Аудио |
|
Скачать .mp3 |
18 ноября Русская Церковь чтит память отцов Поместного Собора 1917–1918 годов. Этот праздник был установлен в 2017 году решением Священного Синода. Дата 18 ноября по новому стилю была выбрана неслучайно. Ведь именно в этот день в 1917 году состоялось избрание на Московский Патриарший престол святителя Тихона (Беллавина). Помимо святителя Тихона в этот день мы также чтим память 45 участников Собора 1917–1918 годов, которые в годы гонений пострадали за Христа как священномученики, священноисповедники и мученики. В их рядах – один из выдающихся архипастырей того времени – священномученик Андроник (Никольский), архиепископ Пермский и Кунгурский. О нем рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь и называется «Огнь пылающий».
***
Житие священномученика Андроника (Никольского), архиепископа Пермского и Кунгурского, написано ведущим российским агиографом доктором исторических наук архимандритом Дамаскиным (Орловским). Священномученик Андроник — один из выдающихся архипастырей Русской Церкви. В его жизни, полной напряженного драматизма, показан пример мужества, нелицемерного христианского отношения к людям и самоотверженного служения Богу и Церкви. Во второй части книги, богатой по своему содержанию, публикуются избранные творения священномученика, в которых он отвечает на многие насущные вопросы, актуальные не только в его время, но и поныне. Предваряет издание предисловие, написанное монахиней Евфимией (Аксаментовой).
Из жития, представленного в книге, мы узнаем, что священномученик Андроник (в миру Владимир Никольский), родился 1 августа 1870 года. Первоначальное образование получил в Угличском Духовном училище, а затем в Ярославской Духовной Семинарии. Окончив ее по первому разряду, Владимир поступил в Московскую Духовную академию. Сразу же по поступлении он изъявил желание принять монашество, случай в те времена нечастый, свидетельствующий о большой решимости и твердости характера юноши. На втором курсе в день своего рождения он был пострижен в монашество с именем Андроник, спустя несколько дней — рукоположен во иеродиакона, а через два года в иеромонаха.
Как пишет монахиня Евфимия, «опыт пастырского служения святителя был необычен и многогранен. Он начинал так же, как и многие монашествующие с академическим образованием: преподавал, проводил инспекцию духовных школ. Тогда, в пору его служения на Северном Кавказе, проявилась его редкая любовь к людям — любовь деятельная, участливая, живая. Такая любовь не умеет жалеть себя, не умеет и потакать неправде. Будучи направлен с миссией в Японию, он бросил все свои силы на освоение языка и изучение местных национальных особенностей. Это была нелегкая и важная веха на духовном пути будущего мученика.
«Великой надеждой Японской Церкви» называл его святитель Николай Японский. Однако преемства не получилось — иеромонаху Андронику пришлось вернуться в Россию с уже окончательно подорванным здоровьем. Но на всяком месте, куда бы ни был направлен для служения этот выдающийся пастырь, отмечался подъем в духовной и нравственной сферах жизни. Это происходило и в Уфимской епархии, где с его появлением увеличилось число монастырей и заметно улучшился моральный облик духовных школ; и в Новгородской, где, будучи уже епископом, владыка Андроник порицал безнравственность светских увеселений; и в Омской, где ему приходилось поднимать религиозную жизнь местного казачества.
Нам сегодня, говорит монахиня Евфимия, надо понимать, что возвышать голос в защиту нравственных идеалов во времена предреволюционных брожений — труд, сколько необходимый, столько и неподъемный. Все шло уже к своему неизбежному концу — к национальной катастрофе. И только невероятная любовь и сострадание к своим соотечественникам, к святому Православию, к Родине руководствовали к подвигу таких энтузиастов-одиночек, как архиепископ Андроник. Опытный врач духовный, он видел болезни современного ему общества изнутри, в их корне, прямо называя это общество «духовно парализованным». Взыскательность его была направлена главным образом к тем, кто мог бы хоть что-то сделать для «возрождения души народной», но либо делал чрезвычайно мало, либо не делал вообще ничего, — это дворянство, интеллигенция, некоторые собратья-архипастыри.
На страницах этой книги, по словам монахини Евфимии, раскроется перед нашим взором образ христианина редкой душевной чистоты и исключительного бесстрашия. Христианство, учение евангельское для священномученика Андроника практически с детских лет стало любовью всей его жизни, а совершенная любовь, как мы знаем, по слову апостола, изгоняет страх (1 Ин. 4, 18). В своей переписке в 1917 году архиепископ Пермский отмечал, что трагическое время, которое выпало его поколению, — «время лишь личного дела всякого». Он полностью отдавал себе отчет в том, что только соборность и единодушие «при искренности и терпении» способны отстоять интересы Церкви и Отечества, и поэтому ревностно делал свое архипастырское «личное дело», словно торопясь зажечь огонь живой веры там, где поставлен был на служение.
И он действительно зажигал людей вокруг себя — за ним шли. Его воззвания к пастве, которые, к счастью, во множестве содержит житие, поражают глубиной, проницательностью и силой суждений. Одно из самых ярких таких высказываний — обращение архиепископа Андроника к членам Поместного Собора в период, когда обсуждалась возможность избранного кандидата в патриархи (или во епископы) отказаться от этого назначения. Святитель говорил: «Теперь, когда епископство представляет в собственном смысле подвиг, который нужно понести даже до смерти, отказываться от него никто не должен... Если избирают на такое высокое служение в Церкви — иди и умри...»
Огнь пылающий — так называли владыку Андроника его собратья-архиереи. Этот пылающий огонь его души — слово правды, которое будущий священномученик нес не только в дни гонений, когда прекрасно понимал, что может поплатиться жизнью, но и во дни так называемого мира и благополучия. Он был правдив всегда. И даже в последние минуты своей жизни ни на какую сделку с собственной совестью священномученик не согласился. Архиепископ Пермский был словно огненный факел - настолько несокрушимый в своей правдивости, настолько яркий и бесстрашный, что его нужно было просто убрать с дороги. Быстро и незаметно убить ночью, среди леса...
***
Священномученика Андроника, архиепископа Пермского, повезли на расстрел ночью 20 июня 1918 года. В полной темноте среди лесной чащи мученику пришлось самому выкапывать свою могилу, куда ему приходилось ложиться несколько раз перед расстрелом, чтобы проверить, достаточна ли она по длине. Наконец ему дали десять минут для молитвы, а после, приказав лечь в могилу, начали закапывать живым, затем расстреляли сквозь слой земли. До последней секунды своей жизни священномученик Андроник был ревностным защитником Православия и пламенным проповедником веры Христовой. К твердому стоянию за веру, за Церковь призывал он и свою паству – всех верующих людей. Его пламенное слово обращено сегодня и к нам, современным православным христианам.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!