Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Библия — это богодухновенная книга, написанная Святым Духом посредством людей. Это свойство распространяется и на Книгу Псалтирь, причем, как считают исследователи, в большей степени, чем на другие книги Ветхого Завета. Псалмы — это вдохновенные молитвенные песнопения, обращенные к Богу с твердым упованием на Его постоянное промышление, с чувством благоговения перед Ним, благодарности и любви. Псалмопевец обращается к Богу в скорби и в радости, восхваляет Его премудрость, благость, милосердие, долготерпение, призывает и других людей непрестанно восхвалять и славословить Бога. На то, что среди книг, входящих в Священное Писание Ветхого Завета, Псалтирь занимает особое место, обращали внимание и святые Отцы, которые неслучайно назвали ее Малой Библией. Тематическое исследование Псалтири нам предлагает автор книги, которая вышла в свет в издательстве Общество памяти игумений Таисии и называется – «Псалтирь — Малая Библия».
***
Автор этой книги - Наталия Петровна Борисова (урожденная Воробьёва) родилась в Ленинграде. Ее родители закончили Петроградский университет: отец — физико-математический, а мать — историко-филологический факультет, а дочь унаследовала способности, как к математике, так и к русской словесности. На формирование религиозного мировоззрения Наталии Петровны большое влияние оказали рассказы дедушки, священника Василия Николаевича Вишневского, по истории Ветхого Завета. Бабушка, Александра Павловна Вишневская (урожденная Чельцова, сестра священномученика Михаила Павловича Чельцова), познакомила внучку с основами православной веры. Окончив среднюю школу с золотой медалью, Наталия Петровна пошла по стопам отца — поступила на физический факультет Ленинградского университета, выбрав в качестве узкой специализации математическую физику.
По окончании Университета научная деятельность Наталии Петровны складывалась таким образом, что ей приходилось работать в разных областях теоретической и математической физики, не задерживаясь на какой-либо одной теме. Это отрицательно сказалось на научной карьере, но имело и положительную сторону, а именно: позволило расширить научный кругозор и получить целостное представление об устройстве материального мира. Более того, это помогло избежать свойственного многим естествоиспытателям соблазна противопоставлять науку религии. С детства зароненные в душу зерна православной веры хотя и не сразу дали обильные всходы, все же никогда не подавлялись научными знаниями.
Для Наталии Петровны наука являлась изучением Божьего мира, а потому — не соперницей, а надежной сотрудницей богословия. Изучая Священное Писание, творения святых Отцов и сопоставляя прочитанное с современными достижениями естественных наук, она все более убеждалась в том, что последние не только не противоречат, но и блестяще подтверждают слова Откровения Божия, и это укрепляло ее веру. В начале 1990-х годов Наталия Петровна, закончив катехизаторские, а затем богословско-педагогические курсы СПбДА, занималась катехизацией взрослых в Духовном училище и на приходах. Именно многолетняя работа по преподаванию курса «Святоотеческое толкование Псалтири» в Санкт-Петербургском Духовном училище и на приходах и послужило появлению на свет этой книги.
Как отмечает в предисловии автор, «все основные темы Библии, от Книги Бытия до Апокалипсиса, в сжатой форме содержится в Псалтири. Это делает Псалтирь уникальной сокровищницей духовной мудрости и в то же время замечательным средством благодатного очистительного воздействия на душу, врачующим и духовно укрепляющим ее. Это видели святые Отцы и настоятельно рекомендовали постоянно читать Псалтирь. Они усматривали в этой книге некоторые особенности, выделяющие ее из других книг Ветхого Завета. Во-первых, Псалтирь доступна любому человеку, независимо от пола, возраста, уровня образования и начитанности. Во-вторых, по замечанию свт. Афанасия Великого, каждый читающий воспринимает слова Псалмопевца как свои собственные. Именно поэтому Псалтирь вошла как неотъемлемая часть в наше православное богослужение, в молитвы и церковные песнопения. Книга Псалмов назидает, поучает читающего, как жить в законе Господнем, совершенствоваться в добродетели».
Даже сама «последовательность псалмов, как говорит автор, не случайна: по толкованию святых Отцов она соответствует постепенному духовному возрастанию человека, обратившегося к Богу. В структуре Псалтири древние евреи, а затем и восточные Отцы усматривали 5 частей, по содержанию связанных с пятью книгами Моисея; западные Отцы — три части по 50 псалмов. Каждая часть, по представлениям св. Отцов, является как бы ступенькой на пути духовного восхождения христианина к Богу. Отсюда можно понять, почему последовательное чтение Псалтири оказывает такое сильное, благотворное влияние на душу читающего». И если «прочесть всю Библию может не каждый — на это требуется много времени». То «прочитывать «Малую Библию» — 20 кафизм Псалтири можно постоянно, и это очень укрепляет духовно. Такое благотворное воздействие на душу потому и происходит, что Псалтирь в концентрированной форме включает в себя все Священное Писание».
Как отмечает автор, «по толкованию псалмов на русском языке имеется обширная литература — как святоотеческая, так и близких нам по времени экзегетов. Но в указанных источниках исследование ведется, как правило, по одной схеме — последовательно по псалмам. При таком подходе, когда каждый псалом рассматривается в отрыве от других, ускользает связь между ними, не заметны композиционные особенности книги в целом, ее структура, а самое главное — ее духовное содержание. Чтобы увидеть в Книге Псалтирь «Малую Библию», необходимо исследовать ее по темам. Именно так и построена книга «Псалтирь — Малая Библия». В ней можно выделить следующие основные темы: духовно-нравственная; мессианская; богослужебная; общая. Книга состоит из 11 частей, причем каждая может рассматриваться в качестве самостоятельного исследования по вышеперечисленным темам.
Если говорить немного подробнее, то в первой части рассмотрены первый и второй псалмы, совокупно представляющие краткое введение ко всему дальнейшему содержанию книги. Как пишет автор, на первый взгляд может показаться, что это очень разные по содержанию псалмы, однако между ними есть связь, что читатели и увидят, разбирая их вместе с Натальей Петровной. Авторами обоих псалмов является пророк Давид. Это видно из надписания, сделанного 70 толковниками. Основная мысль первого псалма — блаженство праведника и гибель нечестивого. Псалом второй расширяет эту тему, переводя ее на уровень: «Бог и богоборцы». Этот псалом относят к мессианским, как указывающий на Христа и Его распинателей. В нем звучат грозные слова, обращенные к последним: одумайтесь, пока не обрушился на вас гнев Божий!
Вторая часть книги посвящена теме блаженств, которые своими корнями уходят в Ветхий Завет. Словом - «блажен» - открывается Книга Псалтирь, и затем оно проходит через нее всю, представляя как бы ступеньку на пути духовного подъема. Тема подъема по лестнице добродетелей представлена в 3 части, посвященной Песням степеней. При рассмотрении мессианской темы автор исходила из утверждения святых Отцов, что она содержится в каждом псалме. Поэтому задача исследователя состояла не в том, чтобы разбирать псалмы, традиционно относимые к «мессианским» — об этом имеется специальная литература, — а в том, чтобы привести примеры иного их рассмотрения. Так, в 4 части книги показаны два совершенно разных по форме мессианских псалма — 109 и 44, в которых, по наблюдению толкователей, попеременно говорится и о Божестве, и о Человечестве Христа.
Пятая часть посвящена изображению Божией Матери в псалмах. По словам автора, в книге Псалтирь тема Богородицы как самостоятельная встречается довольно редко: одни и те же стихи, относящиеся к Ней, обычно толкуются также и применительно к Церкви Христовой. Впрочем, последняя представлена в Псалтири гораздо шире. Можно указать множество мест, где Псалмопевец свою любовь к Богу распространяет и на святой кивот, и на скинию, и на Его храм, а прообразовательно—на Церковь Христову. Но, как пишет автор, она специально не стала выделять тему Церкви, затрагивая ее только там, где она соприкасается с темой Богородицы. В 6 части предметом исследования является Псалом 118, посвященный Закону Господню. В 7 и 8 частях рассмотрены псалмы седьмичного круга и шестопсалмия. Последние три части — общего содержания, т.е. относящиеся к теме «Псалтирь» в целом. Здесь исследуется структура Книги Псалтирь, история богослужебного пения, а также рассматривается, какую роль сыграла «Псалтирь в жизни русского народа» — начиная со времен Киевской Руси и вплоть до наших дней.
***
Эта книга, по словам автора, адресована широкой публике и не требует специальной богословской подготовки. Предполагается однако, что читатель знаком с Псалтирью и слова псалмов у него на слуху. В тоже время, как признается Наталия Петровна, она отдает себе отчет в том, что стоящее в заголовке название «Псалтирь — Малая Библия» шире, чем содержание предлагаемой книги, которую следует рассматривать как начало раскрытия данной темы. Но все же автор надеется, что и в представленном виде этот скромный труд может быть полезен читателю, интересующемуся святоотеческим толкованием Псалтири. И, как говорит Наталия Петровна, ей хотелось бы, чтобы в дальнейшем эта тема была продолжена, ибо Псалтирь, хотя и является «Малой Библией», будучи книгой богодухновенной — неисчерпаема.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 26 апреля 2024
Богослужение 25 апреля 2024 года
Беседы с батюшкой. Священник Петр Мангилев. 24 апреля 2024
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!