Аудио |
|
Скачать .mp3 |
В православном календаре около 200 дней в течение года – постные. И несмотря на то, что пост установлен много веков назад, сегодня бытует мнение, что это лишь определенные гастрономические ограничения. Но еще свт. Иоанн Златоуст предостерег – «Ошибается тот, кто считает, что пост – это лишь воздержание от пищи. Истинный пост есть удаление от зла…» Поэтому книга, которую мы вам сегодня предлагаем, призвана восполнить пробелы в православном сознании. Она рассказывает об однодневных и многодневных постах, принятых Уставом православной Церкви, знакомит с историей, традициями и правилами соблюдения постов, а также представляет постную кухню со множеством разнообразных рецептов – от салатов и супов до сладостей и напитков. Эта книга вышла в свет в издательстве Ковчег и называется – «Постимся постом приятным: О духовном смысле поста. Лучшие рецепты постной трапезы».
***
Итак, в книгу «Постимся постом приятным» вошло подробное описание четырех многодневных постов, установленных Православной Церковью, с указанием их духовного смысла и степеней строгости (напомним, это Великий пост, Рождественский, Петров и Успенский). Книга рассказывает о том, как приучить себя к посту, как конкретно проводить каждый из многодневных постов, как поститься детям и недугующим. Особую часть ее содержания составляют многочисленные рецепты постной трапезы, для удобства расположенные в соответствии с каждым из многодневных постов, а также рецепты блюд праздничной Рождественской и Пасхальной трапезы.
О главном смысле поста составители книги пишут в первой части издания. Здесь, в частности, они отмечают, что первая заповедь, данная Богом человечеству, - о посте. Она была необходима для нас в раю, до грехопадения, и тем нужнее стала после изгнания из рая. Мы должны поститься, исполняя Божию заповедь. Так, в книге пророка Иоиля сказано: «Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании... назначьте пост» (Иоил. 2, 12-15). Бог повелевает здесь, чтобы грешные люди постились, если хотят получить Его милость. В книге Товита Ангел Рафаил говорит Товии: «Доброе дело — молитва с постом и милостынею и справедливостью... Лучше творить милостыню, нежели собирать золото (Тов. 12, 8). В книге Иудифи написано, что Иоаким, великий священник Господень, обходил весь народ израильский и говорил, что Господь услышит их молитвы, если они пребудут в посте и в молитвах».
В книге святого пророка Ионы рассказывается, что царь ниневийский, услышав пророчество Ионино о гибели города, облекся во вретище и запретил вкушать всему городу, чтобы не только люди постились, но чтобы и скотам не давали пищи в течение трех дней. Царь Давид упоминает в псалмах о том, как он сам постился: одевался во вретище, изнурял постом душу (Пс. 34,13); и в другом псалме говорит: Колени мои изнемогли от поста (Пс. 108, 24). Вот как постился царь, чтобы Бог был милостив к нему! Сам Спаситель постился сорок дней и сорок ночей, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет. 2, 21), чтобы и мы по силе нашей хранили пост в Святую Четыредесятницу. Постились и святые апостолы, как об этом говорится в Деяниях.
«Поститься христианину необходимо для того, — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, -- чтобы прояснить ум и возбудить, и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением и пьянством и заботами житейскими (Лк. 21, 34), а чрез то отпадаем от Источника жизни — Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий. Объедение и сластолюбие пригвождают нас к земле и подсекают, так сказать, у души ее крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержников! Они, как орлы, парили в небесах; они, земнородные, жили умом и сердцем на небесах и слышали там неизреченные глаголы, и там научились Божественной премудрости».
Исходя из наставления святого Иоанна можно заключить, что пост служит для нас необходимым средством к нашему освящению и единению с Богом, средством к живому участию в жизни, страданиях, смерти и славе Богочеловека и святых Его. С давних пор христиане добровольно лишали себя удобств, удовольствий, жизненного комфорта, противопоставляя этому пост, поклоны, молитвенные бдения, стояния, хождение по святым местам, паломничество ко святыням. Это всегда считалось лучшим и живым свидетельствованием нашей православной веры. Однако многие наши современники считают, что при нынешнем бедственном положении в России, когда у многих нет денег даже на самые дешевые продукты, пост — не тема для разговора.
Однако они не задумываются о том, что основа поста — это борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту. Желающие соблюдать пост должны посоветоваться с опытным духовником, рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и испросить благословения на совершение поста. Как писал святитель Иоанн Златоуст, пост — это лекарство, но даже самое полезное лекарство становится бесполезным, если больной не знает, как его употреблять. Пост, - отмечают издатели, — это аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности. Тем, кто начинает поститься уже в зрелом возрасте, кто никогда раньше не постился, авторы книги советуют, начинать поститься постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года.
Так, например, праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Начинай исполнять заповеди, касающиеся малого, и ты исполнишь заповеди, касающиеся великого: малое везде ве дет к великому. Начни исполнять только заповедь о посте в среды и пятницы или десятую заповедь, касающуюся худых помыслов и желаний, и ты исполнишь все заповеди. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом (Лк. 16, 10). А еще каждый, приступающий к подвигу поста, должен знать: «Кто постится по тщеславию или считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. И оказывается, что он не только не положил камень, а снял два и может разрушить всю стену осуждением ближнего. А кто разумно постится, тот не думает, что он совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника...». Об этом говорит преподобный авва Дорофей.
Далее в этой книге приведены правила строгого поста, указанные в Церковном Уставе. Но, как отмечают издатели, пост — это не смирительная рубашка. Пожилые, больные люди, дети (до четырнадцати лет), а также беременные женщины освобождаются от строгого поста. Однако о мерах послабления следует посоветоваться со священником. «Относительно поста, когда нет здоровья, — пишет святитель Феофан Затворник, — терпение болезни и благодушие во время ее заменяют пост. Поэтому извольте употреблять пищу, какая требуется по свойству лечения, хотя она и не постная». Ослабление поста Отцы Церкви советуют вознаградить внутренними чувствами сокрушения и возжелания Господа. Подробнее о том, как проводить время постов, как приучать себя к посту и многое другое читайте на страницах этой книги.
***
С помощью этой книги читатель познакомится со значением православного поста, с его историей и общими правилами, а также с особенностями питания во время поста. Об этом рассказывает первая часть книги. А во второй - содержатся сведения о том, какие продукты обязательно должны входить в рацион постного стола, а также многочисленные рецепты постной трапезы. Нет сомнений в том, что постный стол полезен для здоровья. Однако стоит помнить, что истинный пост не цель, а средство — смирить свою плоть и очиститься от грехов. Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Без молитвы и покаяния, без воздержания от страстей и пороков, искоренения злых дел, прощения обид, воздержания от супружеской близости, исключения увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телепередач, теленовостей, пост становится всего лишь диетой.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 29 марта 2024 года
Профессор А.И. Осипов. Первые плоды духовной жизни
Профессор А.И. Осипов. Три истины? которые открыл Христос. Часть 2
Профессор А.И. Осипов. Три истины? которые открыл Христос. Часть 1
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!