Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«Всякая добродетель, творимая ради Христа, - по словам преподобного Серафима Саровского, - дает благодать Духа Святого, но более всего дает молитва, потому что она всегда в руках наших как орудие для стяжания благодати Духа». «Что воздух для жизни тела, - учит и святитель Игнатий (Брянчанинов), - то Дух Святой для жизни души. Душа посредством молитвы дышит этим святым, таинственным воздухом». Таким образом, молитва - это основа духовной жизни, без нее невозможно не только спастись, но даже и называться христианином. Поэтому в этом деле, и вообще в жизни духовной, нам необходим опытный наставник, к которому всегда можно обратиться за советом. В настоящее время таким наставником может стать книга, на страницах которой собраны наставления святых отцов или современных подвижников благочестия. Одну из таких книг мы и предлагаем сегодня вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Ковчег и называется – «На высотах духа».
***
В эту книгу помимо кратких жизнеописаний и поучений подвижников благочестия 20 века: игумена Никона (Воробьева), архимандрита Тихона (Агрикова), священника Александра Ельчанинова, архиепископа Александра (Толстопятова) и иеросхимонаха Михаила (Питкевича), вошли воспоминания русского православного богослова и религиозного писателя Сергея Николаевича Большакова о делателях Иисусовой молитвы. Название его произведения «На высотах духа» и вынесено в заглавие всей книги. Как говорится в издании, Сергей Николаевич Большаков родился в 1901 г. в Санкт-Петербурге, в богатой родовитой семье, получил хорошее образование, а главное — православное воспитание, чем обязан прежде всего матери и бабушке.
О матери, Лидии Большаковой, он писал: «Была она женщина весьма религиозная, блюла посты, молилась... Я обязан ей твердыми устоями в вере». Бабушка Сергея Николаевича, Мария Николаевна Балунина, была, по его словам, правдивой, справедливой, религиозной, как и его мать. Видя, как Сергей переживает кончину матери, умершей через год после октябрьской революции, и готовя его к непростому будущему, бабушка говорила ему: «Тебе бы должно в порядке вещей быть человеком очень богатым, жить в довольстве и почестях, и все это революция, а правильнее — Господь Бог все это у тебя отнимает. Но не жалей, за это дается тебе великая свобода духовная, не связан ты больше имениями, делами, заводами... Время наступает безбожное, а ты не смотри на других, держись веры — и не будешь постыжен».
В 1918 году юноша покинул Россию, эмигрировал сначала в Эстонию, затем жил во Франции, в Бельгии, Англии. В 1940-е годы собственноручно издавал машинописное православное информационное периодическое издание «Бюллетень». Опубликовал множество статей на религиозно-богословские темы, основной из которых была духовная жизнь в России. Много странствовал по монастырям, беседовал с монахами, делателями умной молитвы. Итогом этих паломнических поездок стали законченные в 1966 году записки «На высотах духа». Эти воспоминания были мало известны в России до начала 1990-х, а после - стали издаваться огромными тиражами и были востребованы читателями благодаря необыкновенно теплой интонации повествования и особому тону этих записок, составленных человеком молитвенного склада. Его внимательное, жаждущее истины сердце смогло разглядеть подлинных молитвенников среди тысяч людей, встречавшихся ему на протяжении его долгой жизни, длившейся без малого 90 лет.
Свои записки Сергей Николаевич предварил такими словами: «Эта небольшая книжечка написана главным образом для делателей молитвы Иисусовой. В ней я изложил мои беседы с разными делателями ее в разное время и в разных странах. Делателей этой молитвы очень немного. Я едва могу насчитать тридцать, почивших и здравствующих. Из делателей молитвы я выбрал только достигших внутреннего безмолвия, то есть никого не судивших, в большей или меньшей мере. Этой добродетелью особенно отличался Сергей Миронович Пауль. Из двенадцати лиц, выбранных мною, — семь монахов, трое мирян, близких к монашеству, и две женщины, обе матери семейств. Старец Михаил, Ново-Валаамский затворник, дал мне самые ценные указания, но помогли мне также и архидиакон Аркадий, и схиигумен Иоанн, и иеромонах Дорофей, и другие.
Из этих бесед, по словам автора, видно, как делатели молитвы понимают такие термины, как «угомонился», «внутреннее безмолвие», «духовная прелесть» и так далее. Давайте и мы откроем книгу и узнаем, что понимают под этими словами собеседники автора. Вот, например, один из них, отец Дорофей, на вопрос Сергея Николаевича: «Как достичь мира духовного?» - ответил: «Нужно угомониться». «Что значит «угомониться»? – переспросил автор. «А вот что. Когда я, - говорит отец Дрофей, - был молодым послушником на Валааме, Старец мой, которому я прислуживал, сказал мне раз: «Димитрий, трудно тебе будет угомониться. Больно у тебя нрав веселый и подвижный. А не угомонишься, не достигнешь чистой молитвы, ни к чему будет тебе и монашество». Вот я и спросил его, как вы теперь меня: «Что значит «угомониться?»
Старец мне ответил: «Это очень просто. Сейчас вот лето, а ты, поди, ждешь осени, когда работы на полях будет меньше». – «Верно, батюшка...» – «Ну, а осень придет, будешь ждать зимы, первопутка, Святок, а они придут, будешь ждать весны; а там – Пасхи – Светлого Христова Воскресения?» – «Правда, отче». – «Вот ты сейчас послушник, а, поди, ждешь того времени, когда будешь рясофором?» – «Да, батюшка». – «Ну, а там, поди, и мантии будешь ждать, а там иеромонашества. Вот это и значит, что ты не угомонился. А вот когда тебе будет все едино: весна или осень, лето или зима, Святки или Пасха, послушник ты или схимник, а будешь ты жить сегодняшним днем, ибо довлеет дневи злоба его (Мф. 6, 34), не будешь помышлять и ждать, а всецело предашь себя воле Божией, – вот ты и угомонишься». На все воля Божия, - заключает монах, и тем, кто еще «своего ищет», напоминает, что «без угомонения не достичь чистой молитвы!»
На вопрос: «Что такое чистая молитва? – отец Дорофей ответил следующее. В это время он с Сергеем Николаевичем сидели на скамеечке, на берегу тихого озера. По голубому небу плыли белые, перистые облачка. Солнце садилось. Стволы высоких корабельных сосен горели, как золотые свечи, в лучах заката. Озеро, все золотое, в зеленой рамке лесов, было как зеркало. Всюду царила тишина далекого Севера. «Вот друг, – заметил отец Дорофей, – когда сердце ваше уподобится сегодняшнему вечеру, его тишине и миру, тогда и озарит его свет незаходимого Солнца – и уразумеете вы тогда на опыте, что есть чистая молитва». О чем еще спрашивал автор, и что ему отвечали его собеседники, читайте на страницах этой книги.
А далее читатели найдут избранные поучения о духовной жизни игумена Никона (Воробьева), которые в полном объеме содержатся в письмах батюшки. По словам издателей, «его понимание значения православной молитвы идет из познания сердца, из сокровенных глубин подлинного духовного опыта, восходящего к чистым источникам святоотеческой традиции». О духовной жизни говорит и архимандрит Тихон (Агриков) - православный подвижник, своей жизнью исполнивший слова Господа: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35), — он был глубоко почитаем всеми как духовник и педагог. О том, что «христианство – это жизнь» – напоминает читателям священник Александр Ельчанинов. В книге помещаются отрывки из писем отца Александра к молодым. В этих письмах отражается незримая пастырская работа с человеческими сердцами. О том, что нужно на пути к спасению, рассказывает архиепископ Александр (Толстопятов), а завершают книгу поучения иеросхимонаха Михаила (Питкевича).
***
В молитвенном делании, как и во всяком другом деле, необходим руководитель, который сам постиг молитвенное восхождение к Богу и оставил нам свой бесценный опыт. Для христиан это святые отцы, учители Церкви, а также подвижники благочестия последних времен. Все они за годы подвижнической жизни стяжали большой духовный опыт и стремились передать его всем верующим в своих творениях. Эти творения являются поистине цветником духовным, где любой христианин, уподобляясь трудолюбивой пчеле, может собрать чистый нектар душеполезных наставлений. Мы надеемся, что мудрые наставления известных подвижников благочестия, собранные на страницах этой книги, станут верным проводником боголюбивому читателю на пути духовного возрастания, на пути к Богу.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле
СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 19 апреля 2024
Томск. Пасхальный фестиваль хоров храмов Томской епархии
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!