У книжной полки. Архиепископ Аверкий (Таушев). «Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче». Поучения на Великий пост. О покаянии

20 марта 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» - такой призыв Господа Иисуса Христа, вышедшего на Свое общественное служение человеческому роду после Крещения, слышали мы в праздничные дни Богоявления (Мф. 4:17). «Покаяния отверзи ми двери Жизнодавче!» - так молитвенно отвечает на этот призыв Господа от лица каждого верующего Святая Церковь. Эти проникновенные слова слышали мы в преддверии Великого поста, и далее, на протяжении всей Четыредесятницы, мы вновь и вновь обращаемся к Богу с покаянными слезами, чтобы Он помог нам встать на путь спасения. Однако у всех ли призыв к покаянию находит отклик в сердце? Задуматься над этим и многими другими вопросами, которые возникают у нас во время Великого поста, обрести покаянный настрой, заглянуть в глубину своего сердца помогут читателю проповеди известного богослова и проповедника архиепископа Аверкия (Таушева). Они составили сборник, который так и называется - «Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче».

***

Эта книга, составленная по трудам архиепископа Аверкия (Таушева), представляет собой некий путеводитель по Великому посту, который вводит читателя в полноту его покаянного строя, начиная с подготовительных недель. В своих поучениях, составленных для наставления паствы, Владыка показывает, сколько заботы и попечения о спасении душ имеет Мать наша Церковь. Сначала Она стремится всеми мерами подготовить нас к проведению Великого поста, и если только мы добросовестно следуем всем Ее уставам и указаниям о его прохождении, все должно располагать нас к покаянию – помогать нам принести действительно искреннее и нелицемерное покаяние.

Однако, как сокрушается владыка Аверкий, «многие в наше  время подобно евангельскому блудному сыну, ушедшему из отеческого дома, живя «на стране далече», вдали от Церкви и ее спасительных уставов, совсем утратили правильное понятие о посте и, не зная его смысла и значения, имеют превратное о нем представление». Также многие, по мнению Владыки, не имеют правильного  понятия о покаянии.  Едва  ли  не  большинство  современных христиан, - говорит архипастырь, - искренно думают, что «покаяться» это значит — придти на исповедь к священнику и, пересказав ему свои грехи, выслушать разрешительную молитву, чтобы потом, выйдя из церкви, вновь продолжать свою былую безстыдную и безстрашную греховную жизнь, почти без всякого зазрения совести или всячески оправдывая себя.

А ведь без покаяния, напоминает владыка Аверкий, нет спасения. Но что значит – покаяться? «Покаяться, - говорит проповедник, - значит, переломить, переделать себя, изменить свои нравы и  привычки — изменить  свою  искаженную  грехом  природу  к  лучшему:  переделать на новый лад, как свой внешний строй жизни, так и свое внутреннее настроение — свои мысли, чувства и желания. Покаяться это значит — обновиться духом, оставить свои прежние грехи и греховные навыки и начать свою  жизнь по-новому - так, как  этого требуют Божественные законы Царства Небесного. Вот  почему «Без  покаяния  нет  спасения»,  ибо  как  может  войти  в  Царство  Небесное человек,  который  упорно  отстаивает  свою  греховную  волю,  не желая  склониться  перед  волей Божией, всеблагой и всеправедной, упрямо остается при своих старых греховных привычках и не желает приноровить себя и свою жизнь к законам Царства Небесного».

По словам архиепископа Аверкия, часто люди в свое оправдание говорят: «Мы – не монахи». Да никто, - отмечает Владыка, - и не требует, чтобы вы жили, как монахи! Господь ждет от вас только того, чтобы вы жили, как христиане. Евангелие Христово ведь не для одних монахов написано, и Церковь Христова не для монахов только учреждена нашим Господом и Спасителем, а для всех христиан. И Господь, пострадавший за нас, кровь Свою безценную на Кресте проливший за нас, чтобы спасти нас, ждет, чтобы все мы, носящие имя Его последователей – христиан, исполняли Его святые евангельские заповеди и уставы учрежденной Им для нашего спасения Святой Церкви. Вот и все! И кажется, – так ясно и понятно, и вполне естественно и справедливо. А если мы не исполняем того, что должны исполнять, то нам надо каяться и стремиться к исправлению».

«Само собою, - отмечает владыка Аверкий, понятно, что настоящее покаяние требует подвига – подвига тяжкого, болезненного, упорного, к которому необходимо, употребляя все усилия своей доброй воли, настраивать, нудить и возбуждать себя. Однако, в виду крайней поврежденности грехом нашей духовной природы, нашей нравственной порчи, одних наших собственных усилий далеко недостаточно. Нужна благодатная помощь Божия, которая привлекается искренней, из глубины сердца исходящей, слезной мольбой ко Господу-Жизнодавцу, чтобы Он умягчил наше сердечное окаменение, возбудил в нас спасительную скорбь о своих грехах и воспламенил в наших сердцах преданную любовь к Нему и горячее стремление исправиться и жить впредь по Его святым заповедям.

Таким именно слезным молитвенным воплем о помощи, по словам Владыки, и является это умилительное песнопение: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!..», которое святая Церковь влагает нам в уста еще заблаговременно – за целых три недели до наступления Великого Поста, чтобы помочь нам, заранее еще, внутренне подготовить себя к предстоящему нам подвигу покаяния. Вместе с тем, и все остальное Богослужение четырех воскресных дней, предшествующих Великому Посту, и особенно ежедневное Богослужение последней перед ним седмицы, по особой богослужебной книге, которая носит название «Триоди Постной», способствует также такому же внутреннему приготовлению нас к покаянному постному подвигу. Сами Евангельские чтения этих дней и связываемые с ними образы и воспоминания ставят себе задачей – умягчить наши души, растопить лед «окамененного нечувствия» на наших сердцах, заставить обратить внимание на губительность того греховного состояния, в котором мы живем. И всем сердцем возжелать того вечного спасения, ради которого и приходил на землю воплотившийся Единородный Сын Божий, пострадавший за нас и принявший страшную поносную смерть на кресте только для того, чтобы даровать нам это вечное спасение.

Да, все премудро и разумно в нашей Св. Церкви, матерински пекущейся о нашем спасении. А потому, - говорит архипастырь, от вас ничего более не требуется, как только тщательно усваивать, впитывать в себя все, чему учит и наставляет нас Св. Церковь, и становиться церковными людьми, то есть не формально лишь числиться, а действительно быть членами Церкви — жить жизнью Церкви». А она, как отмечает Владыка Аверкий, - наглядным и ощутительным для всех образом проявляется прежде всего в Богослужении — в нашем исполненном глубочайшего назидания годовом круге Богослужения. Вот почему так необходимо стараться не пропускать ни одного Богослужения, вникать в Богослужение, сливать свою личную жизнь с жизнью Церкви в ее Богослужении.

Все церковные праздники, дни памяти святых и посты с их Богослужебными чинопоследованиями имеют своей задачей, духовно воспитывать наши  души, преобразовывать нас в «новую тварь», годную для наследования предназначенного нам Богом вечного блаженства. А это совершенно необходимо, ибо ничто скверное и нечистое не имеет наследия в Царстве Божием и не может войти в него (Ефес. 8:5 и Откр. 21:27). Но особенно важное значение в этом отношении имеет Великий Пост, как время нарочито определенное Св. Церковью для всеобщего вашего нравственного очищения и освящения, ради достойной подготовки к празднованию величайшего христианского праздника Пасхи, когда мы «смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начала» и когда Св. Церковь как бы дает нам вкусить предначатие уготованного нам райского блаженства.

***

Из собранных в этой книге поучений можно почерпнуть ещё одну очень важную мысль: Великий пост есть для нас как бы школа истинно христианской жизни. Но, как и во всякой школе, пользу извлекает лишь тот, кто добросовестно учится, внимательно слушая учителей и старательно, со всем усердием выполняя все задания. «Так и Великий пост, по словам архиепископа Аверкия (Таушева), может принести настоящую пользу только тому, кто добросовестно постится, внимает всем глубоко-назидательным наставлениям Церкви и ревностно стремится исполнять все то, что от него требуется». Как отмечают издатели, вникая в наставления и рассуждения данного сборника, можно извлечь для себя большую духовную пользу. Основанные на многовековом опыте церковном, они глубоко назидательны, а сказанные прекрасным литературным языком и окрашенные яркими примерами, будут понятны всякому читателю.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать