Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«Господь близко, если позовешь Его, Он сразу откликнется». Эти слова принадлежат архиепископу Серафиму (Соболеву), для которого живое богообщение было высшим смыслом и центром всей жизни. Архипастырь прославился не только силой своих молитв, но и трудами в защиту Православия. Его жизненный путь, пролегавший через десятилетия трагического XX века, подвижничество, примеры предстательства пред Господом, его наставления пастве, составляют содержание книги, которая вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря в серии «Люди Божии» и называется – «Архиепископ Серафим (Соболев)».
***
Эта книга посвящена архиепископу Серафиму (Соболеву), замечательному иерарху Русской Православной Церкви ХХ века. Это был настоящий подвижник, живший в аскетической, почти нищенской, обстановке, молитвенник, делатель Иисусовой молитвы. Во многом он был подобен подвижникам первых веков христианства, и прославился своей высокой духовной жизнью, прозорливостью, молитвенным предстательством пред Господом за свою паству и трудами в защиту православия. Архиепископ Серафим говорил: «Каждый человек — кузнец своего счастья, и от самого человека зависит, спасется ли он. Без добровольных усилий своей воли человек не может войти в рай».
Сам владыка Серафим с детства возлюбил Бога и решил посвятить Ему всю свою жизнь. Духовное чадо владыки, архимандрит Пантелеимон (Старицкий), неотлучно находившийся рядом с ним с 1926 года, слышал от него самого и от близких ему людей о многих замечательных событиях в жизни Владыки. О некоторых из них отец Пантелеимон рассказал в своих воспоминаниях в книге «Антология семинарской жизни». И в этом издании приведены отрывки из его воспоминаний. Так, например, священник пишет: «на могиле Владыки Серафима мы читаем слова Псалмопевца: «От чрева матере моея Ты еси мой Покровитель» (Пс. 70, 6).
Слова эти оправдались в жизни Владыки с самого его рождения. Покров Божий был простерт над ним во все дни его жизни. Исконный враг нашего спасения, как бы предчувствуя, какого сильного и неумолимого противника он будет иметь в лице Владыки Серафима, пытался погубить его еще в утробе матери. Его мать в страшных страданиях не могла разрешиться от бремени, и по решению врачей требовалось приступить к операции — извлечению младенца по частям, для спасения жизни родительницы. В это время мать пришла в сознание и, узнав о решении врачей, с клятвою запретила мужу допустить убийство своего младенца.
После ночи, проведенной в страшных муках, при первом ударе церковного колокола 1 декабря 1881 г. в пять часов утра младенец родился сам, без всякой посторонней помощи. Его назвали в честь свт. Николая Чудотворца. Владыка всегда с особенной любовью говорил о своей матери, смиренной молитвеннице, обладавшей даром слез и во всех скорбях прибегавшей к Богу с горячей молитвою. Он был ее любимцем и утешением. Когда юноша окончил Духовную семинарию, мать приложила все усилия, чтобы устроить его судьбу и сделать его священником. Для этого надо было найти невесту. Любя мать и никогда ни в чем ей не прекословя, Николай всецело подчинился ее воле и умолчал о том, что дал Богу обет - быть монахом.
Но все попытки женить его не увенчались успехом. И тогда мама сказала ему: «Теперь ты сам устраивай свою судьбу». На это Николай отвечал: «Если так, то пойдем сейчас в кафедральный собор, к Матушке Царице Небесной, к Ее чудотворной иконе Боголюбской, и попросим Божию Матерь, чтобы Она Сама указала мне мой жизненный путь». И Пресвятая Богородица указала ему путь. Он лежал в Петербургскую Духовную академию, куда юноша поступил благодаря помощи Божией без всякой подготовки. Когда Николай Соболев перешел на четвертый курс Академии, то инспектор, архимандрит Феофан, поставил вопрос ребром — будет ли он монахом? Николай, считая себя по смирению недостойным монашеского подвига, очень мучился этим вопросом, не зная, какова воля Божия о нем.
За разрешением своего недоумения он обратился письменно к о.Иоанну Кронштадтскому и старцу Анатолию Оптинскому, но не получил ответа на вопрос. Тогда он обратился в молитве к прп. Серафиму Саровскому, житие которого в то время читал. И в житие старца нашел ответ на свой вопрос. А прочитал он следующее: «В 1830 году один послушник Глинской пустыни, чрезвычайно колебавшийся в вопросе о своем призвании, нарочно прибыл в Саров, чтобы спросить совета у о. Серафима. Упав в ноги преподобному, он молил его разрешить мучивший его жизненный вопрос: «Есть ли воля Божия поступить ему и брату его Николаю в монастырь?» — старец отвечал послушнику: «Сам спасайся и брата своего спасай». Эти слова прп. Серафима Саровского Николай принял, как дивное откровение Бога о необходимости для него принять монашество, что отвечало его глубокому сердечному желанию.
Когда наступило время пострижения Николая Соболева в монашество, его спросили, какое имя он желает получить при постриге. Он сказал, что, так как монах должен с самого начала отречься от своей воли, то он согласен принять всякое имя, какое ему дадут. Ректор Академии, епископ Сергий, который должен был постригать его, накануне пострижения вспомнил, что когда был на открытии мощей св. Серафима Саровского, то дал обет сему угоднику Божиему: если он сделается ректором Петербургской Духовной Академии, то первого студента, которого он будет постригать, вручит его небесному руководству с наречением сего студента Серафимом. Поэтому он решил назвать Николая этим именем в честь великого Саровского угодника Божия.
Услышав это имя при пострижении, юноша подумал: «Святой не только открыл мне волю Божию быть монахом, но ему угодно было взять меня под свое благодатное руководство». Так студент академии Николай Соболев стал монахом Серафимом, воином Христовым, и до самой своей кончины стоял на защите истины, на защите Православия. За этот великий подвиг Господь явно увенчал Своего подвижника, знаменательно определив ему день кончины в то время, когда св. Церковь празднует торжество Православия.
***
Перед самою кончиною, которая пришлась на 26 февраля 1950 года, Владыка говорил своим духовным детям: «Если буду иметь дерзновение перед Господом, не оставлю вас». А одному своему духовному сыну — монаху, плакавшему в ночь после погребения, Владыка явился во сне и сказал: «Что ты плачешь, ведь я не умер, я жив!» Прошло уже 70 лет со дня кончины достойнейшего архипастыря и молитвенника за всю свою многочисленную паству. В Болгарской Православной Церкви неоднократно поднимался вопрос о его прославлении, которое состоялось 3 февраля 2016 года. Владыка Серафим был канонизирован Архиерейским собором Русской православной церкви в лике святителей. Познакомиться с жизнью святого нашего времени поможет эта маленькая книга.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 26 апреля 2024
Богослужение 25 апреля 2024 года
Беседы с батюшкой. Священник Петр Мангилев. 24 апреля 2024
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!