один случай из ее раннего детства поразил окружающих и вызвал немало разговоров в семье. Мария Алексеевна, мать будущей игумении, благоговейно чтила святителя Митрофана Воронежского, от иконы которого получила дивное исцеление во время тяжкой болезни. С тех пор она ежегодно с Михаилом Васильевичем совершала путешествие в Воронеж. Иногда дети сопровождали их. В одну из таких поездок они взяли с собой маленькую Анну, которой шел тогда третий год. В то время в Воронеже был архиепископом преосвященный Антоний (Смирницкий), многими почитаемый за свою строгую святую жизнь и прозорливость. Михаил Васильевич был давно знаком с ним и глубоко уважал его.
По приезде в Воронеж родители Анны и на этот раз, как всегда, поспешили посетить архиепископа, взяв с собой и ее. И вот как только она увидела святителя, то быстро вырвалась из рук державшей ее няни, побежала к нему и поклонилась в ноги. Прозорливый старец благословил ее и, обращаясь к изумленным родителям, сказал: «Эта — будет великая жена». Слова его сбылись, так как впоследствии игумения Арсения, поистине, была велика своими подвигами и духовной жизнью. Но прежде она возрастала в семье, и с каждым годом мысль о монашестве созревала в ней. А когда исполнилось 17 лет, Анна решилась сказать об этом своему отцу. Михаил Васильевич благословил любимую дочь и 30 декабря 1850 года отвёз её в Усть-Медведицкий монастырь».
В 1854 году Анна Михайловна была пострижена с именем Арсении в рясофор, а в 1859 - в мантию. В этом же году Господь послал ей великое утешение: она нашла себе духовную наставницу, которую давно искала. Ею стала схимница Ардалиона. Подвижница, глубоко понимавшая духовную жизнь, дочь бедного священника, Ардалиона с юных лет посвятила себя Богу, проходя подвиг внутреннего делания. Работая над своим собственным сердцем, она имела опытное познание сердца человеческого. Поэтому мать Арсения, не уповая больше на свои собственные подвиги, отдала себя, свою жизнь, на волю своей наставницы. А монахиня Ардалиона, провидя в матери Арсении высокую избранницу Божией благодати, неуклонно вела ее по суровому монашескому пути.
В трудах, молитве и полном повиновении старице провела Арсения пять лет. Позднее, уже, будучи настоятельницей, она говорила монахиням о том времени: «Эти годы я считаю лучшими в своей жизни». После кончины игумении Усть-Медведицкого монастыря в 1863 году почти все сёстры обратились к матери Арсении с просьбой принять на себя начальство над монастырём. Арсения согласилась только из-за послушания к схимнице и в возрасте тридцати лет была посвящена в сан игумении. Она несла этот крест в своём родном монастыре более сорока лет, до самой своей кончины. Став настоятельницей, игумения Арсения стала и матерью всем монахиням, переживая в сердце своём все их скорби как свои собственные.
Её любовь к ближнему, то есть ко всякому, кто обращался к ней за помощью и советом, была очевидна для всех. Эта любовь была неотделима в ней от любви к Богу, которая зримо светилась в её глазах. Как матушка сочетала сокровенную духовную жизнь, проповедь и дела любви с активной хозяйственной деятельностью – остаётся загадкой её таланта. Одно явно: она была избранница Божья, всей своей жизнью оправдавшая слова старца, когда-то сказанные о маленькой Анне: «Это будет великая жена».
***
Великая старица, игумения Арсения (Себрякова) мирно скончалась о Господе 21 июля (старого стиля) 1905 года. Мало известная шумному свету, она была одной из редких избранниц Божьих — не от мира сего все оставившая и последовавшая Христу. Всю свою 72-летнюю жизнь посвятила матушка на служение Богу и людям и как светильник горяй и светяй она многих освящала и просвещала своим живым словом, своим примером и дивными подвигами души. Смиренная труженица пустынной обители, она была велика своей живой верой в Бога, своей любовью к Нему, своими подвигами столь высокими, в особенности в наше время, оскудевшее истинными подвижниками. Об этой высокой жизни, о дивных подвигах самой матушки Арсении, а также ее духовной матери Ардалионы, рассказывает книга - «Путь немечтательного делания».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Беседы с батюшкой. Священник Петр Мангилев. 24 апреля 2024
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Евангелие 25 апреля. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют
День ангела. 25 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!