У книжной полки. Протоиерей Константин Буфеев. Православное учение о Сотворении и теория эволюции

12 декабря 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Как часто приходится слышать от людей такие утверждения: «Мир произошел от взрыва», «человек произошел от обезьяны». При этом на просьбу объяснить, как это стало возможным, защитники эволюции ссылаются на труды различных ученых, недоказанные гипотезы которых внедрялись в сознание русского человека в советское время. Советский коммунизм с самого начала связал себя с эволюционизмом, используя его как инструмент пропаганды для разрушения веры людей в Бога. Во всех советских школах дарвиновский эволюционизм преподавали как догму, и православным христианам не разрешалось высказываться против него. Ситуация изменилась в 1991 году с падением советского строя, когда Русская Православная Церковь вновь обрела религиозную свободу. Уже спустя пять лет в православных издательствах стали выходить книги против эволюционизма и в защиту православного учения о Сотворении. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию одну из таких книг.

***

Эта книга, написанная в жанре богословской апологетики, посвящена рассмотрению православного учения о возникновении мира и появлении в нем человека. Она называется «Православное учение о Сотворении и теория эволюции». Ее автор протоиерей Константин Буфеев, основатель Миссионерско-Просветительского Центра «Шестодневъ». Отец Константин является настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове (на севере Москвы), он кандидат геолого-минералогических наук, академик Международной Академии Наук (Российский сектор), более 10 лет преподавал в Николо-Угрешской Духовной семинарии.

Как говорится в предисловии книги, на создание Центра «Шестодневъ» отца Константина сподвиг следующий случай: одна из прихожанок, отроковица по имени Анна, получила выговор и неудовлетворительную оценку в Православной школе за свое сочинение, потому что она предпочла православное святоотеческое понимание вопроса о Сотворении светскому эволюционистскому пониманию. «Если благочестивая юная христианка не может исповедовать веру святых Отцов даже в Православной школе, – подумал отец Константин, – необходимо что-то предпринять, чтобы сделать православных верующих более осведомленными в святоотеческом учении, а также в научных данных, подтверждающих это учение. Главным источником вдохновения в этом начинании для него послужили пример жизни отца Серафима (Роуза) и его труды, в числе которых книга - «Православный взгляд на эволюцию».

Книга отца Константина Буфеева «Православное учение о Сотворении и теория эволюции» - включает в себя большое количество цитат святых Отцов Православной Церкви и является в наше время важным вкладом в дело защиты православного учения о Сотворении мира, в особенности от нападок современной теории эволюции. Книга является достойным дополнением и продолжением работы, начатой в 1970-х годах иеромонахом Серафимом (Роузом). Знаменательно, что столь ценная книга выходит в этот исторический момент из-под пера русского православного священника, имеющего к тому же научную степень. Начиная с последних десятилетий двадцатого века до сего дня, Россия, имеющая наибольший и самый развитый научный потенциал, оказывает наиболее заметное и организованное противостояние эволюционизму – как на научном, так и на богословском фронтах.

Критика эволюционизма поднялась в России с первых десятилетий после публикации «Происхождения видов» Чарльза Дарвина в 1859 году. С богословской стороны, отвержение эволюции было исповедано святителем Феофаном Затворником, святым праведным Иоанном Кронштадтским, преподобным Варсонофием Оптинским и другими, прославленными впоследствии святыми Русской Православной Церкви. С научной стороны, наиболее развернутой критикой теории эволюции явился том в 1400 страниц «Дарвинизм. Критическое исследование» русского естествоиспытателя Николая Яковлевича Данилевского, который, в частности, основывался на исследовании российского биолога прибалтийского происхождения Карла Эрнста фон Бэра, одного из основателей эмбриологии.

Но, как уже отмечалось вначале, после большевистской революции 1917 года любая критика подобного рода подавлялась новым атеистическим режимом. За 70 лет советской власти теория эволюции глубоко укоренилась в нашем народе. И сегодня удивительно то, что многим людям удобнее принять версию, что они произошли от обезьяны, чем признать существование Творца Вселенной! И это тогда, когда многие современные ученые, работающие в светских научных и академических институтах, имея за плечами десятилетия научного опыта, засвидетельствовали, что они не видят убедительных доводов против библейского и святоотеческого понимания Сотворения и истории. Напротив, они нашли много доказательств в его подтверждение, каждое из которых пронизано сиянием мудрости и величия Господа.

Как отмечает автор в одной из глав книги, «эволюционное учение предполагает в развитии мира наличие случайности, неопределенности, непредсказуемости. Никто не может угадать что, когда и каким образом должно появиться из предшествующих форм. Случайным, с точки зрения теории эволюции, было появление земли как планеты и всего, что находится на ней. Французский философ Тейяр де Шарден писал об этом так: «Земля, вероятно, возникла случайно. Но, согласно одному из самых общих законов эволюции, этот случай, едва появившись, был немедленно использован, преобразован в нечто закономерно направляемое». Остается непонятным, - говорит отец Константин, - кем этот счастливый «случай» был «использован» и «преобразован»?

Церковное учение, напротив, исключает случайность создания земли: «В начале сотвори Бог небо и землю» (Быт.1:1). Бог является Творцом земли и всего, что имеется на ней, причем создание всех тварей – дело не случая, а Премудрого Создателя. Мудрости Божией с преизбытком хватило на то, чтобы совершенство и изящество придать каждому из творений и всему миру в целокупности». «Для эволюционистов, по словам автора, ни один из объектов видимого и невидимого мира, как на небе, так и на земле не представляет собой непосредственного Божьего творения, но плод долгого развития материи от «Большого взрыва» (или подобной чуждой Библии мифологемы). Для эволюциониста Бог, если Он вообще где-то есть, не является творцом никакой конкретной твари. В этом вопросе противоположность библейского и эволюционного взглядов выявляется наиболее отчетливо».

Из приведенного фрагмента мы видим, что «разногласие между эволюционным мировоззрением и православным вероучением проявляется как в отношении к отдельным догматическим положениям, так и в отношении к церковному учению в целом. Несовместимость эволюционизма с различными догматическими вероучительными истинами Православия и показана в этой книге.

***

Тематика этой книги имеет актуальное миссионерское и духовно-просветительское содержание. И стоит отметить, что это только первая из книг, написанных руководителем Миссионерско-просветительского Центра «ШЕСТОДНЕВЪ», протоиереем Константином Буфеевым. В последующих программах мы расскажем вам еще о двух книгах отца Константина. Одна из них, дающая анализ эволюционного учения Ч. Дарвина, В.И. Вернадского и П. Тейяра де Шардена, называется - «Православное учение о Сотворении и классики эволюционизма». Другая – под названием - «Православное учение о Сотворении и модернистское богословие» - вскрывает вероучительные ошибки современных авторов-модернистов.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​