У книжной полки. Небесный Архистратиг. Чудеса и явления Архангела Михаила

19 сентября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Во Фригийском городе Колоссах над источником чудотворной воды стоял храм святого Архистра­тига Михаила. В IV веке при храме жил блаженный Архипп, исполнявший пономарскую службу. Он проводил свою жизнь в строгом посте и воз­держании, многих неверных обратил ко Христу и крестил. Немало зла терпел он от язычников, по зави­сти нападавших на то святое место. Однажды эти нечестивцы решили уничтожить храм и блаженного Архиппа раз и навсегда, потопив храм вместе с пономарем. Но, как известно, у них ничего не получилось. На помощь подвижнику пришел Архистратиг Михаил и сохранил храм от потопления. Память об этом чуде совершается Православной Церковью сегодня, 19 сентября. О нем, а также о других явлениях и чудесах «Небесного Архистратига» рассказывает книга с одноименным названием, представленная сегодня в нашей программе.

***

Книга «Небесный Архистратиг» вышла в свет при содействии двух издательств – «Русский хронограф» и «Апостол веры». Всё издание разделено на три части. Из первой - читатель узнает о тех чудесах и явлениях Архистратига, которые описаны в Житиях святых и в «Отечнике». Во второй части представлена работа священника Михаила Мальцева, под названием «Явления святого Архангела Михаила на Русской земле». В третьей, заключительной части даны Канон и Акафист Святому Архангелу, а также молитвы, одна из которых считается очень древней. По словам издателей, она была написана на паперти церкви Михаила Архангела Чудова монастыря. Книга снабжена черно-белыми иллюстрациями и изображениями икон Архангела Михаила, фотографиями святых мест, связанных с его именем.

Открывает книгу вводная статья под названием «Почитание Архангела Михаила в Православной Церкви». Здесь мы читаем: «Имя Михаил означает «кто, как Бог?» Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «Архистратиг», то есть старший воин, вождь. Из Ветхого Завета мы знаем, что Архангел Михаил являлся Иисусу Навину помощником при завоевании израильтянами Обетованной земли. Пророку Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны Архангела в предстоящих преследованиях при антихристе. В Книге Откровения он же выступает главным вождем в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов.

Вот что об этом апостол Иоанн Богослов пишет: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним». Апостол Иуда также в своем послании кратко упоминает об Архангеле Михаиле как о противнике диавола. Так, в духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят Архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по име­ни. Так, например, его отождествля­ют с таинственным огненным стол­пом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и по­губившим в море полчища фараона (Исх. 13, 21-22; 14, 19-20, 24). Ему же приписывают поражение огром­ного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исайи (4 Цар. 19, 35).

О том, что на протяжении всей человеческой истории святой Архистратиг помогает людям, свидетельствуют собранные в этой книге истории. Так, представленные в первой части рассказы, взятые из Житийных сборников и «Отечника», показывают нам как святой Михаил приходит на помощь людям. Он спасает от нападений вражеских и неминуемой гибели, лечит болезни как телесные, так и духовные, принимает кающихся грешников и руководит их к вечной жизни, помогает в возведении святых обителей и открывает людям местонахождение святых источников. И стоит отметить, что не только православные верующие почитают Архистратига Божия, но также люди других вероисповеданий обращаются к нему, уповая на заступничество Небесного воина.

Открыв вторую часть книги, мы найдем «драгоценные свидетельства явлений святых Ангелов и, в частности, их чиноначальника - Архангела Михаила», которые сохранились в довольно ранних древнерусских летописях, относящихся к 11-13 вв. Первое летописное упоминание явления Ангелов встречается под 1019 годом. Тогда Силы Небесные помогли свершить праведный суд князю Ярославу Мудрому над Святополком, прозванным за свои многочисленные преступления Окаянным. Новый Каин, убивший трех братьев и приведший на Русскую землю ее врагов половцев, не мог остаться без наказания свыше.

Одно из самых замечательных описаний ангельского явления отмечено под 1110 годом в «Повести временных лет». Рассказывая об ангельском явле­нии в виде огненного столпа над гроб­ницей преподобного Феодосия в Киево-Печерском монастыре и о помощи Небесных Сил Владимиру Мономаху в победе над половцами, автор воспевает подвиги святых Архангелов Михаила, Гаври­ила и прочих Сил Бесплотных. При этом он отдает явное предпочтение первому из них, назвав его по имени восемь раз и опи­сав подробно деяния и события, с ним связанные, почти на трех летописных листах! Немало случаев Небесной помощи относится и к временам татаро-монгольского ига.

Так, например, в начале 1237 г. войско хана Батыя, беспощадно разрушая русские селения и города, двигалось по направлению к Великому Новгороду. Желанная добыча находилась всего в 100 верстах, как вдруг татары повернули своих коней и устремились обратно, отбросив намерение взять богатый торговый город. Столь неожиданное избавление от неминуемой смерти сами новгородцы восприняли как чудо, дарованное Богом через Архистратига Небесных Сил - святого Архангела Михаила. Об этом событии повествуется и в Волоколамском «Патерике», где преподобный Пафнутий Боровский передает ученикам рассказ, слышанный им от бывшего татарского баскака. Новгород защитил Бог явлением Архистратига Михаила, который возбранил Батыю идти на него. Придя к Киеву и увидев изображение Архангела не стене церкви, Батый сказал своим князьям: «Сей мне возбранил пойти на Великий Новгород».

А вот история о явлении грозного Архистратига Михаила, которую поведал оптинский старец Иосиф Сергею Александровичу Нилусу.  Запись этого рассказа была сделана 16 марта 1909 года. «...Позапрошлым летом, - повествует отец Иосиф, - был у меня один молодой человек и каялся в том, что ему у революционеров жребий выпал убить нашего Государя. «Все, - говорит, - у нас было для этого приготовлено, и мне доступ был открыт к самому Государю. Ночь одна оставалась до покушения. Всю ночь я не спал и волновался, а под утро едва забылся... И вижу: стоит Государь. Я бросаюсь к нему, чтобы поразить Его... И вдруг передо мною, как молния с неба, предстал с огненным мечом Архангел Михаил. Я пал ниц перед ним в смертном страхе. Очнулся от ужаса и с первым отходящим поездом бежал вон из Петербурга и теперь скрываюсь от мести своих соумышленников. Меня они, - говорил юноша, - найдут, но лучше тысяча самых жестоких смертей, чем видение грозного Архистратига и вечное проклятие за Помазанника Божия...».

***

Один из духовных пастырей обращается к святому Архангелу с такими словами:

«Верховный Вождь и Воевода,

Архистратиг Небесных Сил

И человеческого рода

Заступник теплый Михаил,

Завета Божия Хранитель

И для враждующих духов

Гроза и пламенный Воитель

И князь всех Ангельских чинов!» -

 Церковь почитает Архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке или копьем, низвергающим диавола. Истории о заступничестве «Небесного Архистратига» передаются из уст в уста и звучат с церковного амвона. Это свидетельствует о живом присутствии в народной культуре древней традиции почитания Ангельских Сил во главе со святым Архангелом Михаилом. Об этом свидетельствуют и истории, собранные в данной книге.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать