У книжной полки. Протоиерей Константин Пархоменко. О чудесах в Библии и в нашей жизни

14 августа 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Чудеса Ветхого Завета, необыкновенные исцеления и воскрешения, изгнания бесов, совершенные Христом, были ли они именно такими, как описывается в Библии? И если да, почему с нами сегодня не происходит ничего подобного? Протоиерей Константин Пархоменко размышляет над этим в своей новой книге. Священник пытается определить «механизм чуда», рассуждает о чудесах, которые встречаются в Священном Писании, рассказывает о чудесных случаях, происшедших с реальными людьми — знакомыми, прихожанами. Книга вышла в свет в издательстве Никея и называется - «О чудесах в Библии и в нашей жизни».

***

Протоиерей Константин Пархоменко - клирик Санкт-Петербургской митрополии, служит в соборе Святой Живоначальной Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка. Возглавляет приходскую воскресную школу для взрослых и школу для детей. Ведет передачи на епархиальной радиостанции "Град Петров" и радиостанции "Благодатная Мария". Преподает в Духовной семинарии и Православном общедоступном университете. Является редактором православного интернет-портала "Азбука веры", и автором множества книг и статей, посвященных основам православной веры.

В предисловии к этой книге автор пишет: «Когда я пришел к вере, меня, советского думающего юношу с материалистическим складом ума, очень смущали чудеса, о которых я читал в Священном Писании и в христианской литературе. То, что есть Некто, Кого мы называем Богом и Кто является причиной и конечной целью бытия Вселенной и человека, – я воспринял и ощутил правду этого всем существом своим. А как с чудесами, которые нарушают порядок существования мира, который мы знаем?.. Как объяснить, что Бог вторгается в Им же созданный мир и нарушает его законы? Почему в каком-то случае чудо случается, а в каком-то нет? Почему многие чудеса (например, в житиях святых) кажутся типичными, то есть, как будто написанными под копирку?..

Как отмечает отец Константин, он много думал над этими и другими вопросами. Учась в духовных школах, заказал в библиотеке Духовной академии все, что мог найти о чудесах. «Это, - рассказывает автор, - немного привело в порядок мысли. Но подлинным прорывом в вере, не побоюсь этого слова, стало для меня посвящение в сан священника. Кроме собственного духовного опыта, я получил доступ к опыту многих людей. Общаясь с моими прихожанами, я осязаемо увидел, как реально и могущественно Господь действует в жизни современных христиан. Кроме того, в моей собственной жизни я наблюдал вещи, которые иначе, чем самым настоящим чудом, не назову. Я увидел некую систему, некую логику чудес. Из теоретического знания действований Божиих я приобрел опыт практического прикосновения к тайне любви и милосердия Божия».

По словам автора, он стал записывать эти истории. Сначала письменно, потом, поняв, как важно сохранить живой голос очевидцев, – на диктофон. У него скопился достаточный архив поразительных примеров действия Божия, которые сложно объяснить какими-то естественными причинами. В этой небольшой книге, он делится с читателем тем, к чему пришел, что для себя открыл. Автор рассматривает различные чудеса Иисуса Христа, описанные в Евангелии. Более подробно останавливается на чудесном умножение хлебов, которое многими воспринимается как из ряда вон выходящее событие. Самым главным чудом в Евангелии, подобного которому не было и не будет до скончания века, автор называет Воскресение Иисуса Христа, открывающее череду поразительных чудес, свидетельствующих о том, что Царствие Божие приблизилось к нам. Говорит автор и о том, как Господь действует и совершает чудеса сегодня.

 А для начала, приступая к этой непростой, но интересной и важной теме, автор говорит несколько слов о том, возможно ли чудо в принципе? В разное время, по словам отца Константина, богословами предпринимались попытки объяснить механизм возникновения чуда. Часто спрашивают: как может Бог нарушать и отменять Им же созданные законы природы? Но подлинное чудо, совершаемое Богом, не разрушает гармонии законов мироздания. Скажем так: высшей силою Бог побеждает эти законы. Как пишет автор, Господь может сотворить любое чудо – по Его любви к людям и миру. Но Он никогда не совершает бессмысленных чудес. «Чудо, подлинное, конечно, может изменять физическую реальность нашего мира, но не может заключать в себе бессмыслицы, абсурда для разума. Иначе оно было бы событием не сверхъестественным, а противоестественным.

Типичным примером такого глупого чуда является то, о котором рассказывает старик Карамазов, беседуя с помещиком и старцами монастыря. По его словам, одному святому отсекли голову, а он взял ее в руки и долго нес, “любезно ее лобызаше”. Христианство таких нелепых чудес не допускает», - писал Павел Васильевич Левитов. Таким образом, как заключает автор, чудо есть свидетельство любви Божией и заботы о человеке. Основная идея Библии – идея отношений Бога и человека. Бог призвал Вселенную от небытия к жизни; Он сотворил все премудро и прекрасно и над всем творением, как царя, поставил человека. Создав человека, Господь не оставил, не бросил его на произвол судьбы. Бог связан с человеком узами любви, Он призывает человека жить вместе с Ним, общаться с Ним… Это основная мысль всей Библии. Можно сказать, что все Священное Писание – это откровение о любви. Любви Бога к человеку и человека к Богу.

Совершаются ли чудеса ныне? Общаясь с сотнями и тысячами людей, отец Константин обнаружил, что Бог и сегодня так же могущественно и властно, как и в древности, совершает чудеса. Во время работы над этой книгой он обнаружил интересную вещь, своего рода алгоритм чудес нашей жизни. Оказывается, в жизни каждого из нас был один-два случая, которое не объяснить никак, кроме как тем, что это было чудо. Один-два случая. Реже три и более. Как нет людей, в жизни которых не было одной-двух странных историй, так мало людей, для которых чудо было бы обычным явлением. Это говорит о том, что Господь, конечно, совершает чудеса, но не хочет нас баловать чудесами.

Мы, в конце концов, - говорит автор, - должны помнить, что живем в мире сем, в мире непреображенном, в мире, в котором Царство Божие еще не наступило. И это, к слову сказать, очень хорошо объясняет, почему чудеса по милости Божией с нами случаются, но не становятся в нашей жизни обыкновением. Мы живем в надежде; мы – устремлены в будущее. Мы не лишены поддержки и намеков на то, что будет, когда Бог будет все во всем (1 Кор. 15:28), но также необходимо помнить, что мы живем в непреображенном мире. Христос не обновляет мир мановением руки. Он запускает процессы, которые, находя отклик в людях, подобно дрожжам, закваске, могут взрасти в этом мире и в каком-то смысле помочь миру начать меняться. Но окончательное исцеление и преображение – дело будущего. И не дело человеческих усилий, что совсем не исключает их в деле соработничества Богу по изменению мира к лучшему, но дает нам возможность осознать нашу слабость и скромность усилий, но дело – Бога.

***

«Всего изумительнее, выше всякой надежды и чаяния, действительно есть то, что Бог стал человеком. А когда это свершилось, то все последующее и понятно, и естественно». Эти слова св. Иоанна Златоуста, по мнению автора, задают очень верный тон всем рассуждениям о возможности или невозможности чудес, например, чудес, о которых мы читаем в Новом Завете. Настоящая вера, говорит отец Константин, всегда открыта для возможности любого чуда. Нужно верить, довериться Богу, тогда мы почувствуем окружающую нас любовь Божию, лишь одним из свидетельств которой являются Его чудеса.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать