У книжной полки. Митрополит Арголидский Нектарий. Святая Гора

30 июня 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Книга, которую мы предлагаем вашему вниманию, - это плод многолетней работы хорошо известного на Святой горе высокопреосвященного Нектария, митрополита Арголидского. С юности полюбив Афон, он на протяжении нескольких десятилетий по нескольку раз в год посещал Святую гору. Все свои беседы с афонскими старцами автор пунктуально записывал сначала в свой дневник, а затем и на магнитофон. В результате у него скопилось несколько тетрадей и десятки кассет магнитофонных записей. Все эти живые слова хорошо известных афонских старцев последнего времени, преп. Порфирия Кавсокаливита, прп. Паисия Афонского, старца Ефрема Катунакского и других, дополненные собственными пояснениями и дневниковыми заметками автора, и составляют содержание книги – «Святая Гора».

***

«Есть места, - побывав там лишь раз, их уже нелегко забыть. К ним относится и Святая гора», - написал однажды автору этой книги его друг. Именно это и пережил сам владыка Нектарий, впервые приехав на Афон. "Первая поездка, говорит он, все определила. Я заболел Святой горой". После его поездки на Афон продолжились, и он всерьез задумывался о том, чтобы остаться там навсегда. И чем больше там бывал, тем это желание становилось сильнее.

В конце 1972 года автор впервые встретился со старцем Порфирием в «пустыни»... Омонии, в больничном храме. Рассказал ему о своих проблемах. Он очень внимательно выслушал, и в конце сказал: "Ты сейчас слушаешь, что один скажет, что другой, и начинаешь метаться. Не торопись. Молись. Каждый день повторяй слова пророка Давида: «Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою» (Пс. 142, 8). И Бог откроет тебе Свою волю. Молодой человек ушел от старца утешенным. Но, как обычно бывает у большинства из нас, слова старцев мы толкуем так, как нам хочется. И хотя, отмечает Владыка Нектарий, «Скажи мне, Господи, путь...» стало моей ежедневной молитвенной просьбой, я считал, что воля Божия обо мне - это Святая гора!

Затем была служба в армии, совсем не простая, так как пришлось пережить все передряги того времени: восстание в Афинском Политехническом университете, государственный переворот Иоанниди, оккупацию Кипра, всеобщую мобилизацию и связанные с ней волнения и неуверенность. «Мы не знали, - рассказывает автор, что принесет нам следующее утро. Некоторые из моих друзей с теми же, что и у меня, мечтами после тяжелого кризиса Элладской Церкви 1974 года решили уйти на Афон. Тогда сделать такой шаг было несложно. Старые монахи приглашали молодые братства, и уже пополнились первые четыре афонские обители». Решил уйти на Афон и автор, будущий митрополит Нектарий. «Однако, - вспоминает Владыка, - возникли неожиданные препятствия. Я уже начал отчаиваться».

Старец Паисий, который поддерживал молодых людей в их первых шагах, предложил такой путь: «Поезжайте в какой-либо монастырь вне Афона. Отслужите в армии и через год-два, когда вы все соберетесь вместе и все наладите, если еще у вас будет желание, приезжайте на Афон». Так сделали и другие братства, которые пополнили собой святогорские обители. Не переживайте, монастырь найдется. Раньше говорили, были бы монастыри, а монахи найдутся... А теперь говорим, были бы монахи, а монастыри найдутся...». В конце концов, - говорит автор, - нашим планам не суждено было сбыться. Как говорится, Бог видит наши планы и смеется. Святая гора стала недостижимой мечтой. Значительно позже отец Ефрем Катунакский мне скажет: «Ты считаешь, что сам поехел туда, где ты есть? Такова была воля Божия. Там будешь подвизаться и так спасешься».

Но, как отмечает владыка Нектарий, ностальгия осталась. Каждый год, раз или два, он посещал Афон, чтобы подышать его воздухом, послушать его голос. Его очень мало или даже совсем не интересовали культурные сокровища Афона. То, что главным образом притягивало внимание, - это населяющие его люди, а точнее, невидимая сторона жизни Святой горы. Неприметные старцы, которые поражают своей добротой и простотой, чудачествами и искренностью, благородством и жесткостью, свободой и ограниченностью. «Мне очень нравилось, - говорит Владыка, - слушать рассказы святогорских монахов, особенно старичков. Мне нравилась их манера говорить, хотя в ней была какая-то детскость и бесхитростность. Но ведь сказано: «таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19,14)».

По словам автора, с самого первого паломничества у него сложилась привычка записывать все беседы в дневник. И за все это время скопилось ни много ни мало целых десять тетрадей дневниковых записок. Как признается владыка, он не считал, что их стоит публиковать. Наверняка многое и так уже известно из публикаций как самих святогорцев, так и тех, кто пишут о Святой горе. Этими своими мыслями он не так давно поделился с одним своим другом, афонским иеромонахом. И тот сразу развеял все сомнения: «Даже нам самим, святогорцам, было бы очень нтересно узнать, что думает и как видит Святую гору кто-то со стороны, простой паломник». Пусть же этот дневник, - говорит митрополит Нектарий, - станет уплатой моего долга этой прославленнейшей горе и выражением моей глубочайшей благодарности всем святогорским отцам, которых мы знали и которые поддерживали нас в трудные годы нашей молодости, да и не только тогда».

Как отмечает автор, то что написано в этой книге, «слова святогорских отцов и их советы, — достаточно личное, не имеет общего характера и не подходит для каждого. Многие наставления имеют своего конкретного адресата, автора этих строк или других лиц, и затрагивают их личные проблемы. Как говорил старец Паисий, «я даю каждому нужное именно ему лекарство». Подвиги святых достойны восхищения, но подражать им нужно с большой осторожностью. Будет ошибкой считать, что человек в миру может жить так же, как живут подвижники. Требуется рассуждение, и прежде всего надо проникнуться духом преподобных отцов. Особенно это касается новообращенных, которые поздно познали Христа, их усердие иногда доходит просто до наивности. Они стараются нагнать упущенное время и впадают в крайности. Тогда как изменения в человеке происходят медленно и постепенно, с рассудительностью и смирением, через подвиг, при содействии Божественной благодати.

В книге перед нами предстают многие святогорцы, молодые монахи и почтенные старцы. Все они пристали к этой безопасной пристани, и каждый из них с Божиим содействием вел брань с самими собой. Большую часть книги составляют беседы со старцем Паисием и со старцем Ефремом. В записях бесед со старцами автор старался сохранить их живое устное слово с минимальными исправлениями в тех местах, где смысл не всегда понятен читателю. Но в этом, понятно, есть и недостатки. Это необработанные диалоги, поэтому часто встречаются повторения. Беседы имеют хронологический, а не тематический порядок. Поэтому они и не озаглавлены (например, о молитве, о послушании и т.д.), но содержат лишь дату, когда были записаны.

***

В предисловии книги иеромонах Ефрем Катунакский отмечает, что читая воспоминания митрополита Нектария об Афоне, он был растроган. Почти сорок лет отец Ефрем прожил на Афоне, но, как он говорит, не собрал даже тех плодов, что собрал Владыка за время своих краткосрочных поездок. Похоже, это общая для всех ошибка - не ценить должным образом сегодняшний день. С какого-то момента он становится данностью, и теряется жажда прожить его так, чтобы он запомнился на всю жизнь. А ведь Святая гора - это дар. Дар Пресвятой Богородицы монахам, Греции, Церкви, всему миру. Кто станет это отрицать? Как свидетельствует отец Ефрем, чтение этих путевых заметок совсем не утомляет. Напротив, они приносят отдохновение, удерживая внимание читателя до самой последней страницы.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать