Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Когда начинается пост, особенно такой строгий, как Великий, многие начинают вздыхать и печалиться: «Нет, я не могу отказаться от мяса, рыбы, творога» и так далее. Однако пост – это не только исключение из рациона скоромной пищи. Это, прежде всего, правильная организация духовно-молитвенной жизни и усилия сделать отношения с ближними более глубокими, исполненными любви и жертвенности с нашей стороны. И наиболее такая цель очевидна в период Великого поста, который предназначен для того, чтобы подготовить себя к великой радости Пасхи. В прохождении этого великого поприща поможет сборник душеполезных поучений, который вышел в Издательстве Лепта Книга. Он называется – «Прииде пост. Чтения на каждый день Великого поста». Об этой книге – далее в нашей программе.
***
Вашему вниманию предлагается уникальное издание, в котором собраны тексты для душеполезного чтения в дни Великого поста. По словам издателей, книга составлена с ориентацией на древнюю православную традицию, согласно которой из будничных богослужений и вообще из ежедневного чтения в период Св. Четыредесятницы исключаются Евангелие и Апостол. Не рекомендуются новозаветные чтения и для домашнего молитвенного правила. Вместо них верующим для создания покаянного, духовно сокрушенного настроя церковный устав предлагает ветхозаветные, пророческие чтения, многочисленные поучения великих учителей-аскетов древности, «Лествицу» прп. Иоанна Лествичника, а также «Лавсаик» еп. Палладия — сборник житий древних святых, особенно угодивших Господу своим постничеством, воздержанием и любовью к Богу и ближним.
Такое построение чтения, по мнению издателей, - тоже своего рода духовный пост, символизирующий наше недостоинство, стремление к покаянию и горячее ожидание радостного известия о Воскресении Спасителя. Это - одна из граней подготовки к празднику Пасхи, подготовки, составляющей основную цель Великого поста. Книга дополнена проповедями и словами близких к нам по времени святителей, новомучеников, выдающихся пастырей современности и недавнего прошлого, которые раскрывают различные стороны истинного христианского вероучения на фоне великопостного аскетического делания, показывают подлинный смысл Православия, его миссии в современном «пост-христианском», зараженном грехом мире.
Структура книги выстроена так, что собранные поучения освящают каждый день Великого поста, начиная с понедельника первой седмицы и заканчивая Великой Субботой и, конечно же, Пасхальным празднованием. Большинство наших телезрителей знают, что каждая великопостная Неделя посвящена определенному святому или значимому событию, произошедшему в течение всей церковной истории. Для тех же, кто пока только постигает азы Православия напомним, что в первое воскресенье Великого поста совершается так называемое «Торжество Православия», установленное при царице Феодоре в 842 г. в напоминание о победе православных над ересью иконоборчества на Седьмом Вселенском соборе.
Во вторую Неделю Церковь вспоминает одного из великих богословов — свт. Григория Паламу, архиепископа Фессалоникийского, жившего в XIV веке. Согласно с православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что свт. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы, и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста. В третью Неделю - за всенощной выносится после Великого славословия Святой Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».
Эта песнь поется и на литургии вместо Трисвятого. Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он, после чтения часов, перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются Крестопоклонными. А в четвертое воскресенье вспоминается прп. Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в котором показал лествицу, или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию.
В четверг на пятой седмице совершается память прп. Марии Египетской. По традиции накануне в среду вечером служится утреня с так называемым «Марииным стоянием», когда полностью читается Великий канон св. Андрея Критского, тот самый, который читается в первые четыре дня Великого поста, и житие прп. Марии Египетской. Это вечернее богослужение продолжается несколько часов и сопровождается множеством земных поклонов. В субботу на пятой седмице совершается «Похвала Пресвятой Богородице», торжественно поется акафист Божией Матери. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов. У нас акафист «Похвала Богородице» совершается для утверждения верующих в надежде на Небесную Заступницу.
После Субботы Акафиста у нас остается уже не так много времени, чтоб достойно приготовиться к встрече Воскресения Христова, оплакать и исправить неисправное в Покаянии, углубленным размышлением о страданиях Спасителя войти в сочувствие и сострадание Ему. «Шестая и последняя неделя святой Четыредесятницы называется неделею ваий, цветоносною и цветною, от ветвей, с которыми прихожане идут на службы в храмы, воспоминая царский вход Иисуса Христа в Иерусалим, встреченный народом еврейским также с ветвями пальм, которые в российской традиции заменяются вербами.
Этот праздник один из самых трагических в церковном году. Казалось бы – все в нем торжество: Христос вступает в Святой Град; встречают Его ликующие толпы народа, разве здесь есть что-то трагическое? Увы, есть! Потому что все это торжество, все это ликование, все эти надежды построены на недоразумении, на непонимании, и та же самая толпа, которая сегодня кричит: «Осанна Сыну Давидову!», в несколько дней повернется к Нему враждебным, ненавидящим лицом и будет требовать Его распятия»*. А затем наступает Страстная седмица, посвященная последним дням земной жизни Спасителя, Его страданиям и крестной смерти. На все эти евангельские и церковные события в сборнике собраны проповеди и наставления святых отцов и современных проповедников. Завершает книгу Евангельское повествование и описание Праздника, к которому ведёт нас Великий пост - Воскресения Христова.
***
По словам архиепископа Аверкия (Таушева), «Блажен, кто, живя жизнью всей Церкви, всем сердцем своим переживает это время поста, вникает во все глубоко-назидательные мысли, связанные с великопостным Богослужением и впитывает в себя все те возвышающие душу чувства, которые стремится возбудить в нас св. Церковь богослужебными чтениями и песнопениями и соединенными с разными днями Великого поста, празднованиями и воспоминаниями». К этому призвана и представленная сегодня книга.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 апреля
День ангела. 20 апреля
Церковный календарь 20 апреля. Мученик Каллиопий Помпеопольский
Евангелие 20 апреля. Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его
Читаем Апостол. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!