Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«Несмотря на обилие духовной литературы, верующие часто испытывают внутреннюю неудовлетворённость, не могут утолить вполне свой духовный голод и терпят нередко серьёзные расстройства, а то и соблазняются прочитанным, но не по́нятым» — пишет в своей книге известный духовный писатель и апологет архимандрит Лазарь (Абашидзе). И действительно, нередко приходится слышать от современных христиан самые разноречивые мнения на понятия уже веками устоявшиеся в Церкви. Но почти вековое безбожие сделало свое дело и потому так порой не просто нашим современникам обрести и принять истину в чистом её виде. Но этому может помочь книга отца Лазаря «Наставления современным христианам», о которой пойдет речь сегодня в нашей программе
***
Клирик Грузинской Православной Церкви, почивший о Господе в августе 2018 года, архимандрит Лазарь (Абашидзе) известен многим православным читателям по его книгам: «Грех и покаяние последних времен», «Мучение любви», «Адамов грех», «Под сенью Креста Христова». Отец Лазарь в своих книгах всегда разбирал наиболее острые проблемы, которые затрагивают верующего человека. В этой книге он рассматривает довольно обширный круг вопросов, касающихся практической стороны духовной жизни. Основная ее часть содержит выписки из трудов святых отцов церкви по основополагающим вопросам веры и христианского благочестия. В конце сборника читатель найдет несколько статей отца Лазаря, написанные им в разное время по разным поводам, а также его ответы на вопросы прихожан.
Основной перечень тем, рассмотренных в книге, следующий: что необходимо для спасения, насколько необходимы внешние чины и обряды; могут ли быть отменены какие-либо правила, установленные Церковью; в какой степени можно доверять своему уму в предметах веры; как относится к наукам человеческим, можно ли входить в молитвенное общение с неправославными христианами; как православные пастыри и христиане должны хранит святую истину и другое. Также сюда вошла статья «В Пещи вавилонской» (о грехе блуда) и поучение душе, отягощенной унынием.
Видя, что многие современные христиане часто впадают в различные заблуждения, отец Лазарь как истинный пастырь своими вдохновенными словами пробуждает от греховного сна, направляет на истинный путь покаяния, помогает увидеть живущие в нас грехи и страсти, чтобы мы могли освободиться от них еще до перехода в вечность. «Как важно сегодня верующему слышать слово святоотеческое, - пишет отец Лазарь, - истинно православное, не разбавленное ложью, не заквашенное прелестью, не искажённое ложным толкованием, …не расслабляющее грешника, не напевающее ему сладостную колыбельную песенку, усыпляющую его совесть, а слово бодрое, воинственное, как боевой марш, зовущее к самоотверженной борьбе со своими страстями, со своей гордостью и самолюбием».
Именно таковы и его книги. Они как набатный колокол призывают к борьбе, вдохновляют трудиться во благо своей бессмертной души, для обретения нами блаженной вечности. Но как же редко мы думаем о вечности, устремляя все свои усилия только на снискание благ временных. «Христиане! — обращает к нам свое слово отец Лазарь — Как часто мы теперь уносимся умом и сердцем в бесконечные помышления и переживания, связанные с земной нашей деятельностью, как много мы мечтаем и фантазируем о внешнем мире, окружающем нас, о наших внешних обстоятельствах, как любим мы узнавать и расследовать многоразличные человеческие дела и происшествия! Но при этом как редко, как холодно, безвкусно мы обращаемся к главнейшей и первейшей науке из наук — христианству!»
Нескончаемые поиски земных благ как замкнутый круг, из которого мы никак не можем выбраться и хоть на минуту задуматься: а зачем мы вообще пришли на эту землю. «Как мало мы думаем о Боге - пишет отец Лазарь, - и о смысле нашего пребывания здесь, в этом мире, и о том грандиозном и ужасном, что встретит нас пред лицом Вечности? Нам любопытнее то, как выглядит поверхность Луны или Марса, чем то, что есть в нас самих, кто есть мы сами, что за силы и порывы в нас действуют, какой смысл несёт в себе сама наша жизнь, как мы и вся наша деятельность видятся Богу, какую цену всё это имеет пред Его Судом». Эти правдивые слова о Лазаря, наверное, можно отнести к каждому из нас.
И как же хорошо, что есть книги, которые нам открывают глаза на самих себя. Дают нам возможность познать себя не для чего иного, как для нашей же пользы. Чтобы мы, исследовав себя, увидели живущий в нас грех и исправились. Отцу Лазарю нередко приходилось слышать: «Почему же вы так часто пишите о борьбе с грехом, о разного рода духовных болезнях и искажениях веры, о многом отрицательном в религиозной жизни? Не лучше ли избрать одно положительное и писать об утешительных темах, о том, что радует сердце и заставляет легко, радостно дышать полной грудью». На что батюшка отвечал, что «радость, которую несёт нам Святое Евангелие, только тогда станет для нас полной и глубоко осознанной, когда мы самоотверженно вступим на путь испытания, мужественно возьмём и понесём свой крест во имя Господа».
«Вспомним, — продолжает отец Лазарь, — что Святое Евангелие вслед за радостным благовестием Архангела, вскоре после Рождества Богомладенца повествует нам о грозном пророчестве праведного Симеона: Се лежит Сей на падение и на восстание многих в предмет пререканий, да откроются помышления многих сердец. Из этих уже слов видим указание на ту жестокую, болезненную, кровопролитную невидимую брань, которая должна открыться в душах человеческих вслед за вхождением в этот мир спасительной правды Христовой. Этот взгляд заимствован автором у святых отцов. А святые отцы черпали свои знания в Евангелии, где Господом сказано: Царствие Божие нудится, т.е. достигается упорным трудом над собой, и только трудящийся достигает его.
И если мы в серьез желаем себе спасения, то с большим вниманием отнесемся к наставлениям архимандрита Лазаря. Сам автор в этой книге приводит такие слова святителя Игнатия (Брянчанинова): «весьма редко можно слышать истинное слово Божие из уст человеческих, хотя и часто можно слышать поддельное. Глад слышания слова Божия — вот бедствие, несравненно тягчайшее бедствие всех бедствий, которые когда-либо были попущены на христиан». Потому так важен этот труд архимандрита Лазаря (Абашидзе), в котором он на основе учения святых отцов даёт безошибочные ориентиры всем, кто ищет спасения в наше непростое время.
***
В завершении программы прочитаем слова святителя Феофана Затворника, приведенные в книге: «Вот повсюду размножаются удобства жизни. И пусть. Но наперед знайте, что сие никак не может изменить той истины, что узкие врата и тесный путь вводят в живот (жизнь), и кто стал бы проповедовать противное сему, проповедал бы ложь. Не слушайте его. Так и во всём! Утвердите в себе сознание духа веры и жизни христианской и, храня его непоколебимым, всё несогласное с ним отревайте. Сие сознание да будет в духе вашем, как утёс среди волн моря». Надеемся, что знакомство с книгой «Наставления современным христианам», составленной архимандритом Лазарем (Абашидзе), поддержит своего читателя на пути спасения, внесет ясность и поможет ему разобраться во многих вопросах духовной жизни, и даже проблемах современности.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!