У книжной полки. Иеромонах Симон (Безкровный). Практическое руководство к стяжанию Иисусовой молитвы

27 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

Внутри души каждого человека существует дверь, ведущая в Царство Небесное. И эта дверь есть Господь Иисус Христос. В имени Иисус присутствует Бог, поэтому оно Божественно, ибо несет в себе Божественную благодать. Через это святое имя происходит непосредственное живое общение души с живым Единым Богом. Иисусовой молитвой молятся благочестивые миряне, монахи произносят ее умом в храме во время богослужений, ею заменяют церковные службы отшельники и анахореты в уединении, она для людей - «огонь, пожирающий страсти». О том, как стяжать Иисусову молитву, говорит иеромонах Симон (Безкровный), книгу которого мы и предлагаем сегодня вашему вниманию.

***

Имя иеромонаха Симона (Безкровного) хорошо известно современному читателю, ранее он издавал свои книги под псевдонимом монах Симеон Афонский. Новая книга, вышедшая в свет стараниями Усекновенской пустыни «Катафиги» на Святой горе Афон, а также Издательств – КАМНО и «Синтагма», посвящена Иисусовой молитве. Как отмечают издатели, по просьбам многих монахов и монахинь, желающих неложного спасения, было составлено это «Практическое руководство к Иисусовой молитве». Ведь чтобы молиться Иисусовой молитвой, нужно хорошо понимать ее смысл, и к ней ни в коем случае не следует относиться легкомысленно. Необходимо точно знать, что нам предстоит совершить в молитвенной практике и к чему мы в ней должны стремиться.

Суть этого спасительного делания, - отмечает отец Симон, - углубление покаяния, средство совершенствования в покаянии - внимание, цель покаяния - всецелое соединение со Христом. Как говорится, вкус меда узнает и слепой. Источник истинного счастья - только благодать Христова, все остальное - заблуждения. Единственная цель жизни на земле - это смирение, а единственная цель духовной практики - спасение души через покаяние. Желая узнать многое, мы теряем возможность узнать Одно, Которое и есть Истина. При этом желаем благодатного утешения - и не получаем. Не желаем скорбей - и находим их. Если принимаешь утешение, принимай и скорби, - говорит отец Симон. Другого пути нет, чтобы преодолеть и победить сей мир - прибежище скорби и соединиться со Христом.

По словам автора, начало спасения - стяжание мира душевного через исполнение заповедей Евангелия, середина спасения - очищение ума и сердца от греховных страстей и помышлений в покаянной и внимательной молитве, завершение спасения - стяжание святости через безстрастие и безмолвие и соединение с духовным Солнцем вечной жизни - со Христом. Такое соединение есть совершенное освящение и обожение человеческого духа нетварным светом Пресвятой Троицы. Если не будешь близок со своим истинным Спасителем и Другом - Христом, то в запоздалых раскаяниях оставишь этот мир, который есть лишь временный попутчик. Отдельно от Христа нет спасения, поскольку Христос и есть спасение. Если не научишься мудро направлять свою жизнь с помощью заповедей Евангелия, то она будет править тобой, словно неразумным младенцем.

Прямая задача Церкви, - отмечает автор, - сделать нас духовными существами во Христе, а не бренными жителями земли, привязанными к плоти и суетному, ложному существованию. Имя Иисус есть откровение Свыше и является энергией Божества. В имени Божием живут Божественная Мудрость и Небесный Свет, просвещающий всякого человека, произносящего это святое имя. Призывая имя Иисуса Христа, мы опытно переживаем присутствие в нас блаженного и непостижимого Бога. Христос в молитве становится жизнью нашей жизни, уйти от которой никуда и невозможно, ибо это есть жизнь вечная в блаженстве Царства Божия: «Сия есть вечная жизнь, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3). Однако шествовать этим путем следует вдумчиво и внимательно, храня во всем трезвение ума.

По словам отца Симона, в Иисусовой молитве находится вся полнота спасающей и просвещающей благодати: «Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор. 6:17), - говорит апостол. Тот, кто практикует эту молитву, исполняет в ней все обеты и заповеди. Для ведения подлинной молитвенной жизни нужно быть человеком определенной человеческой культуры и иметь чуткость сердца. Христос, сидя одесную Отца, никогда не оставляет Своего человеколюбия, а пребывая с людьми, всегда был един с Отцом Небесным: «Я и Отец - одно» (Ин. 10: 30). В этом, как отмечает автор, для нас заключена тайна нашей духовной свободы, спасения и послушания: «Отец во Мне и Я в Нем» (Ин. 10: 38), по слову Христову. Соединившись через послушание воедино в Духе с Господом, мы никогда не должны оставлять всемерную любовь к ближним, а помогая и служа людям в их спасении, не прекращаем пребывать в совершенном единении со Христом и, таким образом, с Богом Отцом. Именно к такому единению с Отцом Небесным через Иисуса Христа возводит душу Иисусова молитва.

Эта молитва есть исповедание нашей веры в Бога Иисуса Христа, Света от Света, воплотив-шегося ради нашего спасения, распятого, страдавшего за нас, погребенного и воскресшего. Иисусова молитва - это наше сердечное раскаяние в отпадении от Бога, глубокое и искреннее покаяние в собственной греховной жизни и неотступная надежда на прощение и милость Божию. Молитва - это наше рождение в Боге. Она приводит нас к совершенному исполнению заповедей Христовых, а отступление от них ведет к потере молитвы, ибо мы ничто без Духа Святого. В этой молитве предпочтительнее не придумывать своих слов, чтобы слова «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» навсегда укоренились в уме, сердце и душе человека.

Чтобы спастись, нам необходимо сделать себя свободными и мужественными православными людьми во Христе, а быть равнодушными, слабыми и нерешительными - нельзя. О том, как спасаться, хорошо сказано в послании апостола Павла: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию» (l Кор. 10:31). Что значит - «во славу Божию»? С именем Христовым на устах и в сердце, и с полным вниманием. Это и есть наша духовная практика, где бы мы ни находились. Если в течение суток ты живешь как слепец, а объявляешь себя православным, не имея ни доброты, ни любви к людям, то ты уже перестал им быть и зря растрачиваешь свою жизнь.

Говоря в общем, к Богу приходят два типа людей. У одних сердце и ум, будучи неповрежден-ными, ищут прямого постижения истины, и они быстро стяжают благодать и просвещение духа. У других душевные недуги велики, и они нуждаются в непосредственном исцелении в Боге и лишь затем приходят к осознанию необходимости спасения. Поэтому их путь требует посте-пенности. Тот, кто поставил себе эту святую цель спасения, должен вначале услышать о практике покаянной молитвы и ознакомиться с ней. Обо всем этом и рассказывается в настоящем духовном руководстве для посвятивших себя стяжанию спасительной молитвы.

***

По мнению автора, чтобы стать подлинными христианами и возлюбить Христа всей душой, всем сердцем и умом, необходимо полностью изменить собственную жизнь, сделав покаянную Иисусову молитву ее основанием. Практика молитвы и созерцания должна принести плоды прямо в этой жизни, потому что в ином мире уже поздно что-либо практиковать. Не пытайся обнять Бога мыслью, - говорит отец Симон, - обними Его молитвенным сердцем и оставайся с Ним всегда: это и есть спасение. Последовательному раскрытию молитвенного возрастания в призывании Божественного имени и окончательного спасения, и освящения человека посвящены главы этой книги.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы