У книжной полки. Наталия Петровна Борисова. Псалтирь – малая Библия

28 февраля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Библия — это богодухновенная книга, написанная Святым Духом посредством людей. Это свойство распространяется и на Книгу Псалтирь, причем, как считают исследователи, в большей степени, чем на другие книги Ветхо­го Завета. Псалмы — это вдохновенные молитвенные песнопения, обращенные к Богу с твердым упованием на Его по­стоянное промышление, с чувством благоговения перед Ним, благодарности и любви. Псалмопевец обращается к Богу в скорби и в радости, восхва­ляет Его премудрость, благость, милосердие, долготерпение, призывает и других людей непрестанно восхвалять и славословить Бога. На то, что среди книг, входящих в Священное Писание Вет­хого Завета, Псалтирь занимает особое место, обращали внимание и святые Отцы, которые неслучайно назвали ее Малой Библией. Тематическое исследование Псалтири нам предлагает автор книги, которая вышла в свет в издательстве Общество памяти игумений Таисии и называется – «Псалтирь — Малая Библия».

***

Автор этой книги - Наталия Петровна Борисова (урожденная Воробьёва) родилась в Ленинграде. Ее родители закончили Петроградский университет: отец — физико-математический, а мать — историко-филологический факультет, а дочь унаследовала способности, как к математике, так и к русской словесности. На формирование религиоз­ного мировоззрения Наталии Петровны большое влияние оказали рассказы дедушки, священника Василия Никола­евича Вишневского, по истории Ветхого Завета. Бабушка, Александра Павловна Вишневская (урожденная Чельцова, сестра священномученика Михаила Павловича Чельцова), познакомила внучку с основами православной веры. Окончив среднюю школу с золотой медалью, Наталия Петровна пошла по стопам отца — поступила на физиче­ский факультет Ленинградского университета, выбрав в ка­честве узкой специализации математическую физику.

По окончании Университета научная деятельность На­талии Петровны складывалась таким образом, что ей при­ходилось работать в разных областях теоретической и ма­тематической физики, не задерживаясь на какой-либо од­ной теме. Это отрицательно сказалось на научной карьере, но имело и положительную сторону, а именно: позволило расширить научный кругозор и получить целостное пред­ставление об устройстве материального мира. Более того, это помогло избежать свойственного многим естествоиспы­тателям соблазна противопоставлять науку религии. С дет­ства зароненные в душу зерна православной веры хотя и не сразу дали обильные всходы, все же никогда не подавлялись научными знаниями.

Для Наталии Петровны наука являлась изучением Божьего мира, а потому — не соперницей, а на­дежной сотрудницей богословия. Изучая Священное Писа­ние, творения святых Отцов и сопоставляя прочитанное с современными достижениями естественных наук, она все более убеждалась в том, что последние не только не противоречат, но и блестяще подтверждают слова Откровения Божия, и это укрепляло ее веру. В начале 1990-х годов Наталия Петровна, закончив катехизаторские, а затем богословско-педагогические курсы СПбДА, занималась катехизацией взрослых в Духовном училище и на приходах. Именно мно­голетняя работа по преподаванию курса «Святоотече­ское толкование Псалтири» в Санкт-Петербургском Ду­ховном училище и на приходах и послужило появлению на свет этой книги.

Как отмечает в предисловии автор, «все основные темы Библии, от Книги Бытия до Апо­калипсиса, в сжатой форме содержится в Псалтири. Это делает Псалтирь уникальной со­кровищницей духовной мудрости и в то же время за­мечательным средством благодатного очистительного воздействия на душу, врачующим и духовно укрепля­ющим ее. Это видели святые Отцы и настоятельно рекомендовали постоянно читать Псалтирь. Они усматривали в этой книге некоторые особенности, выде­ляющие ее из других книг Ветхого Завета. Во-первых, Псалтирь доступна любому человеку, независимо от пола, возраста, уровня образования и начитанности. Во-вторых, по замечанию свт. Афанасия Великого, каждый читающий воспринимает слова Псалмопевца как свои собственные. Именно поэтому Псалтирь вошла как не­отъемлемая часть в наше православное богослужение, в молитвы и церковные песнопения. Книга Псалмов назидает, поучает читающего, как жить в законе Господнем, совершенствоваться в добродетели».

Даже сама «последовательность псалмов, как говорит автор, не случайна: по тол­кованию святых Отцов она соответствует постепенно­му духовному возрастанию человека, обратившегося к Богу. В структуре Псалтири древние евреи, а затем и восточные Отцы усматривали 5 частей, по содержанию связанных с пятью книгами Моисея; западные Отцы — три части по 50 псалмов. Каждая часть, по представлениям св. Отцов, является как бы ступенькой на пути духовного восхождения христиа­нина к Богу. Отсюда можно понять, почему последо­вательное чтение Псалтири оказывает такое сильное, благотворное влияние на душу читающего». И если «прочесть всю Библию может не каждый — на это требуется много времени». То «прочитывать «Малую Библию» — 20 кафизм Псалти­ри можно постоянно, и это очень укрепляет духовно. Такое благотворное воздействие на душу потому и про­исходит, что Псалтирь в концентрированной форме включает в себя все Священное Писание».

Как отмечает автор, «по толкованию псалмов на русском языке имеется обширная литература — как святоотеческая, так и близких нам по времени экзегетов. Но в указанных источниках исследование ведется, как правило, по одной схеме — последовательно по псалмам. При таком подходе, когда каждый псалом рассматривается в отрыве от других, ускользает связь между ними, не за­метны композиционные особенности книги в целом, ее структура, а самое главное — ее духовное содержание. Чтобы увидеть в Книге Псалтирь «Малую Библию», необходимо исследовать ее по темам. Именно так и построена книга «Псалтирь — Малая Библия». В ней можно выделить следующие основные темы: духовно-нравственная; мессианская; богослужебная; общая. Книга состоит из 11 частей, причем каждая может рассматриваться в качестве са­мостоятельного исследования по вышеперечисленным темам.

Если говорить немного подробнее, то в первой части рассмотрены первый и второй псалмы, совокупно пред­ставляющие краткое введение ко всему дальнейшему содержанию книги. Как пишет автор, на первый взгляд может показаться, что это очень разные по содержа­нию псалмы, однако между ними есть связь, что читатели и увидят, разбирая их вместе с Натальей Петровной. Авторами обоих псалмов является пророк Давид. Это видно из надписания, сделанного 70 толковниками. Основная мысль первого псалма — блажен­ство праведника и гибель нечестивого. Псалом второй расширяет эту тему, переводя ее на уровень: «Бог и богоборцы». Этот псалом относят к мессианским, как указывающий на Христа и Его распинателей. В нем звучат грозные слова, обращенные к последним: одумайтесь, пока не обрушился на вас гнев Божий!

Вторая часть книги посвящена теме блаженств, которые своими корнями уходят в Ветхий Завет. Словом - «блажен» - открывается Книга Псалтирь, и затем оно проходит через нее всю, представляя как бы ступеньку на пути духовного подъема. Тема подъема по лестнице добродетелей представлена в 3 части, посвя­щенной Песням степеней. При рассмотрении мессианской темы автор исходила из утверждения святых Отцов, что она содержится в каждом псалме. Поэтому задача исследователя состояла не в том, чтобы разбирать псалмы, традиционно отно­симые к «мессианским» — об этом имеется специаль­ная литература, — а в том, чтобы привести примеры иного их рассмотрения. Так, в 4 части книги показаны два со­вершенно разных по форме мессианских псалма — 109 и 44, в которых, по наблюдению тол­кователей, попеременно говорится и о Божестве, и о Человечестве Христа.

Пятая часть посвящена изображению Божией Матери в псалмах. По словам автора, в книге Псалтирь тема Богородицы как самостоятельная встречается довольно ред­ко: одни и те же стихи, относящиеся к Ней, обычно толкуются также и применительно к Церкви Христовой. Впрочем, последняя представлена в Псалтири гораздо шире. Можно указать множество мест, где Псалмопевец свою любовь к Богу распространяет и на святой кивот, и на скинию, и на Его храм, а прообразовательно—на Церковь Христову. Но, как пишет автор, она специально не стала выделять тему Церкви, затрагивая ее только там, где она соприкасается с темой Богороди­цы. В 6 части предметом исследова­ния является Псалом 118, посвященный Закону Господ­ню. В 7 и 8 частях рассмотрены псалмы седьмичного круга и шестопсалмия. Последние три части — общего содержания, т.е. относящиеся к теме «Псалтирь» в целом. Здесь исследуется структура Книги Псалтирь, история богослужебного пения, а также рассматривается, какую роль сыграла «Псалтирь в жизни русского народа» — начиная со времен Киев­ской Руси и вплоть до наших дней.

***

Эта книга, по словам автора, адресована широкой публике и не требует специальной богословской под­готовки. Предполагается однако, что читатель знаком с Псалтирью и слова псалмов у него на слуху. В тоже время, как признается Наталия Петровна, она отдает себе отчет в том, что стоящее в заго­ловке название «Псалтирь — Малая Библия» шире, чем содержание предлагаемой книги, которую следу­ет рассматривать как начало раскрытия данной темы. Но все же автор надеется, что и в представленном виде этот скромный труд может быть полезен читателю, интересующемуся святоотеческим толкованием Псал­тири. И, как говорит Наталия Петровна, ей хотелось бы, чтобы в дальнейшем эта тема была продолжена, ибо Псалтирь, хотя и является «Ма­лой Библией», будучи книгой богодухновенной — не­исчерпаема.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать