У книжной полки. Н.А. Дробышевская. Не должны быть потеряны дети: из опыта работы с трудными детьми

17 сентября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

За последние годы в нашей стране все больше и больше растет проблема трудных детей, и что еще более печально – возрастает процент детской преступности.  Многие современные дети, забыв заповеди Божии, не только не слушаются и грубят взрослым, они ругаются матом, курят и пьют. Не редко в детской среде можно встретить невиданную жестокость и злобу, которые приводят к более страшным последствиям – дракам, грабежам и даже убийствам. В чем причины такой агрессии? Откуда она появляется в некогда чистой душе ребенка? И где искать решение этой наболевшей проблемы? Ответить на эти и другие вопросы призвана книга, которая вышла в свет в издательстве Московской Патриархии и называется – «Не должны быть потеряны дети: Из опыта работы с трудными детьми».

***

Автор этой книги - Надежда Афанасьевна Дробышевская, врач-психотерапевт, эксперт по проблемам семейного воспитания, член Республиканского общественного совета по нравственности. Опираясь на многолетний опыт работы с трудными детьми, автор анализирует различные аспекты проблем социального сиротства, семейного неблагополучия и преступности несовершеннолетних. По мнению Надежды Афанасьевны, одной из главных причин преступности несовершеннолетних являются дефекты семейного воспита­ния. «Какая семья - такие дети», - заявляют и сами подростки. В связи с этим возникает вопрос: почему же в семье нет должного воспитания, и почему папы и мамы об этом даже не догадываются? 

Как выяснилось, - говорит автор, они и сами мало что знают о воспитании. К примеру, недостаточное представление о целях, задачах и методах воспитания, отсутствие единых требований признали 62 процента опрошенных родителей. А вот типичные ошибки, на которые они указали: «слепая, неразумная любовь к ребенку»; «неоправданная идеализация («мой ребенок самый лучший»)»; «чрезмерная строгость, авторитарность, гру­бые проявления родительской власти, при­менение физических наказаний»; «нетребовательность в отношении детей»; «перекладывание забот о воспитании на дет­ский сад, школу»; «отсутствие такта в отношениях с ребенком»; «ссоры родителей в присутствии детей»; «неумеренное удовлетворение их материальных запросов» и так далее.

Получается, - отмечает автор, что сами родители создают проблемы, а потом следуют комиссии, инспекции, спец­школы, психиатрические больницы, суды. Автор задается такими вопросами: «Почему же в действительности так мало делается для решения проблемы детской преступности? Откуда все началось?» Для понимания процесса запущенности семейного воспитания Надежда Афанасьевна предлагает обратиться к нашей истории. Раньше детей воспитывали «по совести», «по правде», «по Богу». Право ребенка на нравственное воспитание считалось естествен­ным, само собой разумеющимся. Нарушение этого права вызывало бурю негодования в обществе, осуждение по человеческому закону, но главным был закон Божий.

В Библии сказано: «Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его» (Сир. 30, 13). Люди боялись Бога, боялись наказания за халатное отношение к воспитанию детей. Самого понятия «асоциальное поведение» тогда не существовало. Да и почему подростки должны были вести себя плохо, асоциально, безнравствен­но, если они получали христианское воспитание, которое являлось для них прочным стержнем, да­вало нравственный иммунитет, благодаря которому они справлялись с жизненными проблемами и искушениями? Аморальное, антиобщественное поведение стало характерным для детей после 1917 года, когда была провозглашена жизнь без Бога.

Но что посе­ешь, то и пожнешь. Началось разрушение семьи. Очень быстро подростки с наиболее выраженными признаками асоциального поведения стали запол­нять детские отделения психиатрических больниц. Были созданы комиссии по делам несовершенно­летних. В России в 1933 году впервые в мировой медицинской практике появился диагноз «патохарактерологическое формирование личности». Это означало плохое поведение: «лжет, ворует, курит, не слушается...» Шло время. Менялись подходы к решению этой проблемы, но медики так и не нашли способ лече­ния асоциального поведения подростков. По мнению автора, сегодня мы должны осознать причины того бедственного положения, в котором пребывают современные дети. Признать, наконец, что возрождение семейных духовно-нравственных ценностей без участия и помощи Церкви невозможно! 

Как отмечает автор, встречаясь с «трудными» детьми, совершающими правонарушения и доставля­ющими большие проблемы обществу, она ясно видит очевидную непригодность существующих психо­терапевтических методик. Желая помочь таким детям выжить, не потерять надежду в безысходной ситуации, вырасти достойными людьми, Надежда Афанасьевна стала серьезно размышлять над этой проблемой. За пять лет работы в Республиканской клини­ческой психиатрической больнице и столько же в областной комиссии по делам несовершеннолетних ей ни разу не пришлось услышать жало­бы детей на материальные трудности семьи, даже когда это имело место. Поведенческие проблемы подростков связаны, как они считают, чаще всего с внутрисемейными конфликтами, с неумением и нежеланием родителей жить в мире и согласии, заниматься их воспитанием.

Такой вывод делают дети, опираясь на свой безрадостный жизненный опыт. Они безошибочно указывают причины. Это же подтверждают ученые, юристы, медики, педа­гоги, а также Центр социологических и политиче­ских исследований Белорусского государствен­ного университета. Как пишет автор, дети нуждаются в том, чтобы именно родите­ли научили их понимать, зачем человек приходит в этот мир, каково его предназначение, в чем смысл жизни. Дети хотят, чтобы их учили мирно общаться. Они испытывают острый дефицит правильного общения со взрослыми, поэтому хотят, чтобы родители замечали не только их физическое присутствие.

Дети хотят, чтобы взрослые не только говорили: «Нельзя лгать, воровать, курить, материться, раз­вратничать, убивать», но и объясняли почему. Дети хотят, чтобы родители и остальные взрос­лые показывали им хорошие примеры, а не дурные. Они хотят знать правила, по которым сле­дует жить, чтобы самим быть счастливыми, и чтобы другие были счастливы. Хотят иметь настоящих родителей. Дети хотят, чтобы их любили. Не столько дети виноваты в своей ужасной жизни, утверждает Дробышевская, сколько их родители, не уделяющие им внимания, заботы и любви.

***

В этой книге приводятся случаи из жизни детей, мысли и слова самих подростков о том, какой должна быть настоящая семья. Надежда Афанасьевна рассматривает поставленные проблемы, как со стороны самих детей, так и со стороны родителей и государства. Такое тонкое психологическое исследование дает возможность глубже понять горе, с которым сталкивается уязвимая детская психика, и вместе с тем осознать важность сотрудничества с Церковью для спасения детской души.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать