Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«Бывают в духовной жизни... мгновения, которые так прекрасны, так дивны, что хотелось бы, чтобы время, жизнь, вечность на них остановились и никогда ничего другого не случалось бы» — так начинает одну из своих проповедей на праздник Преображения митрополит Сурожский Антоний. О чем говорит здесь владыка Антоний? О том духовном опыте, что некогда — на горе Преображения — ощутили и испытали в своих сердцах апостолы... Именно это глубокое чувство внутреннего ликования от встречи с Богом, полноты причастности Его дарам и овладело тогда целиком Петром, Иаковом и Иоанном, восшедшими вместе со своим Божественным Учителем на Фавор. А что значит праздник Преображения Господня для нас? Задуматься об этом поможет книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Никея и называется – «Преображение Господне. Антология святоотеческих проповедей».
***
Как отмечают издатели, хорошо начинать знакомство с наследием святых отцов через их слова и мысли о праздниках — ведь это свидетельство о радости веры и живое богословие, обращенное к каждому из нас. Святоотеческая антология на Преображение Господне включает творения разных традиций и эпох, византийских, латинских и русских авторов — от святителя Иоанна Златоуста до святителя Луки Крымского. Впервые публикуются переводы проповедей на Преображение блаженного Августина и преподобного Григория Синаита. Издание предваряет вводная статья автора-составителя книги Петра Юрьевича Малкова, призванная в ясной и доступной форме познакомить читателя с важнейшими богословскими и нравственными особенностями святоотеческого учения о Преображении Господнем.
По словам автора, смысл события Преображения раскрывается перед нами в евангельском повествовании о том, как Господь Иисус Христос, взяв с Собой трех Своих учеников, трех апостолов — Петра, Иакова и Иоанна — возвел их на гору и преобразился, изменился перед ними, просияв прекрасным и в то же самое время нестерпимым для их зрения Светом. Подробный рассказ о Преображении содержится у трех евангелистов — Матфея, Марка и Луки (см.: Мф. 17: 1-13; Мк. 9: 2-13; Лк. 9: 28-36).
В настоящее время, как отмечает Петр Юрьевич, праздник Преображения памятен многим в первую очередь из-за связанного с ним красивого и торжественного богослужебного обычая — храмового освящения яблок, винограда и иных плодов; именно благодаря нему праздник и получил свое второе, «народное», название — Яблочный Спас. Обычай освящения на Преображение Господне плодов нового урожая — очень древний. Однако главное духовное значение праздника Преображения заключается, конечно же, отнюдь не в этом священнодействии. Богословский и спасительный для человеческого рода смысл события Преображения Господня раскрывается в дивных песнопениях. И столь же ярко, глубоко и многосторонне раскрывают перед нами его богословское, нравственное, спасительное значение и святые отцы — создатели замечательных проповедей на Преображение.
Древние святые отцы на протяжении многих столетий произносили — за храмовым богослужением, в среде монастырской братии, а также во время торжественных богослужебных уличных процессий — прекрасные гомилии, посвященные изъяснению духовного смысла Преображения Господня. Конечно, они не столь многочисленны, как, например, святоотеческие гомилии на Рождество или Пасху. И все же, - говорит автор, - мы знаем несколько десятков важнейших святоотеческих проповедей на этот Господский праздник. Самые значимые и яркие из них — гомилии святителей Иоанна Златоуста, Прокла Константинопольского, Андрея Критского и Григория Паламы, преподобных Иоанна Дамаскина и Григория Синаита.
Помимо этого, до нас дошли и иные византийские проповеди на Преображение — святителя Кирилла Александрийского, епископа Василия Селевкийского, преподобного Анастасия Синаита, преподобного Феодора Студита, святителя Феолипта Филадельфийского. Также известна поэтичная сирийская гомилия на Преображение, приписываемая авторству преподобного Ефрема Сирина, но скорее всего принадлежащая последователю его богословской и литературной традиции Исааку Антиохийскому. Сохранились и различные латинские проповеди, посвященные этому евангельскому событию, — в том числе три интересные проповеди блаженного Августина.
Конечно же, отмечает автор, духовно значимые и богословски глубокие слова на Преображение создавались не только в древней Церкви. Произносились они за богослужением и совсем недавно — нашими русскими святыми отцами... Среди замечательных русских церковных проповедей, верных духу единого святоотеческого Предания, можно назвать произнесенные в 19-20 столетиях «Слова на Преображение» святителей Филарета Московского и Феофана Затворника, священномученика Сергия Мечёва, святителя Луки (Войно-Ясенецкого)... Некоторые из перечисленных выше проповедей и предложены читателю этой антологии.
Все важнейшие богословские и нравственные идеи, связанные со святоотеческим пониманием духовного значения Преображения, предстанут перед читателем этой книги на ее страницах — как в самих публикуемых проповедях, так и в предваряющем их очерке святоотеческого учения о Преображении по церковным гомилиям. Следует отметить, что в некоторых из этих проповедей тема Преображения используется авторами лишь как внешний повод к духовному — достаточно отвлеченному — аскетическому размышлению или же нравственному христианскому наставлению. Однако все эти проповеди, почти не касаясь «исторической канвы» евангельского события Преображения, в то же время с темой Преображения тесно связаны.
Все они призывают преобразиться во Христе всех нас — во образ явленной на Фаворе Божественной славы Спасителя. Как отмечает автор, «для нас, христиан, также открыт путь на тот же самый Фавор: для всех тех, кто приходит в пока еще теплые августовские дни, на исходе краткого русского лета, в храм — на церковный праздник Преображения... Церковь — удивительное место! Ведь в Церкви — как в реальности Неба на земле, превосходящей своей благодатной силой тварную ограниченность времени и пространства, — христиане таинственным образом оказываются подлинными участниками событий Священной истории, вступают в саму «плоть» Евангелия. И потому-то именно здесь и сейчас мы, стоящие на Преображенском богослужении в храме, можем испытать ту же самую радость, что некогда пережили Петр, Иаков и Иоанн, и оттого благодарно воскликнуть: сегодня это и мой Фавор!»
***
В этой книге нам открывается тот высочайший личный опыт богопознания, которым обладали святые проповедники. Им делятся теперь они — щедро и настойчиво — со всеми христианами, посредством своего обращенного к нам живого слова. Петр Юрьевич Малков, предлагая читателям эту книгу, приглашает их вслед за православными святыми отцами погрузиться в глубины богословия Фаворского Света, попытаться постичь духовный смысл события Преображения. А также узнать, как евангельский Фавор может коренным образом изменить жизнь каждого из нас: если только мы подлинно любим Христа и стремимся к единству с Ним, а в Нем — и друг с другом...
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!