У книжной полки. Протоиерей Константин Буфеев. Православное учение о Сотворении и классики эволюционизма

12 февраля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

Сегодня мы продолжаем знакомить вас с книгами протоиерея Константина Буфеева, посвятившего свой трехтомный труд рассмотрению православного учения о возникновении мира и появлении в нем человека. Сегодня на нашей полке представлена вторая книга - «Православное учение о Сотворении и классики эволюционизма». По словам архимандрита Рафаила (Карелина), «эволюционизм не представляет собой единого и цельного учения. В нём можно выделить несколько направлений — от материалистического до идеалистического (включая пантеизм). Но все они несовместимы с православным вероучением. Это и удалось показать отцу Константину в его новой книге.

***

Книга протоиерея Константина Буфеева «Православное учение о Сотворении и классики эволюционизма» вышла в свет в издательстве «Русский издательский центр имени святого Василия Великого». Она содержит научную и богословскую критику эволюционного учения, изложенного в трактатах Ч. Дарвина, В.И. Вернадского и П.Тейяра де Шардена. На примерах анализа творческого наследия этих авторов показана философская и методологическая несостоятельность не только эволюционных концепций материалистического толка, но и «тео-рии божественного эволюционизма». Помимо содержательного исследования учений «трёх китов эволюционизма» в монографии представлен философский (во Введении) и искусствоведческий (в Заключении) взгляды на проблему. Затрагиваются вопросы нравственно-этического содержания социал-дарвинизма, а также иные антихристианские аспекты, присущие эволюционистской идеологии.

Как пишет автор, «вскоре после присвоения священнику Даниилу Сысоеву степени кандидата богословских наук один из оппонентов во время диспута дерзким вопросом осадил его: «Как Вы смеете критиковать теорию эволюции, не имея специального биологического образования?» Отец Даниил смиренно согласился: «Да, Вы правы. Образование у меня не естественнонаучное, а семинарское. Как у Дарвина». Этот забавный эпизод, по мнению отца Константина, позволяет провести любопытное сопоставление. Существует такая академическая дисциплина, как теология (или, по-русски — богословие). Но нет такой науки, как «эволюциеведение» или «эволюциология», или «эволюциознание». Не только в Духовных семинариях, но также во многих университетах мира можно встретить кафедры теологии, укомплектованные профессорами и докторами теологических наук. Но не существует ни одного учёного, который являлся бы «специалистом по научному эволюционизму» или имел бы звание «кандидата эволюционистских наук».

К сказанному автор добавляет, что среди угодников Божьих, прославленных Православной Церковью в лике Святых, известно по крайней мере три богослова: апостол и евангелист Иоанн Богослов, святитель Григорий Богослов и преподобный Симеон Новый Богослов. Но среди Святых Отцов не было ни одного эволюциониста. Таким образом, специалистов в области богословия можно найти немало, причём наиболее авторитетными из них православная традиция признаёт святых учителей Церкви. Специалистов же в области эволюционизма нет ни одного! В качестве экспертов по этому вопросу обычно привлекают учёных из различных областей знания — астрофизиков, геологов, биологов, философов, лингвистов и некоторых других. Но все они, даже будучи глубочайшими знатоками в своей научной области, не могут считаться «профессионалами» в области «теории эволюции». Такой науки нет.

По словам автора, наблюдаемое повсюду разнообразие форм живой и неживой природы, «видимого всем и невидимого», можно объяснить либо признанием Разумного Творца, изволившего создать мир именно таким, каков он есть — либо наличием эволюционного процесса, приведшего вселенную к нынешнему состоянию. Как Живой Бог, так и закон эволюции не являются неоспоримо установленными «фактами». А даже то, что принято считать неопровержимыми фактами, каждый человек интерпретирует, руководствуясь своими научными и богословскими представлениями. Святитель Феофан Затворник предупреждает: «Необходимо различать теории от подлинных фактов. Теории — личное дело учащих; факты — общее достояние. Истинной настоящей теорией может быть только та, которая согласна с христиан-скими истинами».

Выражения «верить в...» и «признавать сущестование...» являются взаимозаменяемыми синонимами. Обычно, имея в виду Бога, принято говорить о «вере в Него», а в отношении эволюции чаще употребляют выражение «признавать её существование» — хотя вполне допустимо и противоположное словоупотребление. К обоим понятиям — Богу и эволюции — вполне приложимо апостольское определение веры: вещей обличение невидимых (Евр. 11, 1) или, по-русски, «уверенность в невидимом». При этом вера в Бога Творца противоположна вере в саморазвитие вселенной. В этом смысле, как указывал Лев Александрович Тихомиров, строгий библейский креационизм является альтернативой всем остальным религиозным и научным воззрениям, исповедующим всецелую или частичную эволюцию мира: «Идея создания могла явиться только из Откровения Того, Кто стоит вне законов вещества, Который Сам создал вещество».

Митрополит Макарий (Булгаков) пишет, что «учение о Творении принадлежит к числу отличительных истин Божественного Откровения, которой не ведали не только простые язычники, но и самые их мудрецы». Алексей Степанович Хомяков весьма точно заметил: «В языке религии, переносящей в невидимое небо законы, которыми управляется видимый мир земли и его видимый владыка человек, свобода выражается творением, а необходимость рож-дением. Едва ли можно найти символы более верные для олицетворения этих отвлечённых идей». Православная Церковь исповедует Бога Существом, имеющим абсолютную свободу и ничем не ограниченное волеизъявление. Эволюционные же изменения проявляются не иначе, как путём смены поколений, то есть через механизм рождения (точнее — рождения и смерти).

Как отмечает архимандрит Рафаил (Карелин), «идеи эволюционизма проскальзывали в некоторых философских системах Востока и Запада уже с глубокой древности, но распространения и влияния на современников не имели. Некоторое сходство эволюционизм имеет с метемпсихозом — учением о перевоплощении, где от кармы человека (его душевного содержания) зависит последующее рождение». Наиболее значительными и общепризнанно авторитетными, классиками эволюционизма, можно назвать Дарвина, Вернадского и Шардена. Три части данной монографии посвящены этим «трём китам эволюционизма», представившим в своём научном наследии три различных философских направления: Ч.Р. Дарвин — агностицизм, В.И. Вернадский — материализм, П.Т. де Шарден — божественный телеологизм. Исторически первым прославился английский натуралист. Потом — российский академик, лекции которого слушал в Париже французский естествоиспытатель, предложивший богословское осмысление теории эволюции. В таком порядке автор и рассматривает их творчество на страницах этой книги.

***

В этой книге отца Константина дан подробный анализ и критика теории эволюции как с религиозной, так с научной позиции. Автор указывает на внутренние противоречия и алогизм этой теории, а также на сознательное искажение и фальсификацию фактов, которыми пользуются некоторые популисты эволюционизма. Над разработкой этой темы автор трудился более двадцати лет. Книга написана с православных позиций. Она будет, безусловно, полезна всем желающим использовать естественнонаучную апологетику в целях утверждения правильного взаимоотношения между наукой и религией — как для светских учёных, так и для церковных миссионеров и катехизаторов.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​