Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«Обязанность наша в том, чтобы не только с миром и верой говорить об истине евангельской, но и свидетельствовать о ней евангельской жизнью», - говорил Патриарх Сербский Павел. 15 ноября 2009 года окончилась земная жизнь Святейшего, которая явила собой ясное и неоспоримое свидетельство того, что в любое время, даже при самом высоком и трудном служении, непреодолимых преград к тому, чтобы жить по Евангелию, нет. Сам Патриарх Павел жил по Евангелию, был духовным ориентиром для своих современников, равно как и для тех, кто пришел после него. «Святой нашего времени» - с таким убеждением оставались все, кому доводилось встречаться и общаться с ним. К их числу принадлежит и Жан-Клод Ларше, автор книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря и называется «Патриарх Павел. Святой наших дней».
***
Сербский патриарх Павел — один из самых уважаемых и высокочтимых православных предстоятелей Церкви прошлого века, стяжавший широкую известность не только в своей стране, но и во всем православном мире. Его величие заключалось в смирении, и сила его — та, что совершается в немощи (2 Кор. 12, 9). Несмотря богоугодную жизнь и деятельность, в конце 1990 года, когда он был избран патриархом Сербским, многие были этим удивлены. Ведь он не был известен широкой общественности, произошло это только после его интронизации. Было это так. Осенью 1990 года преставился патриарх Герман, и нужно было избрать нового патриарха. Выбор пал на епископа Павла, которому тогда было семьдесят шесть лет.
Владыка Павел был первым, кого избрали согласно правилам, утвержденным в 1967 году Архиерейским Священным Синодом под председательством патриарха Германа. Сначала должны были избрать трех епископов. Записки с их именами помещались в урну для голосования. Одну из них вытягивали; жребий указывал на выбор Святого Духа, внемлющего молитвам епископов. Такая форма выборов была названа апостольским указанием, поскольку применялась еще на заре христианства (см. Деян. 1, 26) и имела то преимущество, что соединяла выбор человеческий и Божественный. То, что епископ Павел был избран своими собратьями уже в первом туре, стало сюрпризом как внутри самой Сербской Церкви, так и вне ее. Хотя он был известен и почитаем за святость жизни, все же не относился к епископам, работавшим в окружении предыдущего патриарха, или к архиереям, популярным благодаря широкому освещению в СМИ их официальных зарубежных миссий либо стяжавших славу богословов международного уровня.
Простая и смиренная жизнь епископа Павла, казалось, не прочила ему такого высокого церковного, социального и политического положения. Скромность и кротость, малый рост не выдавали в нем человека авторитетного и представительного, чего требует служение патриарха. Сам он не только не выдвигал свою кандидатуру, но и вовсе не стремился к такой деятельности. Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович), бывший одним из первых среди претендентов на патриарший престол, как-то заметил, что избранный епископ «был единственным, кто действительно не хотел стать патриархом». По своей простоте и смирению владыка Павел был удивлен и смущен тем, что выбор пал именно на него. По его собственным словам, назначение стало для него настоящим шоком. Однако позже он скажет: «Я успокоился, когда понял, что самое высокое положение состоит в том, чтобы быть примером в служении и заботе о ближнем, а не раздавать приказы». Между тем последствие выбора, утвержденного решением Архиерейского Священного Синода, в дальнейшем будет сказываться наилучшим образом на делах Церкви.
Смирение и добродетели епископа-аскета лежали в основе его успеха и делали его хозяином положения перед лицом тех трудностей и вызовов, с которыми предстояло столкнуться Сербской Церкви. Епископ Жичский Стефан, один из претендентов на патриарший престол, признавался: «Я плакал от радости, когда узнал, что его выбрали, поскольку он наиболее святой и достойный среди нас, величайший молитвенник, воссевший на престол святого Саввы. Его вступление на служение в качестве главы Сербской Православной Церкви в этот период, когда молитвы стали редки, но как никогда необходимы, есть проявление воли Духа Святого, чтобы Церковь святого Саввы еще более утвердилась». Митрополит Загребско-Люблянский Иоанн, замещавший патриарха Германа во время его болезни, отмечал: «Патриарх Павел — лучшее решение в настоящих условиях. Это наш самый выдающийся епископ в плане монашеской и подвижнической жизни. В такой ситуации лучше всего подходят евангельские слова из песни Богородицы: низложил сильных с престолов, и вознес смиренных... (Лк. 1,52)».
Действительно, святость жизни патриарха станет как для православных Сербской Церкви, так и для верных других Поместных Церквей образцом совершенного исполнения слов Христа, сказанных ученикам: ... вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10, 42-45). Примечательно и даже удивительно, - пишет автор, - то, что этот внешне маленький и хрупкий человек, смиренно возглавивший Сербскую Церковь, оставался очень простым и вел ту же строгую и упорядоченную аскетическую жизнь, как и в начале своего монашеского пути.
Каждый день, вне зависимости от обстоятельств, места, степени усталости, он соблюдал строгий порядок в совершении богослужений, принимал всех верующих, которые этого хотели, в своей домовой патриаршей церкви, где каждое утро без исключения он служил литургию. Он встречал всех с простотой, не различая людей по их социальному положению, духовному или нравственному состоянию, отказываясь от полагающейся его должности платы, делясь со всеми тем немногим, что он оставлял себе на жизнь. Он сам вел все дела по хозяйству в своем скромном жилище, сам покупал продукты, самостоятельно готовил, чинил свою обувь и штопал подрясник. Часто вместе с самыми простыми работниками Патриархии он выполнял неприметные повседневные дела. Отказавшись от машины с водителем, он пешком, без сопровождения передвигался по улицам столицы, охотно общаясь с прохожими, или пользовался общественным транспортом и как самый обычный человек покупал себе билет.
Можно восхищаться и тем, - отмечает автор, - что во время межэтнической и межрелигиозной розни, которую познала Югославия в период его патриаршества, он, безусловно защищая сербский народ, его духовное и культурное достояние — наследие долгой и богатой истории в лоне православного христианства, — становится неустанным ходатаем за пострадавших сербов, в том числе и косовских, перед всеми национальными и международными инстанциями не из политических соображений, но во имя христианства. Как сам он провозгласил в день своего избрания патриархом — руководствуясь одним лишь Евангелием и во имя Бога всегда защищая человека вне зависимости от его религиозной и этнической принадлежности, следуя слову апостола, имя которого он носил: Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Тал. 3, 28).
В то время когда многие из его соотечественников поддавались безрассудной логике войны и ослеплению национализмом до такой степени, что оправдывали совершенные своими же согражданами акты насилия, патриарх Павел осуждал насилие, откуда бы оно ни исходило, и постоянно принимал сторону жертв, кем бы они ни были. Перед лицом бесчеловечных поступков как тех, так и других он не переставал призывать: «Будем людьми!» — подразумевая под этим не гуманистическую концепцию человека, но библейское, христианское его измерение как бесконечно ценной, уникальной, незаменимой личности, носительницы в своей природе образа Божия. Взывая о любви к врагам, но в то же время, понимая, что этот христианский идеал для многих недостижим, он неустанно просил, чтобы все исполняли хотя бы другую заповедь, тоже библейскую: не делайте другому того, чего бы вы не хотели, чтобы делали вам (см. Лк. 6, 31).
Во всех конфликтных ситуациях патриарх Павел, укрепляемый внутренним миром аскета, по благодати Божией побеждавший страсти, был мирен, кроток, милосерден, сострадателен и великодушен. Среди наиболее привлекательных черт личности патриарха Павла стоит отметить тонкий юмор, который он проявлял во всех обстоятельствах, даже в самых торжественных. Юмор часто позволял ему умирять конфликты, снимать напряжение, разрешать проблемы и давать скромно и ненавязчиво ценные поучения, сравнимые с апофтегмами древних отцов. Эта книга представит несколько таких примеров.
***
«Вступая как сорок четвертый Сербский патриарх на трон святого Саввы, - сказал Святейший Владыка во время своей интронизации, - мы не имеем никакой собственной программы патриаршей деятельности. Наша программа — это Евангелие Христово, Благая весть о Боге посреди нас и Царствии Божием в нас самих, если только мы его с верою и любовию принимаем». Этой программе Патриарх Павел соответствовал всю свою жизнь, был «ходячим Евангелием». И глядя на него, многие прозревали. Некоторые из фотографий, иллюстрирующих эту книгу, отражают смирение, дух покаяния и простоты Патриарха Павла, который по глубине своей личности и своим делам принадлежит к величайшим патриархам древних времен. Благодаря своей любви ко всем, простоте, смирению, мирному настрою и строгой дисциплине аскета, он стал образцом святости для всего клира и верующих Сербской Церкви. И автор этой книги не сомневается, что в недалеком времени патриарх Павел, будет канонизирован Сербской Церковью и поминаем в лике святых всеми Поместными Церквами.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Утреня с пением акафиста Пресвятой Богородице 19 апреля 2024 года
Литургия Преждеосвященных Даров 19 апреля 2024
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Библейские крылатые выражения. За семью печатями
Учимся растить любовью. Молодежный проект Тихвинской епархии «По святым тропам»
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!