Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«Помни о конце твоем, и вовек не согрешишь», - говорит книга Премудрости сына Сирахова. О том же учат и святые отцы: святой Исаак Сирин пишет в одном из своих Слов: «КТО достойно именуется разумным? Тот, кто действительно уразумел, что есть предел сей жизни; тот может положить предел своим согрешениям». А прп. Антоний Великий говорит, что «боязнью суда и страхом мук уничтожаются обманчивые похотения плоти и вместе поддерживается душа, когда она клонится к падению». Вот насколько важна мысль о смерти: она способна оградить нас от греха. И сегодня мы познакомим вас с книгой архимандрита Рафаила (Карелина), где он размышляет о времени, смерти и вечной жизни.
***
Книга о. Рафаила «О времени, смерти и вечной жизни» призывает нас задуматься над такими вопросами, как жизнь и смерть, время и вечность, которые кажутся давно известными понятиями, но на самом деле представляют загадки и тайны бытия. От отношения к этим вопросам зависит и формирование личности человека, и его вечная участь. Церковь всегда учила, что время земной жизни дано нам не для развлечений и удовлетворения страстей, а для подготовки к вечности. «Для христианина, — пишет о. Рафаил, — время — это великий Божий дар и вместе с тем огромная ответственность: ведь вечность может стать для нас и бесконечной потерей Бога».
Автор книги напоминает нам, что потеря времени, данного для подготовки к вечности невосполнима ничем. И за вратами смерти мы можем горько пожалеть о времени потраченном в пустую. Как писал в стихотворении «К земному страннику» свт Игнатий (Брянчанинов): ««О путешественник земной! проснись от сна: Ты погружен, как в сон глубокий, в нераденье. Престань напрасно жизнь — бесценный дар — мотать! Не то придет к тебе внезапно смерть — как тать… А В ВЕЧНОСТИ ВРАТАХ — УЖАСНО ПРОБУЖДЕНЬЕ!» Да, действительно в вечности вратах — ужасно пробужденье! Потому что там уже ничего нельзя изменить. Подобную мысль высказывает и автор книги: «Почему я останавливаю внимание на неизбежности смерти и её мрачных картинах? — Чтобы человек не встретил её неготовым, как бы застигнутым врасплох».
В этих словах выражена поистине пастырская забота о. Рафаила о каждом из нас, которые в земной суете забывают о Боге, о смерти и вечности, и не собираемся умирать, как будто смерти для нас и не существует. «Большинство людей старается не думать о смерти, — замечает автор книги, — стремится забыть о ней, как будто её нет. Видя вокруг себя картины смерти, даже находясь у гроба, человек продолжает думать, что смерть обойдёт его стороной, что все умрут, а он останется жить». Но это наша иллюзия, которую и развеивает автор книги, прибегая к множеству примеров из истории, а иногда к пространным размышлением о скоротечности жизни и бессмысленности многих наших стремлений и начинаний, которые рушатся как карточный домик в момент нашей кончины. И ничего уже не нужно человеку: ни красивых одежд, ни высоких домов, ни славы… и только одно его будет заботить – его грехи, которые всем своим грузом навалятся на него в час смерти… Не даром апостол Павел называет день кончины – «днем лютым» для тех, кто к ней не готов. Такова действительность. А мы о ней так редко задумываемся.
Время нашей жизни пролетает незаметно, а каждый прожитый день приближает нас к ее финалу. И сколько бы мы не отталкивали от себя мысль о том, что мы умрем, смерть неминуемо придет и к нашему порогу. Вот что говорит на это святитель Игнатий: «Участь, постигшая отцов и братий моих, постигнет и меня. Умерли они: умру и я…Точно то же постигнет и вас, братия, которые читаете эти строки. Умрете и вы: оставите на земле все земное; одними душами вашими вступите в вечность». Эти слова как нельзя лучше уверяют нас в неизбежности смертного часа. И лучше приготовится к нему заблаговременно, чтобы действительно не быть застигнутыми врасплох. Ведь никому не известен час нашей кончины: уходят из жизни младенцы, полные сил молодые люди, которые казалось бы еще много могли принести пользы своим близким. Но их жизнь обрывается в рассвете сил, и они ставятся перед вратами вечности.
«Здесь, на земле, — пишет о. Рафаил, — человек определяется с кем он — с Богом или с дьяволом. Там, в вечности, уже не определение, а осуществление. Поэтому так ценна земная жизнь, так дорого каждое её мгновение, которое может быть ступенью лестницы, ведущей ввысь — к небесам, или вниз — в бездну, поистине не имеющую дна». И только от направления нашей воли будет зависеть, на какую из ступеней мы встанем. «Время, — пишет автор, — это возможность изменения, становления человеческой личности, проявления или утраты богоподобия, приобретения того, что раскроется в вечности». Это значит: то, чем мы наполняли свою жизнь, перейдет с нами и в мир иной. И по-другому быть не может, потому что за пределами жизни, перемена уже не возможна. Недаром сказано для всех нас предупреждение: «В чем застану, в том и сужу».
А у святителя Игнатия (Брянчанинова) есть такие слова: «Впечатленья, составляющие достояние души в час смерти ее, остаются достоянием ее на веки, служат залогом или ее вечного блаженства, или ее вечного бедствия». О. Рафаил в своей книге очень точно подмечает, что «…человек настойчиво отгоняет мысль о смерти, чтобы не портить себе настроение». И действительно, как часто приходится слышать подобные слова: Зачем портить настроение такими мрачными мыслями? Лучше поговорим о радостном, о позитивном… Поговорить можно, но не стоит забывать, что мы живем здесь на земле краткое время, которое покажется мигом в сравнении с вечностью. Поэтому лучше прислушаться к голосу святых отцов, говоривших о пользе памяти смертной.
«Одним из превосходнейших способов приготовления к смерти – говорит свт Игнатий (Брянчанинов), – служит воспоминание и размышление о смерти». Вот оказывается как просто: хочешь встретить смерть готовым, чаще вспоминай о ней. Ведь эта память ограждает от греха, а потому делает нас ближе к Богу. «Мир опьяняет человека, - пишет о Рафаил, - а память о смерти отрезвляет его, она всё расставляет по своим местам. Память о смерти учит человека, что истинный смысл дарованной ему жизни не в кружении в земной суете, а в приготовлении к вечности». Но почему так мало людей всерьёз задумываются над этим, и еще меньше тех, кто что-то конкретно делает, чтобы избежать ада и вечных мук?
Ответ на это вопрос находим у святых отцов: «Эту мысль (о смерти) крайне ненавидит сатана и употребляет всю силу, чтоб исторгнуть ее у человека. Если бы можно было, он отдал бы человеку царство целого мира, только бы посредством развлечения изгладить эту мысль в уме человека», - пишет свт Игнатий (Брянчанинов). Очень схожие слова мы находим и в книге отца Рафаила: «сатана, – пишет он, – всеми силами старается убрать из сознания человека память о смерти, чтобы легче утопить его в болоте земной суеты, в грязи чувственных страстей и похотей, в иллюзии земного бессмертия».
***
Итак, в своей книге «О времени, смерти и вечной жизни» отец Рафаил напоминает нам о скоротечности жизни и бессмысленности земных пристрастий, которые россыпятся в прах с приходом неминуемой смерти. Время дорого! Потеря его невосполнима ничем. Поэтому автор книги предлагает употребить краткую земную жизнь на стяжание главного: Жизни вечной. А она заключается в первую очередь в принятии истин Православной веры, потом в борьбе со страстями и обретении добродетелей, среди которых и память смертная. Так всегда учила Церковь в лице святых отцов. Более доступно об этом говорится в трудах свт. Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника, из современных авторов: у архиепископа Аверкия (Таушева), архимандрита Лазаря (Абашидзе) и архимандрита Рафаила (Карелина).
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 апреля 2024 года
Благая часть. 20 апреля 2024
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 3
Канон. Оперная певица Светлана Феодулова. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!